Существует бытие, мир, находящийся вне человеческого сознания и независимый от него. Внечеловеческий, внемировой дух, который якобы мог создать это бытие,— предмет не серьезного научного размышления, а в конечном счете веры и суеверия. Он есть прежде всего человеческий дух, обособившийся от человека, а затем вознесенный на небеса, и ничего более. Существует лишь одно бытие, один мир, к которому принадлежит и человек со своим духом. Нет двух миров: посюстороннего и потустороннего. Так называемый потусторонний мир, как уже было сказано, является лишь миром вознесенного на небеса человеческого духа. Мир — это единое, «посюстороннее» целое.
Бытие, находящееся вне и независимо от нашего сознания, существует само по себе. Общезначимые законы природы говорят нам, что бытие несотворимо и неразрушимо, т. е. что оно не возникло из ничего и не превратит-
ся в ничто. Материальное бытие, объективный мир материалистическая философия именует «объективной реальностью», «материей». Она «отображается» в нашем сознании: мы познаем ее. Эта объективная реальность, материя состоит из бесчисленного множества вещей, явлений и отношений между ними. Материя — это не только все вещественное, но также излучения, как, например, свет. Словом, к материи, к объективной реальности относится все, что существует вне и независимо от нашего сознания. Материю нельзя отождествлять с каким-то одним свойством этой объективной реальности. Подобно тому как неверно сказать, что фрукты — это только яблоки, поскольку тогда из понятия «фрукты» выпадают все другие их разновидности, так и о материи нельзя говорить, что материя — это вещественное. Ибо то, что мы называем веществом, составляет лишь часть материи, образованную из атомов и другого «строительного материала» микромира. Однако в природе существует и бытие иного рода, например электромагнитное поле (радиоволны и т. п.), не являющееся таким веществом.
Когда мы обращаемся к бесконечному разнообразию материальных вещей, явлений и отношений, то видим, что все они — от мельчайшей частицы до гигантских солнц и галактик в космосе, от мертвого камня до высокоразвитого живого существа, человека,— имеют свою историю, что они возникают и исчезают. И нет ничего, что не двигалось бы, не изменялось каким-либо образом. В живых существах происходит постоянный обмен веществ. Они ведут себя в соответствии с воздействиями окружающего мира. В нашей солнечной системе мы всюду видим движение: Луна движется вокруг Земли, Земля — вокруг Солнца. Солнце в свою очередь движется в нашей галактике. Атомы, из которых состоят все тела, движутся непрерывно. Не существует материи без движения. Материю нельзя отделить от движения. Но и
39
движение от материи тоже! Если бы не было материи, нечему было бы двигаться. Материя и движение образуют неразрывное единство. Движение, как отмечал Ф. Энгельс, есть способ существования материи.
Однако движущаяся материя не может существовать без протяженности вещей, без пространства, без определенной длительности движения, короче говоря, без пространства и времени. Всякое движение включает изменение местопребывания. Поэтому пространство — одно из основных условий движения материи. Оно является формой существования материи. Далее, движение осуществляется в определенной последовательности его разновидностей, оно связано со временем как еще одним основным условием и формой существования материи. Ни одна вещь не может находиться только в пространстве и вне времени или только во времени и вне пространства. Пространство и время неразрывно связаны с каждой вещью и ее движением. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи,— писал В. И. Ленин,— и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени»1.
Итак, мы коротко воспроизвели общие положения материалистической философии, касающиеся понимания материи. Эти высказывания согласуются с современными данными естественных наук.
Но как мы можем обосновать, что материалистическое мировоззрение или материалистическая философия дает правильный ответ на вопрос о том, создан ли мир богом?
Начнем с того, что нет ученого и нет науки, которые всерьез заявляли бы, что из ничего может возникнуть нечто. Напротив, наука утверждает: из ничего и возникнуть не может ничего. Наука знает, что все в мире имеет начало и конец. Но она всегда с успехом идет дальше,
1
Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 181.
40
ставя вопрос следующим образом. Итак, этот дом однажды возник. Откуда он взялся? И здесь приходят к таким немудреным вещам, как доски, кирпичи, гвозди, цемент и т. д. Из ничего невозможно построить дом. И так во всех случаях. Все, что существует, не только возникло, но возникло из чего-то другого, что было до него. И все, что существует, погибнет. Но оно не растворяется в ничто, а трансформируется в нечто другое.
Мы выяснили, что из ничего не может ничего получиться, и все, что существует, переходит в нечто другое. Об этом свидетельствует наука, изучающая мир. Мир находится в процессе постоянного становления и исчезновения. Все время возникает новое и отмирает старое. Но то, что становится новым, проистекает не из ничего, а из чего-то другого. Равным образом оно в конце концов не распадается в ничто, а переходит в нечто другое. Так наука показывает, что вечно изменяющийся мир — единственное бытие, о котором мы знаем. Признание этого положения равносильно принятию материализма.
Внимание: опасность!
Я здесь недвусмысленно принял сторону материализма. Для моего политического поведения из этого, между прочим, следует, что я сужу о людях и по тому, во что они верят, что думают и говорят, но прежде всего по тому, как они действуют. Это очень важный момент. У меня есть хорошие друзья среди христиан. С точки зрения материалистической философии они имеют ложное сознание. Ну а если они на политической арене вместе со мной выступают за мир, демократию и социализм? Стоит ли мне заявлять им: нет, ваше мировоззрение неправильно? Или мне следует действовать вместе с ними? Я знаю людей, которые не придерживаются религиозных взглядов, но в политике тем не менее они очень
41
реакционны. Так что же, я должен считать, что они ближе ко мне, чем упомянутые выше христиане? Это было бы совершенно неправильно.
Зачем же мы так долго рассуждали об основном вопросе философии, если ответ на него, по-видимому, не влияет на политическую практику, если христиане могут быть прогрессивными людьми, а люди нерелигиозные — враждебными прогрессу?
Надо смотреть глубже. Здесь речь идет об изложении марксистской философии. Марксистский философский материализм предполагает (как это будет показано дальше) партийную позицию по отношению к делу рабочего класса, к социализму. Нельзя быть одновременно марксистом и противником социализма. Когда же человек придерживается идеалистического или религиозного мировоззрения, дело обстоит иначе: марксисты должны, а христиане могут быть социалистами. Христианин способен вопреки своему мировоззрению стать таковым, если он борется за рабочее дело. Но религия не обязывает его к этому. Марксист же — обязательно борец за рабочее дело. Поэтому мы очень хотели бы, чтобы как можно больше наших соратников по рабочему движению были или становились марксистами, ибо это придает их политическим действиям более отчетливый пролетарский характер. Однако ни в одном из принципиальных документов Германской коммунистической партии, организации
«Социалистическая немецкая рабочая молодежь», марксистского студенческого союза «Спартак» мы не выдвигаем в качестве предварительного условия для тех, кто идет вместе с нами, чтобы они сначала отвергли религию, вышли из церкви. Конечно, лучше становиться на сторону марксизма в рамках рабочего движения. Однако и здесь не каждый является марксистом в полном смысле этого слова.
Следует обратить внимание на это предостережение, чтобы не оттолкнуть друзей по совместной борьбе против
42
войны, гонки вооружений и реакции, за мир, разоружение, свободу и социализм.
И еще одно. Мы выступаем против злоупотребления религиозными чувствами и убеждениями со стороны сил политической реакции. Например, такими ведущими политиками ХДС/ХСС, как Штраус и Фильбингер. Настоящие христиане, по-видимому, придерживаются мнения, что политическое поведение этих людей имеет так же мало общего с действительным призванием религии, как вор с кассой. Но, будучи марксистами и неизбежно полемизируя с религией, мы стараемся не оскорблять при этом религиозных чувств людей аргументами, не относящимися к делу. Именно потому, что мы убеждены в научной ценности наших взглядов, нам такие аргументы не нужны.






