Изобразительное искусство

 

Живопись

С начала XIX в. в изобразительном искусстве развивалась эстетика академизма, чему в главной степени способствовала деятельность Академии художеств. В 1863 г. 14 лучших художников выпускников Академии потребовали от академического начальства права свободного выбора темы конкурсной картины. Получив отказ, «бунтари» покинули академию и организовали петербургскую «Артель художников». Это был первый шаг к организации независимого нового искусства. Идея создания «Товарищества передвижных художественных выставок», предложенная Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским, получила поддержку столичных художников. «Товарищество», объединившее в 1871 г. передовых художников, выразителей прогрессивных взглядов и эстетических идей своего времени, стало значительным явлением в русском искусстве во второй половине XIX в.

Передвижничество идейно противостояло академизму. Художников-передвижников отличали гражданственность, осознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Они внесли новые элементы в разные жанры: бытовой, пейзаж, портрет, историческую живопись.

С наибольшей полнотой атмосферу этих лет отразило творчество В. Г. Перова (картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

В. Г. Перов. Тройка

 

Крестьянская тема, образы прогрессивной интеллигенции, рабочих привлекали внимание передвижников (Н. А. Ярошенко «Курсистка», «Студент», «Кочегар»).

Н. А. Ярошенко. Студент

 

Часто обращались передвижники к теме родной природы. Они сумели раскрыть ее внутреннюю гармонию, запечатлеть красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги (Ф. А. Васильев «Оттепель», И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. И. Левитан «Март»). Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», передающая настроение наступающей весны, на первой выставке передвижников в 1871 г. была признана образцом пейзажной живописи.

 

И. И. Левитан. Март

 

Новым явлением в русской живописи было жанровое произведение И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» (1873 г.). Став обобщающим изображением современной жизни, раскрывающим противоречия действительности, картина утверждала положительную силу народа, зреющий протест. Работая над темой революционного движения, Репин создал галерею образов революционеров-разночинцев («Отказ от исповеди», 1879–1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880–1892 гг.; «Не ждали», 1884–1888 гг.). Успешно работал он в области портретного жанра, создал серию блистательных образов людей своей эпохи. Вершиной его мастерства является портрет М. П. Мусоргского (1881 г.).

И. Е. Репин. Бурлаки на Волге

 

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, используя в качестве сюжетов реальные события, переломные моменты русской истории (В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 г.; «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899 г.; «Покорение Сибири Ермаком», 1895 г.). Они показали отечественную историю через психологическую драму выдающейся личности (Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871 г.; И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», 1885 г.; В. И. Суриков «Боярыня Морозова», 1887 г., «Меншиков в Березове», 1883 г.; и др.).

 

В. И. Суриков. Боярыня Морозова

Скульптура

 

Во второй половине XIX в. к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию обратились скульпторы. Иногда их работы в ущерб пластической выразительности были наполнены подробностями, что характерно, например, для монументального памятника «Тысячелетие России», открытого в Новгороде в 1862 г. Его авторами являлись художник М. О. Микешин, архитектор В. Гартман и скульптор И. Шредер. Выразительную форму памятника, напоминающего колокол, увенчанный царской державой, трудно оценить по достоинству из-за множества фигур. Композиционно памятник состоит из трех ярусов, символизируя триаду «православие, самодержавие, народность».

М. О. Микешин. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде

 

В развитии русской реалистической скульптуры этого времени важную роль сыграл М. М. Антокольский, близкий к передвижникам по своим эстетическим воззрениям. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый»).

М. М. Антокольский. Петр I

 

Событием огромного культурного значения стало открытие в 1880 г. в Москве памятника А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина. Скульптор отказался от монументальности. Пушкин стоит в свободной позе, голова в задумчивости наклонена. Скульптор передал момент вдохновения, которое делает скромный облик поэта возвышенным и прекрасным. Пьедестал украшают строки из его стихотворения «Памятник».

 

А. М. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину

 

В 1887 г. в память о гренадерах, павших под Плевной во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг., была сооружена и установлена в Ильинском сквере Москвы часовня. С инициативой создания памятника выступило Русское археологическое общество, а средства на его сооружение собрали офицеры и солдаты Гренадерского корпуса, расквартированного в Москве. Авторы проекта − архитектор и скульптор В. И. Шервуд и инженер-полковник А. И. Ляшкин.

В. О. Шервуд. Памятник русским гренадерам, 1888 г.

 

Критический реализм в литературе и изобразительном искусстве второй половины XIX в. имел обличительную направленность и вместе с тем утверждающее начало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: