Тема 14. Финансовая система и фискальная политика государсва

 

Дайте определения понятиям

 

1.Финансы – система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.

 

2.Финансовая система – совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой.

 

3.Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

 

4.Внебюджетные фонды – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

 

5.Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах

 

6.Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами.

 

7.Государственный долг – результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

 

8.Уровень дефицита госбюджета – отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).

 

9.Уровень внешнего долга – Соотношение объема внешнего долга страны и объема ввп.

 

10.Налоги – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

11.Субъект налогообложения или налогоплательщик, – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения.

 

12.Объект налогообложения – денежные средства, материальные и природные ресурсы, подлежащие согласно НК РФ обязательному налогообложению.

 

13.Прямые налоги – налоги у которых объектом налогообложения является непосредственно доход налогоплательщика или его имущество, без переложения. На данный момент все налоги за исключением НДС и акцизов. Это налоги, для которых налогоплательщиком выступает тот же субъект, которому принадлежит объект налогообложения. Например, предприятие (субъект налогообложения) получило прибыль (объект налогообложения) и заплатило с нее налог. Или человек (субъект налогообложения) владеет недвижимостью (объект налогообложения) и платит с нее налог.

 

14.Косвенные налоги – это налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком, но вместе с тем перекладываются на другое лицо, которое, в свою очередь, уплачивает их налогоплательщику. Например, предприятие (субъект налогообложения) реализует товар (объект налогообложения) и уплачивает с него НДС. Но при этом этот же НДС включается в цену товара, которую платит предприятию покупатель. То есть, несмотря на то, что налог заплатило предприятие, косвенно он перекладывается на его клиентов.

 

15.Фискальная политика – корзина; касса, казна, финансы) – правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний.

 

16.Дискреционная политика – это целенаправленное принятие определенных мер для стимулирования экономики в период спада и сдерживания экономики в период бума. Недискреционная политика (автоматическая политика, политика использования встроенных стабилизаторов) – это принятие и законодательное закрепление каких-либо мер, которые в дальнейшем действуют без специального вмешательства государства.

 

17.Автоматическая политика – это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся как бы автоматически. Ее инструменты - встроенные стабилизаторы. В качестве такового, в частности, выступает прогрессивная шкала налогообложения.

 

18.Мультипликатор госрасходов – это показатель, отражающий в какой степени, вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

 

19.Налоговый мультипликатор – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

 

Узловые вопросы темы

 

1.Общее понятие и функции финансов.

Понятие «финансы» выражает экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

2. Принципы построения и структура финансовой системы государства

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

- Экономическая самостоятельность и чёткое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. местные своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

- Формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

- Взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашения;

- Доходная часть бюджетов формируется в основном за счёт налогов.

- С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Финансы властных структур (государственные и муниципальные)

- Бюджетный фонд

- Федеральный бюджет

- Бюджеты субъектов РФ

- Местные бюджеты

- Внебюджетный фонд

- Пенсионный фонд РФ

- Фонд социального страхования

- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

3.Бюджет и бюджетное устройство. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ; это финансовый план на 1 год и плановый период, имеет статус закона (НПА) Бюджетное устройство – это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

4. Функции государственного бюджета:

Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

Легально контролирует действия правительства

Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

5.Доходная часть государственного бюджета. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года

6.Расходная часть государственного бюджета. Расходы бюджетов всех уровней основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются правительством.

 

Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.

7.Причины образования бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фoндa – стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику – политику бюджетного дефицита (в пределах 3% от ВВП).

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

8.Источники финансирования бюджетного дефицита и возможные последствия.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции.

Основные способы финансирования дефицита госбюджета:

1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.

2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.

3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.

4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).

5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:

- акции и доли участия в предприятиях,

- земельные участки и объекты природопользования,

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Зависимость между получаемым государством налоговыми поступлениями и ставками налогов описывается кривой Лаффера.

9.Государственный долг и его виды.

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Различают капитальный и текущий государственный долг. Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

10.Функции налогов. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

- обеспечение финансирования государственных расходов – фискальная функция;

- государственное регулирование экономики – регулирующая функция;

- поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними – социальная функция;

- стимулирующая функция.

11.Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права.

Принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы, которые можно объединить в группы:

1) экономические:

справедливости;

эффективности (экономичности);

соразмерности;

множественности.

2) юридические:

нейтральности;

установления налогов законами;

отрицания обратной силы налогового закона;

приоритетности налогового законодательства;

наличия всех элементов налога в законе.

3) организационные:

единства налоговой системы;

подвижности (эластичности) налогообложения;

стабильности налоговой системы;

налогового федерализма;

гласности;

однократности обложения.

12.Налоговая система РФ. Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.

Налоговая система – это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

- законодательства о налогах и сборах;

- совокупности налогов и сборов (система налогов и сборов);

- плательщиков налогов и сборов;

- налоговых администраций.

13. Влияние государственных расходов на совокупный спрос

Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. К примеру, чтобы вывести экономику из положения спада активности, нужно подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересованно в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в данном случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом.

ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.

14.Влияние налоговых ставок на совокупный спрос. Увеличение налоговых ставок ведёт к снижению реального чистого дохода, а, следовательно, и к сокращению потребительских расходов населения, которое отразится на всей сумме совокупных расходов. Если размеры инвестиций и государственных расходов прежние, то снижение потребительских расходов вызовет сокращение ВВП и занятости.

Рост налогов вызывает снижение доходов населения. Но не весь доход идёт на потребление. Некоторая его часть поступает в сбережения. Если бы этого не происходило, тогда вся сумма налогов означала бы лишь вычет из потребления. Но поскольку располагаемый доход распадается на две части - потребление и сбережения, то, следовательно, снижение дохода вызовет сокращение как потребления, так и сбережений.

15.Стимулирующая фискальная политика. Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев.

16.Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер.

 

Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа г б г г б

1. Инфляционным финансированием дефицита госбюджета является:

а) сокращение бюджетных расходов;

б) сокращение денежной массы;

в) выпуск государственных ценных бумаг;

г) эмиссия денег.

2. Какие из ниже перечисленных налогов относятся к прямым:

а) акцизы;

б) налог на прибыль корпораций;

в) налог на добавленную стоимость;

г) таможенные пошлины.

3. Какие из ниже перечисленных налогов относятся к косвенным:

 

а) индивидуальный подоходный налог;

б) земельный налог;

в) налог на наследство;

г) социальные налоги.

4. Следствием большого государственного долга является:

а) увеличение трансфертных платежей;

б) увеличение расходов на общественные товары;

в) снижение расходов на общественные товары;

г) рост цен.

5. Трансфертные платежи:

а) относятся к доходам госбюджета;

б) относятся к расходам госбюджета;

в) могут быть как доходами, так и расходами госбюджета;

г) не имеют отношения к госбюджету.

 

 

Задачи

 

Задача 1

Предположим, что стимулирующая фискальная политика, в рамках которой государственные расходы увеличиваются на 30 млрд. руб., приводит в краткосрочном периоде к росту национального продукта на 100 млрд. руб. Определить величину мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора, если предельная склонность к сбережению (MPS) равна 0.4.

Решение:

Определим мультипликатор государственных расходов:

М = изменение равновесного ВНП / изменение государственных расходов = 100 / 30 = 3,33

Определим налоговый мультипликатор:

Налоговый мультипликатор = - предельная склонность к потреблению / предельная склонность к сбережению = -0,6 / 0,4 = - 1.5

Задача 2

ВВП в условиях полной занятости составляет 30 млрд. ден. ед. Фактический ВВП равен 20 млрд. ден. ед. Сумма налогов составляет 20% от объёма ВВП. Гос.закупки товаров и услуг равны 5 млрд. ден. ед. Определите:

1. сводится ли госбюджет с дефицитом или профицитом и установите его размеры;

2. как изменится сальдо госбюджета в условиях достижения полной занятости?

Решение:

1. Налоговые поступления составляют 20млрд. долл. * 40% = 8 млрд. ден. ед.

Профицит бюджета составляет 8 – 5 = 3 млрд. ден. ед.

При полной занятости налоговые поступления от ВНП составили бы 30 млрд. долл. * 20% = 6 млрд. долл.

Тогда госбюджет имел бы профицит в размере 6 – 5 = 1 млрд. ден. ед.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: