Ресурсы методического объединения в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания

-----------------------------------------------------------------------------------

Автор: Е.В. Мокина, учитель истории, руководитель МО МАОУ СОШ № 32 г. Томска

     Наш век – век грандиозных перемен. Произошло социальное, материальное и имущественное расслоение детской среды. Среди школьников всех возрастов усилились индивидуалистические, эгоистические настроения, интерес к вещам и деньгам, тяга к развлечениям и удовольствию. Поэтому необходимо усиление воспитательного потенциала педагога, его наставнической позиции при формировании духовности и нравственности у детей и молодежи. Так еще М.В. Ломоносов говорил, что «не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот цель обучения» [2, С. 140]. Нет обучения без воспитания, без формирования у молодого поколения системы ценностей и установок.

Под ценностями в философском смысле мы понимаем все то, то имеет для человека или группы лиц устойчивую значимость: природные и социальные явления, идеи, принципы, нормы взаимоотношений, традиций, культурное наследие. Ценности – все то, к чему люди относятся с повышенным уважением, признанием, почтением и что более всего способствует ориентации человека в окружающем мире.

Деятельность предметных методических объединений в нашей школе направлена на организацию работы по формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, а также на развитие на метапредметной основе духовности и нравственности в урочной и внеурочной среде. К такой развивающей образовательной среде относятся события, проводимые при поддержке методического совета школы, Томской духовной семинарии и Томской митрополии. Одним из них стала сетевая гостиная для педагогов и школьников в рамках Макариевских чтений, проводимая с участием методических объединений учителей русского языка и литературы, истории, направленная на расширение представлений о трудах отечественных педагогов, пастырей, в частности Макария (Невского).

Труды святителя Макария (Невского) выбраны неслучайно. Он много внимания уделял вопросам образования подрастающего поколения, имея ввиду классическое понимание образования «как совокупности обучения и воспитания» [3]. Так в предреволюционный период он пишет: «Страшно мне за молодое поколение, бунтующее, порицающее все родное, и восхваляющее иноземное. Увлекающееся несбыточными мечтами преобразовать мир, пересоздать существующие порядки управления, но мало заглядывающее в свой внутренний мир и не желающие упорядочить свою внутреннюю жизнь» [3]. Его мысли актуальны и в XXI веке, где с особой силой правился кризис падения духовности, кризис семьи. Была на время потеряна объединяющая идея народа и государства. Имело место быть разрушение ценностных установок. Это не могло не затронуть и молодое поколение. В настоящий период мы пытаемся «скрепить» наше российское общество через возрождение традиционных, нравственных ценностей. Ценностный контекст, апробированный нацией – твердая почва для личностного становления молодого человека, основа его внутреннего единения с народом и государством. При этом Макарий (Невский) говорит, что «привитие ребенку общенародных духовных ценностей не лишает его свободы» [4].

Что значат для нас сегодня философские категории «свобода» и «необходимость»? Свобода – способность, возможность и желание человека делать осознанный выбор в соответствии со своими интересами. потребностями, идеалами. Необходимость – закономерные, устойчивые, повторяющиеся связи, отношения, явления действительности. Свобода –осознанная необходимость. Свобода всегда сопряжена с ответственностью перед людьми, обществом, историей, собственной совестью. Нет абсолютной свободы. Ее границы – моральные нормы и законы. С точки зрения Макария (Невского), свобода является «началом духовного и социального становления человека, важнейшим аспектом воспитания, наряду с пассивным усвоением ребенком традиционной культуры народа» [3]. Надо заботиться об «образовании его характера», то есть формировании навыков осмысленного и ответственного выбора. Цель – это «обучение послушанию, почтительности к старшим, учтивости, надо стараться возбуждать в ребенке чувство сострадания, жалости к другим, приучать его к благодарности» [3]. В этом он видит задачу школьного образования. Мы с особым почтением присоединяемся к его мнению, организуя работу методических объединений по формированию духовности и нравственности у современных школьников, используя их организационные и информационно-просветительские ресурсы.

В труде педагога его великая сила. Победа склоняется в ту сторону, где стоит школьный учитель. В его руках будущее общества и государства. Семья, общество и государство будут иметь то или другое направление, смотря какое воспитание дает школа будущим гражданам, будущим правителям, будущим воинам, судьям, ремесленникам. «Учительское служение близко к пастырскому. Школа – носительница народных, духовных и культурных ценностей» – такое напутствие дает Святитель Макарий (Невский) нам, учителям, от которых зависит будущее общества и государства [4].

Учитывая изложенное выше, значительную роль в работе педагога, методических объединений играет проектная деятельность. Так для уроков обществознания и истории ребята пишут исследовательские проекты, творческие работы (эссе). Приведу ниже в качестве примера эссе ученицы 11 класса Фроловой Екатерины, в котором она ставит проблему технического прогресса и будущего человечества. При этом затрагивает вопрос профессий 21 века, актуально показывает огромную роль школьного учителя и бессмертие этой профессии.                           

Восстание машин: могут ли роботы заменить человека?

«Механические железяки, которые захватят этот мир», – так говорит моя бабуля. Технический прогресс действительно ушёл далеко вперёд за пределы возможного. По оценкам американского инвестиционного банка Merrill lynch к 2016 году 1.5 миллионов человек остались без работы: их заменил искусственный интеллект. И как показывает статистика – эти цифры будут только расти.

Все мы помним Акакия Акакиевича. Тот самый маленький человек, который обожал раз за разом переписывать документы своим идеальным каллиграфическим подчерком. Сложно представить, что было бы если он вместе со смыслом своей жизни – его шинелью – лишился бы самого дорогого его сердцу дела. И бродил бы по тёмным улочкам Питера дух Акакия Башмачкина, ломал бы печатные машинки и картридж в принтерах портил. Неужели моя бабушка оказалась права? И в ближайшем будущем человек уйдёт на второй план, уступив место технике?

В случае Акакия Акакиевича всё безнадёжно. Но давайте представим другую ситуацию. Звонок. Дети заходят в кабинет и садятся за парты. «Добрый день. Садитесь. Открываем тетради, через минуту начнётся лекция №2.5», – металлический, холодный, бесчувственный голос разлетается по кабинету и эхом отражается от стен.

Дети уже привыкли к этой говорящей голове Пушкина, которую создали российские разработчики из компании «Нейроботикс». Их больше не пугает этот бездушный взгляд и монотонные лекции. Да и интерес к непонятной железной штуковине, который был вначале, давно угас. Все заняты своим делом: Маша красит ногти, Петров душит Сидорова, а Лера с остальными девчонками обсуждают новый тренд чехлов для телефона. Зачем им слушать этого «учителя», когда всю ту же самую информацию они могут найти в интернете? Нет этих шуточек и оговорок, живого общения и научных споров, которые всегда были на уроках у Нины Афанасьевны, теперь уже бывшей учительницы литературы. Робот вынослив, он не ест, не пьёт, не болеет, но разве машинный алгоритм способен понять ребёнка, завлечь его в учебный процесс? Нет, не способен. Ему не присуще креативное мышление и импровизация, а следует и учитель из него, как из Уильяма Рэндольфа Херста честный человек – шанс есть, но верится с трудом.

Или вот пошёл тот же самый Акакий Акакиевич, одинокий и несчастный, залечивать душевные раны к психологу. А там его встречает сверхумная железяка и просит заполнить анкету: «Вам плохо? А – да; Б – нет». Как по мне, так выражение «что об стенку горох» ничем не отличается от общения с роботом. Да, он способен ответить и даже помочь, но это всего лишь программа. Ему абсолютно всё равно и на тебя, и на твои проблемы. Эти негативные мысли ещё больше вгоняют в депрессию, нет?

Но тем не менее технический прогресс не стоит на месте. Совсем недавно в Китае создали первый искусственный интеллект диктора новостей. Мой друг, который уже больше пяти лет мечтает стать ведущим, не особо обрадовался этому открытию. «Неужели робот способен заменить меня?» – плакал он мне в жилетку. А что, искусственный интеллект не ест, не спит, соблюдает интонацию. Голос его звучит неестественно, но учёные говорят, что и это поправимо. Возникает вполне логичный и уместный вопрос: как скоро роботы захватят мир, а человечество пойдёт в атаку со словами Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью».

В отчёте всемирного экономического форума (ВЭФ) написано, что уже к 2020 году появятся более двух миллионов новых рабочих мест, недоступных роботам. Не знаю, много это или мало. Но думаю, что вилы и факелы можно пока отложить. К тому же техника приносит нам огромную пользу. Если бы Акакий не был столь зациклен на выведении буковок, то представляете, как облегчила бы ему работу та же самая печатная машинка. А выучившись программированию мой друг вполне сможет управлять этим самым роботом-ведущим.

Да, технический прогресс не стоит на месте. Да, роботы лучше и выносливее человека во многих вещах. Но не стоит забывать, что машинам неподвластны чувства, импровизация, нестандартное и креативное мышление. А значит человек всегда будет идти на шаг впереди. Велика роль человека! Велика роль УЧИТЕЛЯ!

Список литературы:

1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – Москва: Айрис-пресс, 2002.

2. История педагогики /Под ред. М.Ф. Шабаевой. – Москва: Просвещение, 1981.

3. Митрополит Московский Макарий (Невский). Избранные слова, речи, беседы, поучения. – Москва: Отчий дом. 1996. – 192 с.

4. Митрополит Московский Макарий (Невский). Письма к духовной дочери». –Москва: Отчий дом. 1999. – 192 с

 

ШКОЛА ИМЕНИ: ПАРТНЕРСТВО И СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАЗВИТИИ

-----------------------------------------------------------------------------------

Школа имени – это и ее партнеры, способные вместе проектировать и проводить события, совместные исследования и стажировки. За семь лет проведения сетевых образовательных событий, годы работы ресурсной лаборатории по музейной педагогике партнерство стало не только тесным, но и эффективным, понимающим общность и целостность стоящих целей и задач.

Мы – единое целое в системе общего образования в Томске и Томской области. Мы вместе выбираем форматы деятельности, совершенствуем мастерство и профессиональные компетенции. Самое главное – с нами наши воспитанники, выполняющие исследования и проекты, сохраняющие традиции и историческую память народа, развивающие гражданственность и патриотизм, любовь к своему родному очагу, малой родине, стране, пытливые и любознательные, поисковики и путешествующие по необъятным просторам Родины, запечатлевающие интересные моменты на фото и видеоматериалах, в публикациях на станицах школьных газет.

Мы сегодня говорим СПАСИБО всем нашим партнерам и друзьям, кто, не жалея времени и сил, постоянно с нами развивает в действии идеи музейной педагогики, бережно сохраняет наследие предков через разные формы краеведческой работы. Спасибо за ваш нравственный подвиг на педагогической ниве. Представляем с радостью материалы ваших педагогических исследований.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: