Лекция. Искусство России второй половины ХІХ в. Демократический реализм в искусстве

Лекция. Искусство России первой половины ХІХ в.

Формирование реализма в живописи. В.Тропинин, Т.Шевченко, К.Брюллов, П.Федотов.

Романтизм в искусстве.

План лекции:

1. В первые десятилетия XIX в. художественная культура развивается на подъ­еме. Многое меняется в искусстве. Создаются художественные общества, издаются специальные журналы («Журнал изящных искусств»). Высокогражданские образ­цы архитектуры. Гуманистические идеалы в живописи. Широкое градостроитель­ство. Петербург: Дворцовая и Сенатская площади. После пожара 1812г. восстанав­ливается Москва. Утверждается гражданская героика античности.

Архитекторы: А. Н. Воронихин (1759—1814 гг.), А. Д. Захаров (1761—1811). К. И. Росси (1775—1849 гг.), О. И. Бове (1784—1834 гг.), Огюст Монферан (1818—1858 гг.).

Ведущим направлением развития живописи первой трети XIX в. был роман­тизм. О. А. Кипренский (1782—1836 гг.), учился в Академии художеств (у Угрюмова), был близок к кругу свободомыслящей дворянской интеллигенции

С. Щедрин (1799—1830 гг.), пейзажист-романтик, первый открыл в России пленарную живопись: виды Италии. В. А. Тропинин (1776—1857 тт.), крепостной, освобожден в 47 лет, академик, художник бытового портрета. Начал с сентиментализма. Идет по пути придания естественности, ясности, уравновешенности несложными композициями погрудного портретного изображения (портрет Булахова, 1828 г.[36.Т, Пушкина, 1827 г.).Создатель особого типа картины — жанрового портрета («Кружевница», «Пряха», «Гитарист»). Оказал большое влияние на московскую школу живописи (реализм). А. Г. Венецианов (1780—1847 гг.), землемер по образованию, ученик Боровиковского.

2. Романтизм в исторической живописи 30-х — 40-х годов. К. П. Брюллов (1799—1852 гг.). Окончил Академию с золотой медалью, уехал в Италию. Задачи пленэрной живописи. Главное произведение — «Последний день Помпеи» (1830—1833 гг.), о которой Вальтер Скотт сказал: «это не картина, это целая поэма». Вера в благородство и красоту человека. Четкость пластической формы, высокий профессионализм. Дань классицизму: условность академического язы­ка — театральные позы, жесты, мимика, освещение. Возвращение в Россию (1835 г.). Обращение к портрету («Всадница», «Автопортрет», 1848 г., «Пор­трет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей», 1839 г.).

Представителем романтической концепции исторической картины был Ф. А. Бруни (1799--1875 гг.), «Медный змий».   

  

Учебник – Ильина Т.В. Отечественное искусство. М. 2007. стр. 108 -122

 

Лекция. Искусство России второй половины ХІХ в. Демократический реализм в искусстве.

План лекции:

1. Живопись середины XIX в. начинается с А. А. Иванова (1806—1858 гг.) После окончания Академии с двумя золотыми медалями уезжает в Дрезден, затем — Вена и Рим, где живет практически до конца жизни. Влияние немецкой философии (шеллингианство, Штраус), увлечение историей религии. Создание библейских эскизов. Творческий «принцип этического романизма». Вера в нравственное преобразование людей. Двадцать лет он работал над картиной «Явление Христа народу» (1837—1857 гт.). Н. Г. Чернышевский писал о нем: «Иванов являлся человеком, по своим стремлениям принадлежащим к небольшому числу избранных гениев, которые решительно становятся людьми будущего»... Главное в его картине — правдивость персонажей, достоверность их психологических характеристик. По­следний монументалист в русской живописи.

Социально-критическое направление во второй половине XIX в. Графика — влияние «натуральной школы» Гоголя. Появление первых иллюстраций (с дере­вянной доски) к произведениям Гоголя. В 50-с годы заявляет о себе как рисоваль­щик Т. Г. Шевченко. П. А. Федотов (1815—1852 гг.) в своей жанровой живописи выразил дух николаевской России 40-х годов. После выхода в отставку занимается в батальном классе в Академии художеств. Но начинает с карикатур и рисунков («русский Домье»). Главное в его творчестве — бытовая живопись. («Свежий кавалер», «Анкор, еще Анкор!», «Сватовство майора», «Завтрак аристокра­та»). Высокое мастерство портрета («Портрет И. П. Жданович за клавесином»). Однако его творчество нс было принято. Художник умер в сумасшедшем доме, но его искусство открыло начало этапа критического реализма.

Во второй половине XIX в. критическое отношение к действительности, гражданская и нравственная позиция утверждается в живописи.

В. Г. Перов (1834—1882) гг.), родился в Тобольске, закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчест­ва, где впоследствии преподавал. «Чтобы быть высоким художником... нужно изучать жизнь, — утверждал он, — нужно воспитывать ум и сердце...» Его картины — это рассказы о реальной русской жизни. К рубежу 60—70-х годов относятся его лучшие портреты: Ф. М. Достоевского. А. Н. Островского, И. С. Тур­генева. Его сатирические произведения: «Охотники на привале», «Птицелов».

2. В 70-е годы демократическая живопись завоевывает признание. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств 14 выпускников отказываются писать на программную тему и, выйдя из Академии, создают «Петербургскую артель художников» (Ф. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов). В Москве создастся «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870), кото­рое просуществовало более 50 лет. Его идейной программой было — отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами. Товарищество было создано по инициативе Мясоедова и поддержано Перовым, Ге, Крамским, Сав­расовым, Шишкиным, братьями Маковскими, позднее присоединились Репин, Суриков, Васнецов, Ярошенко, Касаткин. В выставках принимали участие Серов, Левитан, Поленов.

Вождем и теоретиком передвижничества был И. Н. Крамской (1837—1887), возглавивший «бунт 14-ти» в Петербурге. Для него и его единомышленников была характерна вера в воспитательную роль искусства, призванного формировать гражданские идеалы личности и нравственно ее совершенствовать. Он обращался к библейским сюжетам («Христос в пустыне»). Создал галерею портретов деятелей русской культуры: Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л. Толстого, Шишкина. Его тематические картины: «Неизвестная», «Неутешное горе».

Н. Н. Ге (1831—1894 гг.) — член Товарищества, после окончания математического факультета Петербургского университета, а затем Академии художеств с золотой медалью работал в Италии. Первое его произведение — «Тайная вечеря» (1863 г.) — в основе произведения столкновение добра и зла, света и тени (Христос и Иуда). Наиболее известная его картина на историческую тему: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871 г.) Одна из последних его работ «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890 г.) написана под влиянием идеи толстовства. «Лучше в лишениях окончить, но не изменять своей веры и своих убеждений» — считал художник.

В жанре 60-х гг. господствует «разночинная тематика». Национальная тема, достоверность и характер определили главные интересы художников.

Историческая живопись. В 70 -80-е годы в батальном жанре работает В. В. Верещагин (1842—1904 гг.). Был близок к передвижникам. Получил военное образование (Петербургский морской кадет­ский корпус). Затем окончил Академию художеств, учился в Париже. Служил на Кавказе, в Средней Азии. Создал серии картин («Двери Тамерлана», «Торжеству­ют», «Апофеоз войны» — «посвящается всем великим завоеваниям, прошедшим. настоящим и будущим», — написал он на раме). Серия архитектурных пейзажей (по Индии). «Балканская серия» (1877—1881 гг.). Его последняя серия картин:

«1812 год. Наполеон в России» (1877—1904 гг.). Погиб художник в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск».

В пейзажной живописи утверждается национально-демократическая тема. Русская природа становится главной темой. Одним из самых популярных педаго­гов Московского училища был А. К. Саврасов (1830—1897 гг.). Его «Грачи прилетели» представляет лирический, камерный, интимный пейзаж, построен­ный на тончайших оттенках настроения и на нежнейшей нюансировке цвета. И. Левитан писал: «С Саврасова проявилась лирика в живописи пейзажа и безгра­ничная любовь к своей земле... Да, Саврасов создал русский пейзаж».

Шишкин И. И. (1832—1898 гг.), окончил Академию художеств. Сохранил тяготение к монументальным размерам, к приоритету светотени и рисунка. Его природа статична, протокольно суха, но художник ищет в ней постоянное, незыблемое. («Рубка леса», «Сосновый бор». «Рожь»). Ему было присуще «глубо­чайшее проникновение в душу пейзажа». (И. Долгополов).

Ф. А. Васильев (1850—1873 тт.) продолжает лирическую традицию Саврасова («После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг»). Передавая смену состояний в приро­де, художник использует тончайшие, световые отношения. Художник написал несколько картин-пейзажей Крыма. Умер и похоронен в Ялте.

А. И. Куинджи (1841—1910 гг.) использовал поразительный эффект освещения («Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Романический характер пейзажа, придуманная театральность. Возглавил пейзажную мастерскую в Академии художеств в 90-с годы.

11. И. Левитан (I860—1900 гг.), продолжатель традиций Саврасова и Василь­ева. А. П. Чехов называл его лучшим русским пейзажистом. Расцвет творчества падает на 80—90-с годы («Березовая роща», «Вечерний звон», «У омута», «Март», «Золотая осень», «Владимирка»). Подошел вплотную к импрессионизму: виб­рирующий мазок, пронизанный светом и воздухом (Коро). Его пейзаж лиричен, элегичен, чаще меланхоличен. К. Коровин писал: «Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы». Путешествовал по Волге, был в Крыму, где познакомился с А. Чеховым.

И. Айвазовский родился и провел детство в Феодосии, затем закончил Петербургскую Академию художеств. Академический пейзажист, маринист. «Первый русский в Лувре». Его работы выставлялись в Лондоне, Лиссабоне, Барселоне, Амстердаме. «Первый живописец» Главного морского штаба. Возвращается в Феодосию. Его творчество оценивается неоднозначно.

И. Е. Репин (1844—1930 гг.) родился на Украине, начинал учиться у иконопис­цев. Своим учителем считал Крамского. Окончил Академию художеств. Обратил на себя внимание работой «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая имела успех на венской Всемирной выставке 1873 года. «Судья теперь — мужик, а потому надо воспроизводить его интересы», — писал он. Ректор Академии Ф. А. Бруни назвал эту картину «величайшей профанацией искусства». Картина была снята с выставки по требованию министра путей сообщения как «клевета». В 1873 году художник уезжает во Францию, где знакомится с творчеством французских художников. После возвращения из-за границы — самый блестящий период творчества. Работает во всех жанрах, но особенно в портретном («Протодья­кон»), в бытовой живописи («Крестный ход в Курской губернии»). Пишет картины на историко-революционную тему («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»). Произведения исторического жанра («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»). В 1891 г. он завершает работу над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Написал портреты многих деятелей русской культуры. Одно из последних его произведений «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года...» (1901—1903 гг.) написано с помощью его учеников Б. М. Кустодиева и Н. С. Куликова.

Интерес к отечественной истории у демократической интеллигенции в 60—80-е годы. Развитие исторической науки и археологии. Н. И. Костомаров «Русская история в образах царей и князей». И. Е. Забелин: «Домашний быт русских царей» и «История русской жизни с древнейших времен».

Суриков В. II. (1848—1916 тт.), сибиряк из Красноярского края. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне дух и силу, и здоровье»,— писал он. После окончания Академии художеств поселяется в Москве. Ученик П. Чистякова. Создатель картин-эпопей. Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой впервые выступает народ. В Москве берет заказ на роспись храма Спасителя (арх. Тона). Первая его картина «Утро стрелецкой казни» (1881) —монументальное полотно, изобрази­вшее столкновение двух разных миров —уходящей древней Руси и новой России. «Я не понимаю отдельных исторических личностей без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу», — писал художник. «Меньшиков в Березове» — картина построена на исключительном богатстве красочных сочетаний, на тончай­шей нюансировке цвета с виртуозной передачей фактуры и света. «Боярыня Морозова» была написана после поездки его в Италию и Францию, где на Сурикова большое впечатление произвели венецианцы, особенно Тинторетто. «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Портретное творчество художника отражено в его эпических полотнах, а также в отдельных работах («Старик-огородник»).

В. М. Васнецов (1848—1926 гг.) открыл в русской живописи волшебный мир былин, сказок, преданий. («После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри»). В 80—90-с гг. работает над росписями и иконами Владимирского собора в Киеве, а также над фризом «Каменный век» для Исторического музея в Москве. Занимается декоратив­но-театральной живописью (опера «Снегурочка»). Активную роль играет в «аб­рамцевском кружке» (подмосковное имение мецената Саввы Мамонтова), куда входили В. Д. Поленов. И. Е. Репин, братья Коровины, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель и другие.

 

Учебник – Ильина Т.В. Отечественное искусство. М. 2007. стр. 122-152

 

https://yandex.ua/video/preview?filmId=15813903340463944435&reqid=1588761172135033-789463174157184840200141-vla1-2153&suggest_reqid=167754788158632857712311000094206&text=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%2B%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%2B19%2B%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: