Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.
Оборудование: карандаш, бумага.
Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят: "Нарисуй дорожку", "Нарисуй домик". Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге, ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию выполняет;
2 балла — у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание), к конечному
изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих
рук;
3 балла — ребенок понимает инструкцию, пытается нарисовать дорожку, изображая
ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления, понимает
конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности
действий обеих рук;
|
|
4 балла — ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции,
заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная
линия), четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.
Методики психолого-педагогического обследования детей 4 -го года жизни
№ | Задание |
1 | Разборка и складывание матрешки: Четырехсоставной |
2 | Разборка и складывание пирамидки: Из четырех колец |
3 | Коробка форм ("почтовый ящик"): Из четырех форм |
4 | Разрезная картинка из трех частей |
5 | Достань ключик: Практическая задача На картинке |
6 | Счет |
7 | Конструирование: Из четырех элементов |
8 | Рисование (дом, дерево, человек) |
9 | Игра |
10 | Цветные кубики: Пять цветов |
Необходимое оборудование
Матрешка, пирамидка, почтовый ящик, 8 фигур, разрезные картинки, заводная игрушка, ключ, палочки, бумага, фломастеры, карандаш, кубики.
ЗАДАНИЕ 1 Разборка и складывание матрешки.
Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.
Оборудование: четырехместная матрешка.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку четырехместную матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет матрешку и просит ребенка посмотреть, как он это делает: "Сначала беру маленькую матрешку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней платочек и т.д.". Взрослый показывает складывание матрешки методом проб, привлекай внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
|
|
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности. Оценка в баллах:
1 балл — не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла — понимает цель, но действует хаотически, т.е. учитывает величину, в про
цессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;
3 балла •— понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в ус
ловиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания,
пользуясь целенаправленными пробами;
4 балла — понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целена
правленными пробами.