Музей ТДС как ресурс формирования духовных ценностей у молодежи

-----------------------------------------------------------------------------------

Авторы: Н.А.Постников, студент ТДС, научный руководитель - Т.А.Тужикова, к.пед.н., доцент ТГПУ, заместитель директора МАОУ СОШ № 32 г. Томска,

У города Томска богатая 400-летняя история, запечатленная в архитектурных ансамблях, в облике города. Одним из них является Томская духовная семинария — одно из старейших учебных заведений Томска, основанная в 1858 году епископом Томским и Енисейским Парфением (Поповым). В 2008 году в рамках празднования 150-летия семинарии, по благословению Патриарха Московского Алексия II, при ней открыт Церковно-археологический музей, работа которого направлена на приобщение посетителей к духовному опыту и отечественным традициям России.

Музей при ТДС является первым такого типа кабинетом за Уралом. Его идея во многом напоминает подобного вида кабинет в Троице - Сергиевой лавре в Москве, где собраны предметы древнерусского искусства, церковная утварь и многое другое, то есть все, что можно отнести к предметам православной культуры. Музейной образовательной средой необходимо считать не только сам музей, но и прилегающие к нему территории Томской Духовной семинарии, Богоявленский кафедральный собор, а также Иверскую часовню Божией Матери на площади перед собором. На этом мы акцентируем внимание в процессе формирования духовных ценностей и культуры, в работе педагога, занимающегося проведением занятий по ОПК на базе музея ТДС.

Что представляет данный музей и его экспозиция? Каждый из ее разделов включает определенные сведения о развитии православия, его традициях. В музейной экспозиции представлены экспонаты по следующим основным разделам:

1) церковное облачение;

2) нумизматика (коллекция Евангельских монет);

3) старопечатные книги (житие, церковные и богослужебные книги);

4) богослужебная утварь (предметы для совершения богослужения, такие как Напрестольные кресты, Евангелие и др.);

5) история Томской Епархии (фото и архивные материалы об известных священниках и миссионерах);

6) иконография.

Так в разделе «Иконография» имеются 3 подраздела:

1) иконография Спасителя;

2) Богородичные иконы;

3) иконы Святых угодников Божьих.

Представленные на экспозиции иконы различные по времени написания, большая часть относится к 17 - 19 веку, как и в прочем, многие экспонаты, хранящиеся в музее.

По мнению ученых - практиков, педагогов, они помогут обучающимся:

1) понять наши отеческие корни и устремления предков;

2) поразмышлять о том, чем они жили, их духовном мире;

3) что было главным и ценным в их жизни;

4) увидеть через экспонаты историческую картину того времени;

5) узнать об иконографии, старинных иконах, а также чем последние отличаются от картин.

Учитывая мнения специалистов, добавим, что в разработке целей и задач, стоящих перед музеем, принимали участие как педагоги - практики школ № 16, 32, 43, 58, так и психологи, заместители директоров по ВР, магистранты и студенты ТДС, ТГПУ, ТГУ. Это объединение получило название Ресурсной лаборатории по духовно - нравственному воспитанию. В рамках занятий их интересовало следующее:

1) специфика музейной среды;

2) позиция музейного педагога;

3) методика проведения музейных занятий со школьниками;

4) проектирование таких занятий;

5) учет специфики возрастных особенностей детей и их психологии;

6) индивидуальные особенности музейных зрителей;

7) специфика восприятия экспонатов.

 Учитывая, что перед представителями данной лаборатории была поставлена непростая задача: разработка и апробация музейных занятий в рамках курсов «Основы религиозных культур и светской этики», «Социокультурные истоки», целевых программ по воспитанию и дополнительному образованию на базе музея ТДС, потребовалось выявить специфику их организации и проведения, познакомиться с историей уникального кабинета, его коллекциями. Собрание церковного музея Томской духовной семинарии имеет уникальную нумизматическую коллекцию. Ректор семинарии, митрополит Томский и Асиновский Ростислав, являясь исследователем библейской археологии, передал музею коллекцию древних монет, которые имели хождение во времена земной жизни Иисуса Христа и упоминаются в Евангелии.

Преподавание дисциплин духовно-нравственной направленности - трудная вещь, так как требует от преподавателя предельной концентрации при подготовке к занятиям, а также внимания при их проведении, ведь преподаватель не имеет права на проповедь (в соответствии с Конституцией РФ3 ст.14.1). Исследования в отношении всех модулей данной программы представляются чрезвычайно обширными, поэтому для рассмотрения выбран один, но наиболее значимый модуль - ОПК, о чем говорится в преамбуле к закону о свободе совести и религиозных объединения. Соответственно, данная статья призвана выявить особенности преподавания указанной дисциплины с использованием ресурсов одного из старейших учебных заведений города - Томской Духовной семинарии, где с 2008 года открыт Церковно - археологический музей, а в 2011 году запущена работа ресурсной лаборатории. Таким образом, ОПК - это не Закон Божий, а знакомство с культурой в первую очередь, а музейная педагогика - это научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему.[4]

ОПК - предмет культурологический и его невозможно освоить без понимания культуры православия в целом. Хранителями такой культуры являются, в первую очередь, люди, а продукция их деятельности, выраженная, в том числе, и уникальными произведениями церковного искусства, бережно сохраняется музеями. Именно поэтому мы акцентировали внимание на преподавании дисциплин духовно-нравственной направленности с использованием ресурсов музейного комплекса ТДС. Предметом деятельности стало выявление особенностей методики преподавания основ православной культуры с использованием его ресурсов, проектирование методических разработок практических и вспомогательных занятий, которые могли бы обогатить экскурсию в музее.

 Музейная экскурсия является одной из составляющих деятельности педагога в музее. Однако, работа в музее начинается с подготовки экспозиции и конструированием соответствующего маршрута будущей экскурсии. Музейная экспозиция является специфическим «средством предъявления» памятника зрителю. В ее пространстве формируются методы и маршруты показа памятника. Преимущества музейной экскурсии перед другими образовательными формами в том, что объекты восприятия являются подлинниками, а их диапазон очень широк — от природного памятника до произведения искусства. Они обладают большим познавательным потенциалом, являясь отражением процессов развития природы и цивилизации, конкретной эпохи, судьбы автора или целого народа. Соприкосновение с подлинником учит понимать и чувствовать окружающий мир, оценивать творческие возможности человека, то есть приобщает к знаниям и основам культуры. Отметим еще одну ее особенность.

Экскурсия — это и контакт с музейным педагогом, коммуникации с его помощью между памятником и зрителем. Общение с ним обогащает восприятие зрителя, развивает его способность к самостоятельному суждению и межличностному взаимодействию. Но все это может произойти лишь в том случае, если такой посредник имеет соответствующую психолого-педагогическую подготовку, владеет спецификой экскурсионной работы и формами анализа музейного памятника. По популярности и педагогической эффективности традиционная экскурсия остается самой демократичной формой музейного обучения. Ее преимущества в следующем:

· экскурсия опирается на подлинник;

· процесс обучения происходит в музейных залах, являющихся наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника;

· контакт с музейным сотрудником (экскурсоводом), посредником в передаче знаний обогащает восприятие, развивает способность к самостоятельному суждению и межличностному контакту.

В образовательной практике сформировались четыре основных типа экскурсии: ознакомительная, образовательная, развивающая и воспитательная. Данная типология экскурсий предложена Соколовой Н.Д. и Алексеевой Н.А. в работе «Основы экскурсионного дела».

Нами намеренно не был обозначен еще один и, очевидно, важнейший компонент – это постоянно перемещающийся по музею семинарист. Действительно, продукт православной культуры - человек, ее носитель, и семинарист, как никто другой, лучше подходит к этой роли.  Наряду с классическими экскурсиями, в музее с недавнего времени (2013 год) силами студентов семинарии, ее руководства, а также гостями, специализирующимися в различных отраслях церковного искусства, была запущена пробная площадка, получившая название «Православная гостиная», на базе которой осуществляется диалог, направленный на углубленное знакомство с различными аспектами отечественной культуры. Инициаторами в данном случае выступили педагоги - предметники школ города, так как во время рефлексии в классе о проведенной экскурсии, учащиеся проявляли интерес и желание пообщаться с носителями предложенной культуры (семинаристами) в неформальной обстановке.     Встреча проходит в форме диалога: диалога участников гостиной, диалога мнений, диалога истории, литературы, отечественной культуры России. К диалогу целесообразно пригласить одного из учеников и выслушать приготовленное сообщение. Работа с классом в неформальной обстановке позволяет им использовать накопленные знания, что стимулирует применение метапредметных навыков в условиях непредсказуемого пути беседы, которую, однако, следует все же направлять в нужном направлении. Исходя из накопленного опыта работы со школьниками и студентами разных учебных заведений города Томска, имеем желание продолжить поиски путей духовно-нравственного развития современной молодежи. База музея обширна, а поле для деятельности - необъятно, и это вызывает интерес посетителей к работе, чему подтверждением могут служить инновационные подходы, предлагаемые и вводимые руководителями семинарии, ее студентами, а также преподавателями - предметниками школ и вузов нашего города.

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: