Произнесите предложения с большим чувством

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее грянет буря!

До чего красив закат!

· Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.

- Сколько тебе лет?

- Ты живешь в новом доме?

- У вас есть т елефо н?

- Где ты работаешь?

 

· 3. Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

· Снег пошел.

- Спрашиваете, удивляясь —?!

- Восхищаетесь, радуясь —!

- Огорчаетесь смене погоды.

- Уточняете —?

- Радостно сообщаете друзьям — 1!

· Мы пойдем в зоопарк.

  Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы —?

- Уточняете, кто пойдет в зоопарк —?

- Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк —?

 

· 4. Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.

- Вы мне утром звонили? — (Я).

- Вы мне утром звонили? — (Вам).

- Вы мне у тром звонили? — (Нет, вечером).

- Вы мне утром звонили? — (Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

· 5. Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Реплика

Ответная реплика

а) вопрос - сомнение:

Яблоко от яблони недалеко падает?

Около кола - колокола?

Около кола - колокола?

- утверждение (да, действительно так):

Яблоко от яблони недалеко падает.

Около кола - колокола.

Около кола - колокола

б) вопрос - удивление:

От топота копыт пыль по полю летит?

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

- утверждение и восхищение:

От топота копыт пыль по полю летит!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

в) утверждение - восхищение:

· Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!

· - сомнение (недоверие):

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

Самый простой и доступный способ улучшить речь – произносить скороговорки. Но для того, чтобы они помогли улучшить дикцию, нужно произносить их по правилам.

1. Сначала нужно проговорить текст медленно. Ни в коем случае не произносите сразу быстро неизвестную скороговорку. Этим можно сбить дикцию. Сложное слово из скороговорки тоже нужно произносить медленно по слогам. Самое главное на первом шаге правильно выучить скороговорку.

Пример:

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

Сложные звуки в этой скороговорке «в», «р», «л» и «т». А также звукосочетание «ыры» и «оро». Нужно разбить скороговорку на слоги и медленно произносить. Поскольку итогом нашей работы должна стать красивая правильная понятная речь, то и звуки в слогах нужно произносить правильно, орфографически (строго как написано). Нельзя забывать про гласные звуки и произносить: «вИртлявый ветер» «вАрота» и т. д. Следует произносить четко все звуки, а не только ударные: «ВЕ-РТЛя-вый ве-тЕР ВЫ-РЫ-Вал, вО-РО-та, как вЕ-Рту-шки. ВО-Рчли-вый ВО-РОн ВО-РО-Вал ВчЕ-ра-шние ВА-Тру-шки». Те звуки, которые выделены заглавными буквами, следует произносить особенно четко. Нужно стараться отработать каждый звук.

 

2. Когда у вас начнет получаться выговаривать скороговорку медленно, ясно и четко, чеканя каждый звук, надо беззвучно проработать артикуляцию. Можно попросить кого-нибудь читать по вашим губам.

3. Когда отработаете движения губ, произносите текст шепотом. Тихо, но четко, чтобы вас могли услышать в другой стороне комнаты.

4. Теперь пришло время проговорить скороговорку вслух. Следует произносить четко и медленно. Можно при этом смотреть в зеркало.

5. После того, как вы выучите и проработаете скороговорку таким образом, попробуйте произнести ее с различной интонацией, в разных «стилях». Можно проговаривать скороговорку напевно и плавно, как стихотворение. Затем только попробуйте произнести быстро.

6. Для начала обучения следует выбирать простые скороговорки, а затем переходить к более сложным.

 

Примеры скороговорок от простых к сложным.

 

 Дарья дарит Дине дыни.

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

 

 

     

Гроза гремит,

гремит гроза,

гроза гремит пока грозна.

 

Гусь Гога и гусь Гага

друг без друга ни шага.

 

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

 

На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора.

 

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

 

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

При артикуляции звука (р) применять чистоговорки.

· Ря-ря-ря- синие моря

· Арь-арь-арь- новый букварь

· Ри-ри-ри- горят фонари

· Ры-ры-ры- летят комары

Скороговорки

*Шел Егор через двор, нес топор чинить забор

* Роет землю старый крот, разрывает огород

* Проворонила ворона вороненка

При работе со скороговорками надо учить детей правильно их читать, медленно по слогам, медленно со словами, а затем быстрее, очень быстро, но правильно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: