Конспект НОД «Мезенская роспись» для подготовительной группы

Цель и задачи:

1. Знакомство с Мезенской росписью. Историей, традициями, художественными приемами.

2. Познакомить с технологией выполнения элементов мезенской росписи.

3. Учить передавать композицию на разных геометрических формах.

4. Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера.

5. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.

Материал и оборудование: деревянные изделия, украшенные мезенской росписью, вода, кисти, акварель, гуашь, салфетки, полосы бумаги, простые карандаши, образцы элементов мезенской росписи.

 

Ход НОД:

 

Здравствуйте, дети! Посмотрите, какая красота у нас в группе. (все рассматривают изделия с мезенской росписью).

Это мезенская роспись. Вам нравится? (ответы детей)

Садитесь поудобнее я расскажу вам о том, где родилась эта великолепная роспись. Послушайте замечательное стихотворение Светланы Ледковой «Мезенская роспись».

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней, мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса.

Даром своим совершая

Счастья, любви чудеса.

На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье. Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали изделия двумя красками, красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.

Давайте ещё раз подойдём к выставке и внимательно рассмотрим все изделия.

-Что вы видите? Назовите узнанные вами вещи. (ответы детей)

-Какие элементы росписи вы можете назвать? (ответы детей)

Вы правы, в росписи множество завитков, крестиков, звёздочек, кружков, птиц, коней.

-Какие цвета используются в мезенской росписи? (ответы детей)

-А хотите сами попробовать нарисовать узор на полосе? (ответы детей)

Дети садятся за приготовленные столы. Воспитатель показывает детям таблицу элементов мезенской росписи и образцы геометрических орнаментов в полосе с простыми элементами.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!»

Здравствуй, Солнце золотое! (пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое! «здороваемся» с пальцами

Здравствуй, вольный ветерок! левой руки, похлопывая друг

Здравствуй, маленький дубок! друга кончиками)

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Дети самостоятельно выбирают элементы и составляют узор. Воспитатель напоминает последовательность рисования орнамента на полосе, помогает детям, нуждающимся в помощи. Все работы раскладываются на столах.

Подведение итогов:

-С какой росписью мы сегодня познакомились?

-Назовите элементы росписи. (ответы детей)

-Какие элементы вам больше всего понравились, и какие из них вы нарисовали? (ответы детей) Я предлагаю вам устроить вставку ваших работ.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: