Достоинства кораблей XIX века

Корабли Древней Руси 

 

Человек начал плавать по воде еще в доисторические времена.

Плот, связанный из бревен, а потом челн, выдолбленный из ствола дерева, были первыми сооружениями, созданными первобытными людьми для передвижения по воде. Прошли тысячелетия, и на смену простейшим плавучим средствам пришли более сложные — появились обтянутые кожей лодки и ладьи, приводившиеся в движение при помощи весел.

 

Начало судостроения и судоходства в России также уходит во времена глубокой древности. Археологические находки на р. Южный Буг, на побережье Ладожского озера и в других местах свидетельствуют о том, что древние славяне уже более 3000 лет тому назад строили челны-однодеревки, лодки из прутьев, коры или кожи. На смену им пришли более сложные и мореходные ладьи, на которых плавали по Черному морю в Константинополь.

 

Во всех славянских языках существует слово корабль. Корень его - "кора" - лежит в основе таких слов, как "корзина". Древнейшие русские суда делались из гибких прутьев, как корзина и обшивались корой (позднее - кожами). Известно, что уже в 8 в. наши соотечественники плавали по Каспийскому морю. В 9 и первой половине 10 в. русские являлись полными хозяевами Черного моря, и недаром в то время восточные народы называли его "Русским морем".

 

В 12 в. на Руси впервые были построены палубные суда. Палубы, предназначенные для размещения воинов, одновременно служили защитой гребцам. Славяне были искусными судостроителями и строили суда различных конструкций:

- шитик - плоскодонное судно с навесным рулем, оснащенное мачтой с прямым парусом и веслами;

- карбас - оснащался двумя мачтами, несущими прямые рейковые или шпринтовые паруса;

- поморская ладья - имела три мачты, несущие по прямому парусу;

- раньшина - судно, где корпус в подводной части имел яйцевидную форму. Благодаря этому при сжатии льдов, среди которых приходилось плавать, судно "выжималось" на поверхность, не подвергаясь деформациям, и снова погружалось в воду при расхождении льдов.

Организованное морское судостроение

Организованное морское судостроение в России началось в конце 15 в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов. Позднее уже в 16-17 вв. шаг вперед сделали запорожские казаки, совершавшие на своих "Чайках" рейды на турок. Методика постройки была такой же как при изготовлении киевских набойных ладей (чтобы увеличить размер судна к долбленой середине с боков прибивалось несколько рядов досок).

В 1552 году после взятия Иваном Грозным Казани, а затем и завоевании в 1556 г. Астрахани, эти города становятся центрами строительства судов для Каспийского моря.

 

В России XV—XVII вв. регулярного морского флота не было — строили лишь отдельные морские суда. Однако и на них русские мореходы совершили немало выдающихся морских путешествий (плавания Афанасия Никитина в Персию, Индию и Африку, Семена Дежнева через Берингов пролив, Ерофея Хабарова вдоль Северо-Восточного побережья Азии и др.).

В 1669 г. на верфи в Дединове (на р. Оке) был построен первый русский военный корабль "Орел".

 

3. Решение Петра I – «Морским судам – быть»…

 

Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого.

В 1696 г. Боярская дума по предложению Петра I приняла решение — "морским судам быть"…

Петр I вновь приказал строить галеры. Эти корабли не зависели от ветра, на них можно было сражаться в узких проливах Балтийского моря. Гребцами на русских галерах были морские солдаты. В 1714 году в Гангутском сражении смелыми атаками русский галерный флот разгромил сильный флот шведов. Это была Северная война.

В июне 1693 г. Петр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Через год Петр снова посетил Архангельск. К этому времени 24-пушечный корабль "Апостол Павел", фрегат "Святое Пророчество", галера и транспортное судно "Фламов" образовали на Белом море первую русскую военную флотилию. Началось создание регулярного военно-морского флота.

В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: "Святой Дух" и "Меркурий". Фрегат – это трёхмачтовое судно с мощным артиллерийским вооружением. Он предназначался для сражений с кораблями противника далеко в открытом море.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство - самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный в 1712 г. 54-пушечный корабль "Полтава".

К 1714 г. Россия имела свой парусный флот.

Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль "Лесное" (1718г.).

При Петре I были введены следующие суда:

- корабли - длиной 40-55 м., трехмачтовые с 44-90 пушками;

- фрегаты - длиной до 35 м., трехмачтовые с 28-44 пушками;

- шнявы - длиной 25-35 м., двухмачтовые с 10-18 пушками;

- пармы, буера, флейты и др. длиной до 30 м.

Период затишья, пережитый русскими судостроителями после смерти Петра I, сменился во второй половине XVIII в. новым подъемом, а к концу XVIII в. был создан Черноморский флот.

 

Достоинства кораблей XIX века

 

В 1819-1821 годах русские моряки совершили на шлюпах «Восток» и «Мирный» невиданное кругосветное путешествие. Шлюпы – это трёхмачтовые военные корабли, предназначенные для разведки, дозорной службы и связи. В холодных морях, среди опасных ледяных глыб – айсбергов мужественные русские мореходы открыли шестую часть света – Антарктиду.

 

Эпоха парусного флота закончилась в начале XIX в.

В 1815 г. на Адмиралтейском заводе в Петербурге был построен первый в мире морской пароход, предназначавшийся для линии Петербург—Кронштадт. Он был колесным с деревянным корпусом. На дошедших до нас рисунках видно, что труба его кирпичная. На более позднем рисунке труба железная.

В 1830 г. в Петербурге было спущено на воду грузопассажирское судно "Нева", имевшее кроме двух паровых машин еще и парусное вооружение. В 1838 г. в Петербурге прошел испытания на Неве первый в мире электроход. В 1848 г. Амосов построил первый в России винтовой фрегат "Архимед".

Особенно бурно стало развиваться пароходство на Волге и других реках после отмены крепостного права в 1861 г. Главным судостроительным предприятием стал основанный в 1849 г. Сормовский завод. Здесь были построены первые в России железные баржи и первый товаропассажирский пароход. Первое в мире применение двигателя Дизеля на речных судах было осуществлено также в России в 1903 г.

 

Во второй половине XIX в. чтобы защититься от неприятельских пушек корабли стали одевать в железную броню. Так появились броненосцы. В 1870 г. в составе Балтийского флота было уже 23 броненосных корабля. В 1872 г. построен броненосец "Петр Великий" - один из сильнейших кораблей в мире по тем временам.

Вооружённые боевыми орудиями, защищённые толстой бронёй, броненосцы стали грозными кораблями. В 1905 году матросы Черноморского флота на броненосце «Потёмкин – Таврический подняли революционный флаг. Целую эскадру кораблей послал царь, чтобы потопить восставших. Но матросы эскадры не предали своих братьев. Революционный броненосец прошёл сквозь строй кораблей и ни один выстрел не прогремел ему вслед.

 

Первым в мире теплоходом, т. е. судном с двигателем внутреннего сгорания, работающим на нефтяном топливе, является построенное в 1903 г. в Сормово речное нефтеналивное судно "Вандал".

 Любопытно, что в России первыми военными металлическими кораблями оказались две подводные лодки в 1834 г. В 1835 г. было построено полуподводное судно "Отважный". Оно погружалось ниже уровня моря оставляя над водой только дымовую трубу.

В 1877 г. Макаровыми были сконструированы первые торпедные катера в мире. В том же году был спущен первый в мире мореходный миноносец "Взрыв".

В конце XIX века были построены первые крейсеры. Это крупные быстроходные корабли, вооружённые орудиями разного калибра. Они пришли на смену парусным кораблям – фрегатам. Непобеждённый «Варяг», легендарная «Аврора», героический «Киров» - флагман Балтийского флота в годы Отечественной войны – эти крейсеры прославили наш флот. В октябре 1917 года «Аврора» выстрелом из орудия подала сигнал к штурму Зимнего дворца.

 В 1931 г. начали строить первые советские рыболовные траулеры, буксиры, пассажирские суда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: