МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЗВЕРИНОГОЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Составители:
Запорощенко А.Е.
Белых А.П.
Преподаватели
теоретических дисциплин
С.Звериноголовское, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное учебное пособие предназначено для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. Оно является учебно-методическим комплектом к программе «Слушание музыки» Царевой Н.А..
Цель данногоучебного пособия - приобщение ребенка к многообразному миру музыкальной культуры, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни.
Рабочая тетрадь по «Слушанию музыки» может быть использована как на уроке в процессе изучения нового материала, так и дома, при выполнении домашних заданий. Например, в уроке №1 «Шумовые и музыкальные звуки» слуховое задание на определение шумовых звуков выполняется в классе, дети должны цифрами отметить порядок их звучания, а решение ребусов учащиеся должны выполнит дома. Каждая страница тетради имеет свое название. Основой содержания тетради являются музыкальные жанры. От простых, доступных каждому ребенку интонаций песен, танцев, маршей к более сложным жанрам, таким, как опера, балет, симфонические произведения и другие. Чтобы музыкальный язык стал понятен первоклассникам, в игровой форме вводятся элементарные понятия из области музыкальной грамоты, а также нотной грамоты, которые они осваивают в процессе пения, инструментального музицирования, импровизаций.
|
|
На страницах тетради предлагаются разнообразные творческие задания для учащихся, которые выполняются на уроке и дома. Подчеркнутые понятия и определения, учащиеся должны выучить дома. Например, урок №9 «Мелодия», дети должны запомнить такие понятия как «мелодия», «кантилена», «инструментальная мелодия». Проблемные вопросы, обращенные к юным исполнителям, слушателям, настраивают их на размышления о музыке. Например, в уроке № 17 «Интонация» в трех пьесах Д.Б. Кабалевского «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», учащиеся должны определить с помощью каких средств музыкального языка (интонация, темп, регистр, вид мелодии) создан данный образ или характер и вписать все в таблицу.
Учащимся предлагается высказывать свое отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Школьникам предлагается изобразить настроение музыки, выразить ее в цвете. Например, изобразить музыкальный образ, прослушанного произведения в рисунке (в уроке №29 «Сказочные сюжеты в музыке» детям предлагается нарисовать рисунок на одну из трех прослушанных пьес М.П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). В учебном пособие также представлена галерея портретов русских и зарубежных композиторов.
|
|
Урок 1
«Шумовые и музыкальные звуки»
Это звуки – шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки –
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЕСТЬ ЗВУКИ.
Музыкальные звуки можно:
Прослушать и определить:
o Дождь
o Шорох снега под ногами
o Стук двери
o Жужжание шмеля
o Мелом по доске
o Журчание ручья
o Шум поезда
o Скрип пола