ПМ.02 Защита почв от эрозии и дефляции воспроизводство их плодородия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

ТО «Ишимский многопрофильный техникум»

 

ОТЧЁТ

По Учебной практике

ПМ.02 Защита почв от эрозии и дефляции воспроизводство их плодородия

                

             Студентки: Савченко Ирины Олеговны           

               Группы: АГР-09.17.2  

             Профессия 35.02.05 Агрономия

                                       

 

                  

 

               Руководитель практики

            от образовательного учреждения                      Тарасова Л.Ф.

 

          

 

           Оценка руководителя

            практики от образовательного учреждения _________________ 

 

             «_____»_______________20____г.

 

                     

              

                   

               Руководитель практики

            от организации

 

                  МП

 

 

Ишим 2020 г. 


 

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  стр
Инструктаж то технике безопасности и охране труда. Почвы Тюменской области. 3
Морфологические и физические свойства почв 9
Агрохимическая характеристика почв 11
Норма внесения удобрений 16
Плодородие почвы 21
Эрозия почв  
Почвообрабатывающие машины и агрегаты.  
Обработка почвы  
Воспроизводство плодородия почв  
Системы удобрений  
Мелиорация почв  
Мелиоративные системы  

 

       

 

35.02.05-УП. ПМ. 02-2020 г.

       
       
       

 

Отчёт по учебной практике ПМ.02 Защита почв от эрозии и дефляции воспроизводство их плодородия

 

  Лист Листов
Проверил Тарасова Л.Ф.       2 59
       

ГАПОУ ТО «ИМТ»

группа АГР-09.17.2

Студент Савченко И.О.    
       

 

Инструктаж о прохождении практики.

 Техника безопасности учебной практике.

 

1.    Общие положения

1.1.На время проведения практики назначается руководитель и заместитель руководителя практики, из числа преподавателей соответствующей кафедры. В случае необходимости назначается лаборант.

1.2.Руководитель практики несет ответственность за соблюдением сроков проведения практики, выполнение учебного плана практики, соблюдение техники безопасности.

1.3.Сроки практики устанавливаются индивидуально для каждой специальности, согласно учебного плана

1.4.Въезд и выезд студентов на практику осуществляется централизованно под руководством ответственного за практику.

1.5.Любые нестандартные ситуации, возникающие на полевой практике решаются руководителем практики или, при его отсутствии, его заместителем.

1.6.Инструктаж по технике безопасности проводиться перед началом полевых и экспедиционных работ.

1.7.Студенты, прослушавшие инструктаж по технике безопасности, расписываются в журнале по технике безопасности, своей подписью подтверждая согласие с положениями правил.

1.8. Руководитель практики не имеет право допускать к работе лиц не получивших вводного инструктажа, а также не ознакомившихся с условиями работы.

1.9. Ответственность за обеспечение безопасных и здоровых условий труда на учебных практиках при полевых работах возлагается на руководителей практик и на каждого участника полевых работ.

1.10. Следует помнить, что хорошая предварительная подготовка и добротное снаряжение не смогут полностью застраховать участников полевых работ от трудных ситуаций из-за стихийных бедствий или внутренних неурядиц. Для преодоления различных трудностей участники практики, прежде всего, должны обладать высокими моральными качествами (умением подчинить личные интересы интересам коллектива, постоянная забота о товарищах и т. д.).

1.11.Участники учебных полевых практик должны помнить, что сохранение жизни и здоровья, успешное выполнение учебных или научно-производственных планов зависит от дисциплинированности самих участников, от четкой организации работ и строгого выполнения распорядка дня. Необдуманные или легкомысленные действия одного (лихачество, пренебрежение опасностью, употребление спиртных напитков и др.) могут поставить под угрозу жизнь других участников полевой практики или же сорвать ее проведение

1.12.Лица, имеющие медицинские противопоказания к участию в работе в полевых условиях не допускаются. Не разрешается выезд на практику без укомплектованной аптечки

1.13.Распоряжения/указания руководителя практики или его заместителя неукоснительно выполняются студентами.

1.14.Руководитель практики и группы обязан принимать безотлагательные меры при любом нарушении распорядка дня, дисциплины, правил техники безопасности вплоть до отстранения нарушителя от работы.

1.15.Случаи нарушения студентом ТБ и/или внутреннего распорядка могут являться основанием для отстранения студента от практики.

1.16.При аварийных ситуациях, стихийных бедствиях руководство группы обязано принять все возможные меры для предотвращения опасности, вплоть до прекращения работ и эвакуации людей из опасного места.

1.17. Несчастные случаи, происшедшие в экспедициях, расследуются и оформляются руководителем практики или полевой группы в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.                                             

1.18. Первое требование техники безопасности при проведении учебной практики относится к выбору одежды и обуви.

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

3

        27.04.20

Работать на обнажении разрешается только в плотной, с рукавами и закрытым воротом рубашке или куртке, предохраняющих от царапин и укусов насекомых. Обязателен головной убор. В ненастную погоду на работу лучше всего выходить в непромокаемой куртке, надетой поверх шерстяного свитера, или другой теплой, не стесняющей движений одежде.

1.19.Отсутствие надлежащей одежды для полевой практики может быть основанием для недопущения студента на практику.

1.20.Обувь должна быть просторной, прочной и легкой.

1.21.Практика обычно проходит в период активности иксодовых или энцефалитных клещей, поэтому во время экскурсий в лес (2–4 дни практики) необходимо надевать специальную защитную одежду или приспособить обычную. Для этого рубашку следует заправить в брюки, манжеты рукавов плотно подогнать к телу, плотно застегнуть ворот, брюки заправить в сапоги или носки. Находясь в лесу, каждые 30–40 мин необходимо осматривать друг друга. 

1.22.При посещении промышленного объекта перемещается по территории предприятия только в составе группы, не отставая и не уходя вперед группы. Покидать территорию предприятия самостоятельно, без разрешения руководителя полевой практики не разрешается.

1.23.Запрещается прикасаться к движущимся частям оборудования, токоведущим магистралям, заступать за ограничительные линии безопасности производственных установок и оборудования.

1.24.Любые образцы или сырье, отходы разрешается брать только с разрешения технологов производства или администрации цехов и предприятий.

1.25.Фото и видеосъемка ведется только с разрешения администрации социально–экономического объекта.

1.26.Курение на территории промышленных предприятий или во время проведения тематических экскурсий запрещается.

1.27.Категорически запрещается употребление любых алкогольных напитков, включая слабоалкогольные, во время проведения всех мероприятий практики (посещений предприятий, экскурсий, поездок и др.).

2.Дополнительные требования безопасности при передвижении и работе в различных природных условиях

В лесных районах

2.1.При проведении маршрутов в лесу особенно строго должны соблюдаться правила зрительной и голосовой связи.

2.2. При передвижении лесные завалы следует обходить. Вынужденное передвижение по лесным завалам должно осуществляться с максимальной осторожностью во избежание провала через прогнившие деревья.

2.3.При малейшем признаке лесного пожара (запах гари, бег зверей и полет птиц в одном направлении) группа должна выйти к ближайшей речной долине или поляне.

2.4. Запрещается во время грозы укрываться от дождя под высокими и отдельно стоящими деревьями.

3.    Меры пожарной безопасности

Запрещается:

3.1.Курить и пользоваться открытым огнем в огнеопасных местах (вблизи сухой травы, в кузовах машин и пр.), применять для разжигания костра легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, спирт и т. п.).

3.2.Разводить костры на расстоянии ближе 10 м от палаток и на расстоянии ближе 100 м от мест нахождения больших зарослей сухой травы.

3.3.Разводить костры и дымокуры в хвойных молодняках, на торфяниках, в подсохших камышах, под кронами деревьев и в других пожароопасных местах. По окончании работ костры и дымокуры должны тщательно засыпаться землей.

3.4.При работе в лесу территория лагерных стоянок должна быть очищена от сухих сучьев, хвороста, валежника и прочего материала. Очистка территории путем выжигания запрещается.

 

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

4

        27.04.20

 

4.Требования безопасности при использовании транспортных средств

4.1. Перевозка людей разрешается только на специально оборудованных для этих                целей автомашинах.                                                                                                                                       4.2. При следовании на автомашинах на каждую автомашину назначается старший. Он должен находиться в кузове и следить за порядком и состоянием пассажиров и груза. Все находящиеся в кузове обязаны выполнять его распоряжения. Движение автомашины начинается с разрешения старшего.

4.3. Ответственность за соблюдение правил движения несет водитель автомашины.

4.4.При заправках горючим, при переправах на пароме, на узких горных дорогах, крутых уклонах и других опасных местах, особенно в дождливую погоду и гололедицу, пассажиры должны покинуть автомашину.

4.5. Категорически запрещается использование частных автомобильных средств (маршрутки, такси и т.п.).

5.    Случаи болезни и первая помощь при микротравмах

5.1.В случае болезни преподавателя он имеет право покинуть место практики при условии наличия второго преподавателя с группой студентов. По приезду в город он обязан сообщить руководству о случившемся, после чего назначается его заместитель.

5.2.В случае болезни студента один из преподавателей обязан доставить студента в медицинское учреждение или к месту госпитализации, сообщить руководству и, по возможности, родителям или родственникам о случившемся.

5.3. При выполнении различного рода работ часто возникают мелкие повреждения, или микротравмы: потертости, ссадины, царапины, колотые и резанные раны. В следствии осложнений такие микротравмы могут являться причиной длительной нетрудоспособности, вызывают нагноение. Никогда не следует тереть или мыть раны. Нужно обтереть загрязненные края раны (но не рану) ватой, бинтом, смоченными в спирте, йоде или бриллиантовой зелени и закрыть стерильной повязкой. Можно привязать подорожник.

5.4. Солнечные и тепловые удары. Перегревание может наступить не только в 40-град. жару, но и при более низких температурах, обычно хорошо переносимых. Такие температуры могут стать опасными для человека, непродуманно одетого, особенно, если на нем одежда из синтетических материалов, плохо проводящих влагу.

Перегреванию способствует мышечная работа, особенно в плотной одежде и при повышенной влажности воздуха. Работающий начинает испытывать сильную жажду, сухость во рту, вялость, обливается потом, лицо краснеет, появляется головная боль, головокружение, одышка, сердцебиение, тошнота, иногда рвота, шум в ушах, мелькание перед глазами. Если своевременно не прекратить физическую работу, не перейти в более прохладное место, в тень, то может наступить тепловой удар. Пострадавший теряет сознание, кожа становиться сухой, дыхание и сердцебиение учащается, появляется подергивание мышц, температура тела повышается до 41º и выше. При солнечном ударе потеря сознания может наступить внезапно.

При появлении признаков удара пострадавшего надо уложить в прохладное место (в тень, под навес) на подстилку, лучше на легком ветру, слегка приподняв голову, шею освободить от стесняющей одежды, протереть влажной тряпочкой голову, шею, обмакнуть лицо, смачивать и обрызгивать холодной водой голову и грудь. Можно дать выпить солоноватой воды. Если дыхание ослаблено, редко, то необходимо приступить к искусственному. Не следует давать нюхать нашатырный спирт. Когда пострадавший придет в себя, ему дают обильное прохладное питьё, крепко заваренный холодный чай.

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

5

        27.04.20

 

        1.Руководитель практики несет ответственность за что?

           За соблюдением сроков проведения практики, выполнение учебного плана практики, соблюдение техники безопасности.

       2.Когда проводится инструктаж?

Инструктаж по технике безопасности проводится перед началом полевых и экспедиционных работ.

3.Участники учебных полевых практик что должны помнить?

Что сохранение жизни и здоровья, успешное выполнение учебных или научно-производственных планов зависит от дисциплинированности самих участников, от четкой организации работ и строгого выполнения распорядка дня. Необдуманные или легкомысленные действия одного (лихачество, пренебрежение опасностью, употребление спиртных напитков и др.) могут поставить под угрозу жизнь других участников полевой практики или же сорвать ее проведение.

4.Работать на обнажении разрешается в какой одежде?

Только в плотной, с рукавами и закрытым воротом рубашке или куртке, предохраняющих от царапин и укусов насекомых. Обязателен головной убор. В ненастную погоду на работу лучше всего выходить в непромокаемой куртке, надетой поверх шерстяного свитера, или другой теплой, не стесняющей движений одежде. Обувь должна быть просторной, прочной и легкой.

5.При посещении промышленного объекта как нужно передвигаться?

Перемещается по территории предприятия только в составе группы, не отставая и не уходя вперед группы. Покидать территорию предприятия самостоятельно, без разрешения руководителя полевой практики не разрешается.

6.К чему запрещается прикасаться?

Запрещается прикасаться к движущимся частям оборудования, токоведущим магистралям, заступать за ограничительные линии безопасности производственных установок и оборудования.

7.Фото и видеосъемка разрешается?

Фото и видеосъемка ведется только с разрешения администрации социально–экономического объекта.

8.Что запрещается во время грозы?

Запрещается во время грозы укрываться от дождя под высокими и отдельно стоящими деревьями.

9.К мерам пожарной безопасности относится?

Курить и пользоваться открытым огнем в огнеопасных местах (вблизи сухой травы, в кузовах машин и пр.), применять для разжигания костра легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, спирт и т. п.).

Разводить костры на расстоянии ближе 10 м от палаток и на расстоянии ближе 100 м от мест нахождения больших зарослей сухой травы.

Разводить костры и дымокуры в хвойных молодняках, на торфяниках, в подсохших камышах, под кронами деревьев и в других пожароопасных местах. По окончании работ костры и дымокуры должны тщательно засыпаться землей.

При работе в лесу территория лагерных стоянок должна быть очищена от сухих сучьев, хвороста, валежника и прочего материала. Очистка территории путем выжигания запрещается.

10.В случае болезни студента?

Один из преподавателей обязан доставить студента в медицинское учреждение или к месту госпитализации, сообщить руководству и, по возможности, родителям или родственникам о случившемся.

11.В случае болезни преподавателя?

Он имеет право покинуть место практики при условии наличия второго преподавателя с группой студентов. По приезду в город он обязан сообщить руководству о случившемся, после чего назначается его заместитель.

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

6

        27.04.20

 

 

Почвы Тюменской области

Сельскохозяйственные угодья – это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране, их использование для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях.

Общая площадь земель Юга области – 3394,2 тыс.га. Большая их часть (2909,8 тыс.га, или 85%) относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

За период реформ в России прослеживается четкая тенденция сокращения пахотных земель – их переход в залежи и менее ценные кормовые угодья.

Посевные площади постепенно сокращаются, что показывает таблица1:

Таблица 1. Посевные площади Тюменской области

Посевные площади Тюменской области:

Год 1959 1990 1995 2000 2005 2010 2015
Тыс. га 1775 1634,3 1296,8 1181,9 990 1091 1102,7

 

Анализ структуры земельного фонда области показал, что площади сельскохозяйственных угодий с 1985 года уменьшились на 6,6% за счет сокращения площадей кормовых угодий. Сокращение на 239,0 тыс. га произошло в результате того, что ухудшилось их культуртехническое состояние (идет зарастание кустарником и мелколесьем).

Материалы последних агрохимических обследований почв показали, что 487,9 тыс. га (более 34%) бедны фосфором и требуют внесения значительных доз фосфорных удобрений. Ежегодно площади пахотных земель с низким содержанием подвижного фосфора увеличиваются на 2,5 – 3%. Обследования показывают, что наибольшие потери фосфора наблюдаются в почвах Ялуторовского, Упоровского, Бердюжского и Викуловского районов. Площади пашни с низким содержанием P2О5 увеличились в сравнении с предыдущим обследованием на 26,7%; 25,5%; 19,2%; 14,7% соответственно. Аналогичная картина наблюдается и с обеспеченностью почв калием: площади пашни с низким содержанием обменного калия возросли на 10% в сравнении с предыдущим обследованием.

Результаты агрохимического обследования пашни по содержанию гумуса выявили тенденцию снижения гумуса в почвах области. Наиболее значительное снижение гумуса в пашне за последние годы произошло в Бердюжском, Сорокинском, Исетском районах, где площади пашни с низким содержанием гумуса возросли соответственно. На 21% увеличились площади пашни с низким содержанием гумуса в Заводоуковском районе.

По расчетам ученых, для нормализации утрачиваемого плодородия требуется внесение 200 – 230 миллионов тонн органических удобрений, или ежегодно по 10 – 11 тонн на 1 га пашни. В 2002 году минеральных удобрений внесено лишь по 23,2 кг действующего вещества на гектар. Таким образом, с 1992 года баланс питательных веществ на пашне отрицательный.

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

7

        27.04.20

 

Таблица 2. Почвы юга Тюменской области

 

Административные районы,

 входящие в зону

 

Площадь

 

Типы почв, использующиеся для с/х производства

Доля с/х угодий от площади области, %

га %

Всего по югу Тюменской области

16,4 млн га     100   100
Подзона южной тайги

Уватский, Тобольский и Вагайский районы, а также частично Нижнетавдинский иЯрковский

9,1 млн га 57% аллювиальные почвы, серые лесные, дерново-подзолистые и луговые 14,9 %
Подзона подтайги

основная часть Нижнетавдинского и Ярковского районов, а также Юргинский, Аромашевский, Сорокинский и Викуловский районы.

2,4 млн га 14,6 % серые лесные почвы, дерново-подзолистые, болотные, иногда торфяно-болотные, лугово-черноземные и черноземные почвы 20 %
Подзона северной лесостепи

Тюменский, Исетский, Ялуторовский, Заводоуковский, Упоровский, Омутинский, Голышмановский, Ишимский, Абатский районы

4,9 млн га 22,4 % серые лесные почвы, дерново-подзолистые, лугово-черноземные и черноземные почвы 54,9
Подзона южной лесостепи

Казанский, Сладковский и Абатский районы.

3,3 млн. га 6% серые лесные, дерново-подзолистые, лугово-черноземные почвы. 10,2
             

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

8

        27.04.20

 

Морфологические и физические свойства почв

Я взяла небольшое количество почвы на участке за домом, где мы сажаем картофель.

 

Фото 1. Образец почвы для анализа

Фото 2. Мазок почвенного раствора для определения окраски.

Окраска образца почвенной массы на Фото 2, темно-коричнево-черная.

Коричневые почвы формируются в условиях переменно-влажного субтропического климата, чаще с сухим летом и влажной зимой, при непромывном водном режиме. Они отзывчивы на внесение минеральных, особенно азотных и фосфорных, а также органических удобрений. Эффективным приемом является глубокое рыхление с целью разрушения уплотненного подпахотного горизонта. При этом улучшается водопроницаемость и увеличиваются глубина промачивания, общие и продуктивные запасы воды. Важное мероприятие по повышению плодородия коричневых почв — борьба с водной и ветровой эрозией.

Фото 3. Средний суглинок. Механический состав суглинистых почв.

На проведенном опыте, можно сделать вывод, что эта почва относится к группе средний суглинок. Потому что данная почва скатывается в шарик и шнур с унтонщающимися концами, который при сворачивании в кольцо дает трещины и разваливается на сегменты.

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

9

        28.04.20

 

 

Фото 4. Структурные образцы почвы.

Структура почвы глыбисто - зернистая, но зернистых больше. Дала я такое название, потому что кроме этих структурных образцов почвы не наблюдалось.

По результатам практической работы было установлено, что образец почвы взятой на участке находящийся за домом имеет темно - каричневый - черный цвет, что говорит о том, что в его состав ходит 3—4,5 % гумуса. 

По гранулометрическому составу почва средний суглинок, т. к. при намачивании почвы и сворачивании образца в шарик и шнур он при сворачивании в кольцо дает трещины и разваливается на сигменты.

По структуре почвы глыбисто - зернистая, т. к. преобладающие виды в образце - глыбистая (размер частиц от 3см и больше) и зернистая (размер частиц 0,3-0,5мм).

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

10

        29.04.20

 

Агрохимическая характеристика почв

Агрохимические обследования проводятся в целях получения информации о содержании в почве элементов питания растений и как следствии уровня ее плодородия. Агрохимическое обследований позволяет более рационально использовать удобрения, и минимизировать их негативное воздействие на окружающую среду. В результате создаются агрохимические картограммы содержания элементов, агрохимические очерки и аппликационные карты внесения удобрений.

Почвенные образцы отбирают весной до посева или осенью сразу после уборки урожая (до внесения удобрений). Если это не удалось сделать до внесения удобрений, то при малых их дозах образцы берут через 2-3 мес. При небольших дозах навоза или компоста образцы следует брать осенью, а при больших - на следующий год.

Образцы почв на пашне отбирают из пахотного слоя. На лугах и пастбищах образцы берут из слоя наибольшей биологической активности (до глубины 15-16 см) и незначительное количество (10- 15%) из слоя 20-40 см.

Смешанный почвенный образец составляют из 20 почвенных индивидуальных проб, которые отбирают буром. Скважины располагают, как правило, по диагонали участка. Почвенные образцы тщательно перемешивают и из смеси берут средний образец массой 300-350г.

Каждый смешанный образец помещают в отдельную коробку или мешочек. Туда же вкладывают этикетку, на которой указывают наименование хозяйства, место взятия образца (поле, севооборот), культуру, номер образца, глубину его взятия, дату и ставят подпись. Отобранные в поле смешанные образцы немедленно просушивают в затемненном от солнца и проветриваемом помещении.

Кислотность почв

Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов.

Реакция почвенного раствора зависит от соотношения в нем ионов водорода (Н+) и гидроксила (ОН-). Концентрацию ионов водорода в растворе принято выражать символом рН, который обозначает отрицательный логарифм концентрации водородных ионов.

Кислые почвы занимают в нашей стране значительные площади и широко используются для выращивания зерновых, кормовых, овощных и технических культур. Многие сельскохозяйственные культуры и полезные почвенные микроорганизмы отрицательно относятся к повышенной кислотности.

Диагностика азотного питания Азот - один из основных элементов, необходимых для растений. Он входит в состав всех простых и сложных белков, которые являются главной составной частью цитоплазмы растительных клеток, и в состав нуклеиновых кислот (рибонуклеиновая - РНК и дезоксирибонуклеиновая - ДНК), играющих исключительно важную роль в обмене веществ в организме. Азот содержится в хлорофилле, фосфатидах, алкалоидах, ферментах и во многих других органических веществах растительных клеток.

Условия азотного питания сильно влияют на рост и развитие растений. При недостатке азота рост их резко ухудшается. Особенно сильно сказывается недостаток азота на развитии листьев: они бывают мелкие, имеют светло-зеленую окраску, преждевременно желтеют, стебли становятся тонкими и слабо ветвятся. Ухудшаются также формирование и развитие репродуктивных органов и налив зерна.

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

11

        29.04.20

 

Общее содержание азота в почвах зависит от содержания в них органических веществ: больше всего азота в наиболее богатых гумусом мощных черноземах, а меньше - в бедных гумусом дерново-подзолистых почвах и сероземах.

Распад азотистых органических веществ почвы до аммиака называется аммонификацией.

Нитрификация - осуществляется группой специфических бактерий, для которых это окислений является источником энергии.

Денитрификация - процесс восстановления нитратного азота до газообразных форм (NO, N2O, N2), в результате чего происходят потери азота из почвы из почвы, что крайне нежелательно для сельскохозяйственного производства.

Диагностика фосфорного питания почвы

Значение фосфора: поддержание обменных процессов и сил у растущего растения; поддерживает процесс фотосинтеза; участвует в регуляции дыхания растений; фосфорные удобрения ускоряют прорастание семян; фосфор – важный элемент для формирования корневой системы, бутонов и семян.

Фосфор в почве встречается 2-х видов: труднодоступный (в виде минералов и фосфатов металлов); легкодоступный, в виде органических соединений (нуклеиновые кислоты, фитин, глицерофосфаты).

Признаки недостатка фосфора в почве:

Окраска листьев меняется с темно-зеленого, на багряный цвет.

Преждевременное опадение листьев.

Темные пятна на листьях.

Растение не вырастает на привычную для него высоту.

Корневая система не развивается.

Причины недостатка элемента в почве:

Переход фосфора в труднодоступные соединения. Особенно на кислых почвах, поэтому заблаговременно, перед внесением суперфосфата, следует вносить гашеную известь.

Фосфорные удобрения были внесены не правильно. Фосфор – это малоподвижный элемент и поверхностное внесение фосфорных удобрений не удовлетворит потребность растущих растений.

Несоблюдение рекомендаций по внесению.

Бедная микрофлора почвы. Микроорганизмы многих видов мобилизуют фосфор из труднодоступных соединений и переводят его в доступную для растений форму

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

12

        29.04.20

 

Диагностика калийного питания почвы

Калий главным образом находится в минеральной части почвы - в органической части его очень мало. Калий в почве содержится: 1) в составе кристаллической решетки первичных и вторичных минералов (основное его количество); 2) в обменном и необменно-поглощенном состоянии в коллоидных частицах (значительная часть); 3) в составе пожнивно-корневых остатков и микроорганизмов; 4) в виде минеральных солей почвенного раствора (карбонатов, нитратов, хлоридов и др.), что составляет очень малую долю от валового калия.

Валовой, или общий, калий объединяет в своем составе разные формы калийных соединений, которые можно классифицировать следующим образом:

водорастворимый калий (легкодоступный для растений); 2) обменный калий (хорошо доступный растениям); 3) подвижный калий (сумма водорастворимого и обменного калия), извлекаемый из почвы солевой вытяжкой; 4) необменный гидролизуемый калий (труднообменный или резервный), дополнительно извлекаемый из почвы кипящим раствором сильной кислоты (обычно 0,2 н. или 10 %-ный раствор НСl) и служащий ближайшим резервом для питания растений; 5) кислоторастворимый калий, объединяющий все четыре предыдущие формы калия и извлекаемый из почвы кипящим раствором сильной кислоты (0,2 н. или 10 %-ный раствор НСl); 6) необменный калий (разница между валовым и кислоторастворимым калием).

По степени подвижности, а следовательно, и доступности для растений находящиеся в почве соединения калия подразделяют на следующие основные формы: водорастворимый калий; обменный калий; труднообменный и фиксированный калий; необменный калий и калий нерастворимых алюмосиликатов; калий органической части почвы (микроорганизмов, органических остатков). Основной показатель, характеризующий способность почв обеспечивать растения калием, - содержание в них обменного калия. Рекомендации по рациональному использованию мелиорантов, основных видов и форм минеральных удобрений

На первом этапе систему удобрения в севообороте можно назвать планом применения органических и минеральных удобрений, в котором предусматриваются их виды, дозы, время внесения и способы заделки под отдельные культуры в зависимости от почвенно-климатических и других условий. Составить такой план в хозяйстве должен специалист - агроном по удобрениям. Для этого необходимо иметь контрольные цифры из организационно-хозяйственного плана по динамике урожайности сельскохозяйственных культур за предшествующие 3 - 5 лет и на перспективу, севообороты (или хотя бы реально возможное чередование культур по полям), агрохимические картограммы, почвенную карту и план накопления органических удобрений. Часто такой документ разрабатывается для хозяйства научно-исследовательским учреждением.

Следует правильно использовать терминологию, связанную с внесением удобрений. Обычно различают три приема внесения удобрений: основное удобрение (допосевное, предпосевное), рядковое (припосевное) и подкормку (послепосевное удобрение).

Вносить удобрения (срок внесения) можно осенью, весной, летом, в определенные месяцы и т.д. Способ внесения - сплошной (разбросной), местный (гнездовой, очаговый, рядковый), локально-ленточный, в запас, механизированный, наземный и др. Способ заделки - под плуг, культиватор, дисковую борону и пр.

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

13

        29.04.20

 

Удобрения следует вносить в почву так, чтобы они в наибольшей степени были доступны для растений в течение вегетационного периода, находились в зоне развития корневой системы, способствовали ее росту и минимально фиксировались почвой. /5/ Основное (допосевное) удобрение. Этот способ обеспечивает питание растений на протяжении всей вегетации, особенно в период интенсивного роста, когда отмечается наибольшее потребление питательных веществ растением. Основное удобрение включает большую часть питательных веществ от общей нормы. Его можно вносить или осенью, или весной.

1.Образцы почв на пашне отбирают из пахотного слоя?

а) да

б) нет

2.Признаки недостатка фосфора в почве:

а) Окраска листьев меняется с темно-зеленого, на багряный цвет. Преждевременное опадение листьев.Темные пятна на листьях. Растение не вырастает на привычную для него высоту. Корневая система не развивается.

б) Растения не растут. Почва уже не пригодна для ее использования. Оранжевые пятна на листьях. Появление паразитов.

3.Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов?

а) Реакция почвы не оказывает влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов и т.д.

б) Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов и т.д.

4.Срок внесения удобрений?

а) только зимой.

б) можно осенью, весной, летом, в определенные месяцы и т.д.

5.Способы заделки удобрений?

а) Под снегозадержание.

б) Под плуг, культиватор, дисковую борону и пр.

6.Фосфор в почве встречается скольких видов?

а)3х видов.

б)2х видов.

7.Фосфор в почве встречается каких видов?

а) труднодоступный (в виде минералов и фосфатов металлов); легкодоступный, в виде органических соединений (нуклеиновые кислоты, фитин, глицерофосфаты).

б) недоступный, легкодоступный, сложно доступный.

8.Что такое нитрификация?

А) Нитрификация - осуществляется группой специфических бактерий, для которых это окислений является источником энергии.

б) Нитрификация - это комплексное удобрения для цветов.

9.Что такое денитрификация?

а) Денитрификация- обмен веществ в организме растений для получения питательных веществ с почвы.

б) Денитрификация - процесс восстановления нитратного азота до газообразных форм (NO, N2O, N2), в результате чего происходят потери азота из почвы из почвы, что крайне нежелательно для сельскохозяйственного производства.

10.Агрохимические обследования проводятся в каких целях?

а) Агрохимические обследования вообще не проводят.

б) Проводятся в целях получения информации о содержании в почве элементов питания растений и как следствии уровня ее плодородия.

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

14

        29.04.20

 

11.Смешанный почвенный образец составляют из скольких почвенных индивидуальных проб?

а)15

б)20

12.Реакция почвенного раствора зависит от чего?

а)Зависит от растений которые растут на почве и отдают свои питательные вещества в почву.

б)Зависит от соотношения в нем ионов водорода (Н+) и гидроксила (ОН-).

13.Способ внесения удобрений:

а)Способ внесения - сплошной (разбросной), местный (гнездовой, очаговый, рядковый), локально-ленточный, в запас, механизированный, наземный и др.

б)Способ внесения - мы не вносим удобрения, они поступают от растений и от окружающей среды.

14.Что включает в себя основные удобрения?

а)Включает большую часть питательных веществ от общей нормы.

б)Ничего не включает в себя.

15.Что такое азот?

а)Это растение поглащающий все организмы в почве.

б)Азот - один из основных элементов, необходимых для растений.

Ответы:

1.а 2.а

3.б 4.б

5.б 6.б

7.а 8.а

9.б 10.б

11.б 12.б

13.а 14.а

15.б

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

15

        29.04.20

 

Норма внесения удобрений

Нормы фосфорных и калийных удобрений рассчитывают с использованием нормативов затрат их на единицу продукции с корректировкой доз в зависимости от содержания от содержания элементов питания растений в почве.

Расчет ведут по формуле: Д= Уп · Нз · К

где Д – норма внесения удобрений, кг/га д.в.;

Уп – планируемая урожайность, т/га;

Нз – норматив затрат (вынос питательных веществ) фосфорных или калийных удобрений для получения 1 т зерна (табл. 1).

 К – поправочный коэффициент к дозам удобрений в зависимости от содержания этих элементов питания в почве (табл. 2);

Таблица 1. Вынос питательных веществ 1 т основной продукции, кг

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020 г.

лист
         

16

        30.04.20

 

 

Таблица 2. Поправочные коэффициенты к дозам фосфорных или калийных удобрений в зависимости от содержания этих элементов питания в почве

Расчет удобрений для ячменя

1. Фосфорные удобрения:

 Рассчитаем норму внесения фосфорных удобрений по действующему веществу:

Д= Уп · Нз · К

Уп – планируемую  урожайность ячменя возьмем 30,4 ц/га, переведем в т/га, получим 3,04 т/га;

Нз – норматив затрат фосфорных удобрений (вынос питательных веществ)  берем из таблицы 1 для ячменя 10,0 кг/т.

К – поправочный коэффициент к дозам фосфорных или калийных удобрений в зависимости от содержания этих элементов питания в почве берем из курсовой работы и таблицы  2.

Поле, по которому я писала курсовую работу, на картограмме содержания фосфора окрашено в желтый и зеленый цвета, значит, содержание фосфора в почве 51-100 и 101-150 мг/кг.

В таблице  2 находим поправочный коэффициент для таких почв. Он равен 1,0 и 0,75 для фосфорных удобрений.

Все данные для формулы известны.

Д=3,04*10,0*1,0=30,4 кг/га фосфора по действующему веществу.

Д=3,04*10,0*0,75= 22,8 кг/га фосфора по действующему веществу.

Чтобы узнать норму внесения конкретного удобрения, находим процент содержания действующего вещества в любом фосфорном удобрении, например, в простом суперфосфорате - 20%.

Рассчитываем норму внесения простого суперфосфата:

Н=30,4*100/20= 152 кг/га.

Н=22,8*100/20= 114 кг/га.

Определяем необходимое количество на участок 86га.

152*86=13072кг

114*86= 9804кг

Определяем стоимость требуемых удобрений: простой суперфосфат стоит 14 руб./кг.

Следовательно, требуемое количество простого суперфосфата будет стоить:

13072*14= 183008руб.

9804*14= 137256руб.

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020г.

лист
         

17

        30.04.20

1. Калийные удобрения:

 Рассчитаем норму внесения фосфорных удобрений по действующему веществу:

Д= Уп · Нз · К

Уп – планируемую  урожайность ячменя возьмем 30,4 ц/га, переведем в т/га, получим 3,04 т/га;

Нз – норматив затрат калийных удобрений (вынос питательных веществ)  берем из таблицы 1 для ячменя 19,2 кг/т.

К – поправочный коэффициент к дозам калийных удобрений в зависимости от содержания этих элементов питания в почве берем из курсовой работы и таблицы  2.

Поле, по которому я писала курсовую работу, на картограмме содержания калия окрашено в зеленый и синий цвета, значит, содержание калия в почве 81-120 и 121-180 мг/кг.

В таблице 2 находим поправочный коэффициент для таких почв. Он равен 1,0 и 0,7 для калийных удобрений.

Все данные для формулы известны.

Д=3,04*19,2*1,0=58,3 кг/га калия по действующему веществу.

Д=3,04*19,2*0,7=40,8 кг/га калия по действующему веществу.

Чтобы узнать норму внесения конкретного удобрения, находим процент содержания действующего вещества в любом калийном удобрении, например, в сульфат калии - 40%.

Рассчитываем норму внесения сульфат калия:

Н=58,3*100/40= 145 кг/га.

Н=40,8*100/40= 102 кг/га.

Определяем необходимое количество на участок 86га.

145*86=12470кг

102*86=8772кг

Определяем стоимость требуемых удобрений: сульфат калия стоит 81 руб./кг.

Следовательно, требуемое количество сульфата калия будет стоить:

12470*81= 1010070руб.

8772*81= 710532руб.

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020г.

лист
         

18

        30.04.20

 

 

1. Азотные удобрения:

 Рассчитаем норму внесения азотных удобрений по действующему веществу:

Д= Уп · Нз · К

Уп – планируемую  урожайность ячменя возьмем 30,4 ц/га, переведем в т/га, получим 3,04 т/га;

Нз – норматив затрат азотных удобрений (вынос питательных веществ)  берем из таблицы 1 для ячменя 23,6 кг/т.

К – поправочный коэффициент к дозам азотных удобрений в зависимости от содержания этих элементов питания в почве берем из курсовой работы и таблицы  2.

Поле, по которому я писала курсовую работу, на картограмме содержания азота окрашено в желтый цвет, значит, содержание азота в почве 4,1-6,0%.

В таблице 2 находим поправочный коэффициент для таких почв. Он равен 1,0 для азотных удобрений Все данные для формулы известны.

Д=3,04*23,6*1,0=71,7кг/га азота по действующему веществу.

Чтобы узнать норму внесения конкретного удобрения, находим процент содержания действующего вещества в любом азотном удобрении, например, в аммиачной селитре - 35%.

Рассчитываем норму внесения аммиачной селитры:

Н=71,7*100/35=204кг/га.

Определяем необходимое количество на участок 86га.

204*86=17544кг

Определяем стоимость требуемых удобрений: аммиачная селитра стоит 109 руб./кг.

Следовательно, требуемое количество аммиачной селитры будет стоить:

17544*109=1912296руб.

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020г.

лист
         

19

        30.04.20

 

 

 

Директору ФГУП «Ишимское»,

Баженову Сергею Ивановичу

агронома Колесникова Анастасия Игоревна

 

Заявка.

Прошу приобрести для земельного участка площадью 86га минеральные удобрения: азотное удобрение – 17544кг, фосфорное удобрение – 9804кг - 13072кг, калийные удобрения - 8772кг -12470кг, общей стоимостью 2232095руб

 

30.04.20                                                                      подпись

 

 

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020г.

лист
         

20

        30.04.20

Плодородие почвы

Теоретический минимум

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность возделываемых культурных растений земными факторами жизни, является результирующем показателем состояния почвенных процессов.

В более развернутом смысле, плодородие — это способность почвы обеспечивать оптимальные факторы жизни растений, включая достаточное количество питательных веществ в подвижной форме и трансформировать их в почвенный запас и обратно; проявлять фитосанитарные свойства, быть устойчивой к неблагоприятным факторам и пригодной для использования современных технологий возделывания культур.

Плодородие почвы не является единственным фактором урожая, помимо него на урожайность культур влияют биологические особенности растений, климат, агротехника и т.п. Однако при прочих равных условиях, оно будет определять продуктивность культур.

Управление плодородием почвы, заключающееся в регулировании почвенных процессов с целью обеспечения оптимальных факторов жизни растений в долгосрочном периоде, является ключевой задачей земледелия.

Современные системы земледелия уделяют существенное внимание экологическому аспекту. Задача сохранения и повышения плодородия должна решаться с учетом устойчивости почв к деградации.

Естественное плодородие — плодородие, сложившееся в результате естественного почвообразовательного процесса за длительный период времени и определяется такими факторами, как гранулометрический, химический состав почвы и климат.

В условиях естественного плодородия часть питательных веществ находится в недоступной для растений форме. В ряде случаев наблюдается постоянный дефицит некоторых элементов, например, азота.

Воздействие человека на почвы с естественным плодородием путем её обработки, привело к изменению режимов, что сказалось на обеспеченность и доступность растений факторами жизни.

Благодаря влиянию природных факторов и деятельности человека, заключающейся в обработке почвы, использовании удобрений, орошения, применения севооборотов и т.д., сформировалось эффективное плодородие.

Показатели плодородия почв

Плодородие даже одно типа почв определяется большим набором условий, например, рельефом, крутизной и экспозицией склонов, химическим составом почвообразующих пород, гидрологическим режимом и др. Что требует дифференцированного подхода к их использованию.

Количественно плодородие принято оценивать тремя видами показателей:

агрофизические;

биологические (состав и количество органического вещества, активность биоты, фитосанитарное состояние);

агрохимические.

Показатели плодородия находятся в корреляции с урожаем и в большинстве случаев взаимосвязаны между собой. Некоторые из них основополагающие, определяющие состояние всех почвенных процессов, например, гранулометрический и минералогический составы, фитосанитарное состояние, другие являются их производными.

К агрофизическим показателям плодородия почвы относятся:

гранулометрический состав;

минералогический состав;

структура почвы;

мощность пахотного слоя.

Агрофизические показатели определяют механические свойства почвы, влияющие прямо или косвенно на все факторы жизни растений и условия почвообработки.

Наиболее благоприятные для роста и развития растений складываются на почвах среднего гранулометрического состава.

Оптимальной структурой почвы принято считать комковатую или зернистую, состоящую из агрегатов 0,25-10 мм, с оптимальным соотношение твердой фазы и общей пористости 50:50 для дерново-подзолистых и 40:60 — для черноземов.

         

35.02.05-УП. ПМ. 01-2020г.

лист
         

21

        06.05.20

 

Мощность пахотного слоя — глубина обработки почвы. Увеличение глубины обработки повышает влагоемкость и создает благоприятные условия для роста корневой системы и жизнедеятельности почвенной микрофлоры. Однако, увеличение глубины обработки приводит к резкому возрастанию экономических и ресурсных затрат. Поэтому оптимальной мощностью пахотного слоя принято считать 27-30 см для большинства почв.

Гранулометрический и минеральный составы, как правило, не изменяются с течение времени, а их воспроизводство весьма затруднительно. Структура и мощность пахотного слоя, напротив, показатели, которые могут быть воспроизведены за счет соответствующих агроприемов.

К агрохимическим показателям плодородия почв относятся:

содержание и доступность азота;

содержание и доступность фосфора;

содержание и доступность калия;

содержание и доступность микроэлементов;

реакция почвенной среды.

Агрохимические показатели плодородия определяют доступность и обеспеченность питательными элементами, необходимые для роста и развития растений.

Содержание питательных веществ может сильно варьировать в зависимости от типа почвы и принятой агротехнологии. Для большинства почв содержание фиксированного азота составляет от 130 до 350 кг/га, фосфора — от 0,01% для бедных песчаных до 0,20% для высокогумусных, калия — до 2-3% для глинистых и суглинистых, на бедных песчаных его содержание резко снижается.

На доступность питательных элементов оказывает влияние ряд факторов, один из которых реакция почвенной среды.

Поступление питательных веществ в естественных условиях протекает довольно медленно за счет процессов азотфиксации, поступления с атмосферными осадками, пылью, грунтовыми и стоковыми водами. В условиях обрабатываемых земель агрохимические показатели регулируются внесением удобрений и мелиорантов.

Органическое вещество почвы

В большинстве случае интегральным показателем плодородия является содержание органического вещества и его качественное состояние.

Выбор именно этого показателя объясняется функциональным значением органического вещества в почвообразовательных процессах. Развитие почвы как естественно-исторического тела является результатом постоянного процесса синтеза и разрушения органического вещества, обеспечивающего непрерывность проявления круговорота веществ и энергии при почвообразовании. Почвообразовательный процесс и развитие плодородия почвы — ключевые факторы стабильного и эффективного производства.

Органическое вещество оказывает существенное влияние на важнейшие агрономические свойства почвы: агрофизические, биологические и агрохимические, а также фитосанитарное состояние.

Повышение содержания органического вещества в почве — долговременная задача, которая должна исходить из реальных возможностей воспроизводства органического вещества пахотных почв. Эффективная реализация этой задачи возможна при долговременном, планомерном и систематическом воздействии комплекса практических приемов.

Оптимальное содержание органического вещества определяется типом почвы, эффекта от количественной прибавки урожая и затратами на воспроизводство этого показателя.

Биологическа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow