Профилактика переутомления и содержание режима дня

Один из основополагающих принципов режима – строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Если возникает необходимость перехода к новому режиму, то такой переход должен быть постепенным. Эти требования вызваны тем, что организм привыкает к определённому ритму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных функций. Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья.

Второй принцип режима заключается в том, что все виды намеченной в нём деятельности должны быть посильными для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечивать полное их восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и распределение суточного бюджета времени (табл. 9).

 

Таблица 9. Примерный режим дня для учащихся 7–8 классов

Бюджет времени – это суммарная продолжительность всех компонентов режима: сна, прогулок на свежем воздухе, учёбы, игр и отдыха по собственному выбору, приёмов пищи, выполнения требований личной гигиены.

Своевременный подъём, утренняя гимнастика, обязательный горячий завтрак, кратковременная утренняя прогулка перед уроками – необходимые компоненты режима дня (фаза подготовки к учебной деятельности). При этом выполнение утренней гимнастики и прогулка – главные элементы гигиены. Они заряжают центральную нервную систему энергией и бодростью, способствуют хорошему эмоциональному настрою на весь день.

Учебные занятия с каждым годом занимают всё большую часть времени в режиме дня. При составлении расписания занятий учитывают умственную работоспособность учащихся, которая утром обычно бывает больше, чем после пяти-шести уроков. Поэтому занятия на уроках чередуют с отдыхом на переменах. Он должен быть активным и включать подвижные игры, музыкальные паузы, физические и гимнастические упражнения.

Для периода после школьных занятий характерны повышенное чувство физической усталости и перевозбуждение центральной нервной системы в связи с перегруженностью информацией. Поэтому организму требуется продолжительный отдых (не менее 2–3 часов), прежде чем приступать к выполнению домашних заданий на следующий день. Этот период занимают такие элементы режима дня, как обед, активный отдых и подвижные игры на воздухе, домашний труд, выполнение поручений родителей.

Период самоподготовки должен совпадать с периодом биологической активности (16–18 часов) и по длительности не должен превышать 3–3,5 часов. В этот срок уложиться можно, если на каждом уроке внимательно слушать учителя и активно воспринимать излагаемую информацию. Дома останется только уточнить отдельные вопросы и решить задачи на усвоение материала.

Чтобы утомление не развивалось быстро, рабочая поза должна быть удобной: прямое положение тела, грудь не упирается в край стола, плечи развёрнуты, локти на столе, между туловищем и краем стола должно быть расстояние 3–5 см. Книги и тетради должны находиться на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами.

5.Чтобы повысить эффективность самоподготовки, следует придерживаться следующих рекомендаций:

• начинать готовить уроки надо с письменных заданий средней трудности, затем переходить к трудным;

• не нужно оставлять трудные задания на конец занятий;

• при выполнении устных заданий целесообразно несколько раз прочитать текст, выделить в нём главное и в виде плана записать в тетрадь;

• заучивание текста хорошо производить во время ходьбы по комнате;

• заучивать что-либо наизусть (стихотворение) лучше с вечера, а утром повторить;

• во время занятий каждые 20–30 минут нужно устраивать короткий перерыв для отдыха, для выполнения нескольких физических упражнений и упражнений для глаз.

Свободное время после выполнения домашних заданий можно проводить по-разному, в зависимости от интересов. Важно, чтобы в нём присутствовал компонент активного действия.

Ложиться спать нужно в 22 часа. Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять не менее 9 часов в сутки.

Быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну способствует нормально проведённый в школе и дома день, соблюдение определённых условий (постоянное время отхода ко сну, ужин за 2–3 часа до сна, исключение в вечернее время обильного питья, употребления возбуждающих напитков (чая, кофе), прогулки на свежем воздухе, соблюдение гигиенических норм в помещении (свежий воздух, комфортная температура, чистота, тишина)).

При выполнении этих рекомендаций ученик встаёт утром отдохнувшим, с хорошим настроением и высокой работоспособностью.

Важным средством профилактики утомления и переутомления является повышение культуры безопасности жизнедеятельности. Усвоение норм этой культуры помогает соблюдать режим дня и правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Важно соблюдать режим дня и приведенные правила профилактики переутомления в условиях дистанционного обучения и режима самоизоляции!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: