Конспект интегрированной образовательной деятельности

Для детей подготовительной группы

«Каргопольская игрушка».

Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Материалы к занятию: Географическая карта. Народные игрушки, открытки. Иллюстрации (этапы изготовления игрушки, символика цвета), ковролин, доска, мелодии народных песен в записи (звуки дудочки, балалайки и гармони).

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке. Просмотр сюжетов видеофильмов из серии «Сказки из глины и дерева»: «Дымковская игрушка» и «Филимоновская игрушка», презентации «Народная глиняная игрушка». Рассматривание знакомых народных игрушек из глины. Использование раскраски «Народные промыслы». Игра – лото - поделка «Русский сувенир». Лепка «лошадок» из глины. Подбор иллюстраций для выставки.

Материал для закрепления: Просмотр видеофильма из серии «Сказки из глины и дерева» - «Каргопольская глиняная игрушка», использование рабочей тетради по основам народного искусства «Каргопольская игрушка» (Серия Искусство детям. Автор: Дорожин Ю.Г.).

Ход занятия:

1. Дидактическая (ролевая) игра, создающая мотивацию к занятию (знакомые правила игры)

· В гостях у каких мастеров мы побывали с вами в прошлый раз?

· Представьте себе, что нам поручили создать музей народной игрушки. В сундуке хранятся народные игрушки разных промыслов нашей страны. Нам надо разобрать по видам промысла и рассказать о них.

Воспитатель предлагает детям взять по одной игрушке. Дает образец описания игрушки на примере одного ребенка.

· Как нужно обращаться с такими игрушками и почему? (ответы детей)

Дети рассказывают о своих игрушках (Дымка, Филимоново, Каргополь).

Воспитатель предлагает сгруппировать игрушки по элементам росписи, расставить их по полочкам.

2. Затруднение в игровой ситуации, заканчивающееся совместным формулированием проблемы (мы это не знаем, мы это еще не умеем).

· Всё ли вы разместили правильно? (Эти игрушки мы еще не знаем)

3. Открытие нового знания или умения (знакомство с новыми правилами)

Воспитатель предлагает детям поставить незнакомые игрушки на отдельную полочку, сесть на ковер и послушать рассказ с иллюстрациями.

· Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России. У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.

Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец). Не забыты и праздничные темы: «кадриль», старик играет на балалайке, гармонист.

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем»

(Дети изображают в движении действия персонажей под музыку).

· Местные жители набирали глину подальше от реки, в овраге, где она «пожирнее». Каждый мастер выбирал свой способ изготовления глины: кто-то сначала подсушивал кусочки глины, затем растолчет, замочит и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала заливает водой, перемешивает. Весь мусор осядет на дно, тогда жидкую массу сливают и дают отстояться. Затем пропускаю через сито, и дают подсохнуть. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук. При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда – это руки. Фигурки лепили из целого куска, налепных деталей немного. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить в глиняное тесто. Вот почему игрушки получались ровными.

4.Применение нового знания - игра по новым правилам (знакомые правила игры)

· Особенные игрушки – очеловеченные животные. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице. Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь - получеловек, пришедшее из народных легенд. Полкан – крестьянский богатырь, и в нем показана сила народная. Давным-давно на Севере, недалеко от Каргополя, в маленькой деревеньке жила Ульяна Ивановна Бабкина. Всю жизнь она делала «бобки» (местное название игрушки), то протяжно распевая сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни. Она часто дарила игрушки детям или носила их на ярмарку в Каргополь.

(Дети имитируют лепку игрушки, напевая под народную музыку).

· Кто хочет рассказать про карго польские игрушки?

Воспитатель обращает внимание детей на роспись:

· Раньше белой краской служил мел, сейчас для белого фона берут водоэмульсионную краску, а для цветной росписи используют гуашь с добавлением клея ПВА.

Развивающее задание.

Воспитатель приглашает детей в «каргопольскую мастерскую» и предлагает расписать глиняных лошадок, обращая внимание на роспись кргопольских фигурок. Тихо звучат народные мелодии, дети могут подпевать во время работы.

6.Итог занятия.

  • Что вам понравилось сегодня на занятии?
  • Вам пригодятся эти знания в жизни?
  • Спасибо, вы все молодцы!

 

Приложение №3

 

 

ИГРУШКИ КАРГОПОЛЬЯ

 

Ах, игрушки Каргополья,

Как люблю смотреть на вас!

Развесёлое раздолье,

Ярких красок перепляс!

Вы как будто не из глины,

А из сказки созданы,

Из далёких лет былинных

Нам для радости даны.

Бережёт нас Берегиня,

Охраняет Конь-Полкан –

Самый сильный и поныне

Справедливый великан,

Ну, а если надо очень

Чтобы в жизни повезло –

Конь двуглавый днём и ночью

Различит добро и зло.

Дорогие тарарушки,

Вы несёте мир и свет!

Каргопольские игрушки,

Лучше вас на свете нет!

 

Ольга Шарко

 

Приложение №1

Приложение №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: