Цитата - это дословная выдержка из текста

Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение, она оформляется так же, как прямая речь: А. П. Чехов писал: "Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность". "Праздная жизнь, - писал А. П. Чехов, - не может быть чистою".

Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: "Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа..." - писал А. П. Чехов.

При цитировании стихотворного текста кавычки обычно не ставятся, например, вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.

Эпиграф также обычно кавычками не выделяется, а ссылка на источник дается на следующей строчке. Например, к первой главе романа в стихах "Евгений Онегин" А. С.Пушкин предпослал следующий эпиграф:




И жить торопится, и чувствовать спешит. (Кн. Вяземский)

Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части, то прямая речь заменяется на косвенную. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится, например: Об "Онегине" Белинский написал две большие статьи; он говорит, что "эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение" (Д. Писарев).

Кавычками выделяются и "маленькие цитаты", а также слова, употребляемые иронически или с двойным смыслом, например: Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен, и весел, и остер" (И. Гончаров). Почтенные "собратья по перу", на мой взгляд, слишком быстро упиваются славой и слишком густо подчеркивают величие своих "я". (М. Горький)

Выполните следующие задания:

Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить сколько времени прошло с тех пор как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор! Какой спросил я. Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков) Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

 

Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.


1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.) 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.) 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться. Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

 


Замените прямую речь косвенной речью

Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», — утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

 

Подберите 3-4 цитаты о русском языке.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: