Сохранение исторической памяти и традиций: старинная русская «бабушкина кукла»

-----------------------------------------------------------------------------------

Автор: Г.Н. Грибенникова, педагог дополнительного образования МБОУДО «Копыловский п/к «Одиссей»Томского района

Данный материал, созданный для учащихся всех возрастов, юных краеведов, студентов и педагогов, увлекающихся народным творчеством, является результатом исследований деятельности с детьми в условиях музея-мастерской, находящегося в сельской местности. Его главная идея – приобщение к изучению культуры и быта народа через знакомство с русской старинной куклой. Знакомство с «бабушкиной куклой» даёт детям возможность ощутить движение времени, понять смысл изменений в жизни людей и общества, подготовиться к восприятию современной культуры, традиций и жизни наших далёких предков, эмоционально богатой и наполненной духовным содержанием. Именно этого не хватает нашему образу жизни. Данный материал может быть использован для организации внеклассной и кружковой работы, творческих встреч с детьми младшего и среднего школьного возраста, а также, для проведения мастер - классов, изготовления работ на тематические выставки, ярмарки, акции. 

В музее - мастерской «Мирная игрушка», руководителем которого являюсь много лет, имеется большая коллекция старинной русской обереговой, традиционной и обрядовой куклы под названием «Куклы бабушкиного сундука». Изучению этой темы и созданию коллекции посвятила немало времени. Так было создано методическое пособие, выставочная коллекция и разработана экскурсия «Куклы бабушкиного сундука». Разработано несколько тематических стендовых мастер – классов: «Ангелочек», «Кукла крестьянка», «Рождественская коза», «Колокольчик», «Крестушка» и другие.

Интересна история изготовления старинной русской куклы и её предназначении. Древнейшие легенды и сказания, дошедшие до нас сведения, рассказывают о том, что деревенские календарные праздники были разнообразны и многочисленны. Обряды, свершаемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду и сохранению скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. К сожалению, люди XXI века видят сегодня в традиционных русских куклах внешние декоративно-художественные особенности, плохо понимая их истинное назначение.

Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам. То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа. Существовало в те времена много праздников, которые в той или иной мере были связаны с обязательным изготовлением традиционной русской куклы.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной и по сей день. В нашем традиционном представлении слово «кукла» ассоциируется с игрой. Какую же роль играла кукла в жизни наших предков. Она воплощала чистую Силу, Добро и Любовь. В большинстве случаев кукла – это образ Женщины, Богини, потому прямую связь с ней имела женщина.

Все куклы делятся на игровые, куклы - берегини и обрядовые. Технология изготовления кукол очень проста – никаких ножниц и иголок. Без ножниц и иглы изготавливали только добрых русских кукол. Все куколки сворачиваются из лоскутков ткани, коры, соломы и ниток. Настоящие обереговые куклы безлики. Ведь согласно поверью, именно через лицо вселяется злой дух Анчутка. Лишние глаза в доме не нужны. Многие куклы безногие, чтобы счастье и удача из дому не убежало.

     Были куклы, которые делали из золы домашнего очага, замешанной на воде. Из этого «теста» скатывался шарик, к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причём дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, ее дома и очага. При переезде на новое место эту зольную куклу обязательно брали с собой для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют и дом.

Как же появились первые куклы? Давным-давно, в языческие времена, люди верили во множество богов: они охраняли дом и скот, поддерживали огонь, помогали собрать хороший урожай. И если боги не выполняли людские просьбы, наши предки думали, что им некогда, они не справляются со всеми просьбами. И делали вывод, что богов не хватает. Поэтому их стали делать из глины, камня, дерева. Когда на Русь пришла новая религия-христианство, то старые боги стали куклами для детей. Но и в таком виде они сохраняли свою волшебную силу. На Руси кукол делали и для игры, и для обрядов.

Игровые куклы не подходили для обрядов, ведь они были изготовлены с помощью колющих предметов. Считалось, что кукла, сделанная с помощью ножниц или иголки, могла поранить хозяйку. А если кукла была с лицом, то в нее мог посилиться злой дух и навредить. Существуют другие толкования о куклах. Безликая (неподглядайка) – лишние глаза в доме не нужны, безногая (неубегайка) – чтобы счастье не убежало из дома, безрукая (несхватайка) – чтобы не притягивала тёмные силы.Кукла-оберег имеет важное соблюдение условий при изготовлении.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общество, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. Самой любимой будет та кукла, которая сделана своими руками, оживлённая собственной фантазией. Пусть в ней не будет лица, но зато в ней есть что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняет сердце. В творении рук чувствуется душа.

Спеленутая кукла сопровождала и детские игры. Ведь детские игры — это не только способ познания, но и отображение мира взрослых. Через игру крестьянские дети усваивали веками укоренившиеся традиции и жизненно важные умения. Уже с девяти лет их начинали привлекать к домашним работам. К двенадцати годам они приобретали все навыки крестьянской жизни наравне со взрослыми.

Тряпичная народная кукла — то исконное, старинное, настоящее и естественное, чего не хватает современным игрушкам. Например, Покосница приближает ребёнка к древним традициям, как бы делая его участником взрослой работы. Такие игрушки очень нравятся детям. Этому можно удивляться, глядя на простые и незатейливые куколки, но взяв в руки такую куклу, начинаешь понимать, почему их так любят. Душа у них почти человеческая.

Итак, об истории происхождения, предназначения и изготовлении старинной русской куклы «Бабушкина кукла». Ее основа — береста. А берёза считается символом России. В старинных верованиях береза, как священное дерево, связывалась с невинностью и девичеством. В северных поселениях девушки во время святочных гаданий загадывали и писали на бересте заветное имя суженого, а из свернутой в трубочку берестяной коры изготавливали незатейливых куколок. Хоть все в этой кукле — от материала основы до скромного одеяния — знакомое и родное, но корни ее уходят ко временам освоения Севера русскими.

Некогда значительную часть территории Карелии населяли саамы. Но они были вытеснены более воинственными финскими племенами на Кольский полуостров. Там на протяжении нескольких веков при поддержке русских саамы противостояли засилью финнов. Русское население тоже вмешивалось в родоплеменные отношения саамов, насаждая христианство. В одной из саамских легенд рассказывается об этом влиянии на охотничий культ Акке.

На берегу Баренцева моря возвышается утес, который саамы называли Акке-бат. По преданиям, это — Маддер-Акка — богиня земли, окаменевшая жена верховного саамского бога. Ежегодно на утесе Аккебат совершалось жертвоприношение, чтобы заручиться поддержкой богини земли в охоте на земле и на воде. В жертву приносилось самое дорогое, что было у саамов, — олени. Здесь же, на горе Аккебат, кровью жертвенных оленей на кусках бересты писались тайные родовые знаки и заклинания.

Свернутый в трубочку и перевязанный тесьмой берестяной амулет носили на груди под одеждой. Он служил защитой от злых духов, давал силы и приносил удачу полярному охотнику.

Но, однажды пришел на саамские земли подвижник православия Трифон. Именем христианского бога он низринул саамских богов, начал гонения на саамские святыни. В одной саамской семье самая старшая женщина Акке (что значит по-саамски «бабушка») придумала, как перехитрить Трифона. Взяла она берестяной амулет, одела его в одежды русских женщин и вложила в руку самому младшему внуку. С тех самых пор все бабушки тайно делали для каждого своего внука куколку, которую стали называть Акка, чтобы передались маленькому сааму благоволение и силы богини земли Маддер-Акки. С бабушкиной куклой саам не расставался никогда.

Сегодня усилиями этнографов северная берестяная кукла вновь известна как саамская кукла Акка.

Как изготовить «Бабушкину куклу»? Куклу делают из бересты и лоскутов разноцветных тканей. У девушек существовала традиция- 14 февраля «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого. Тело куклы делали из столбика свёрнутой бересты, поверх которого наворачивали лоскутки наряда. Видимо, название куклы связаны со схожестью её со столбиком. Таком образом порядок изготовления куклы может быть следующим.

1. Кусок свежей бересты размером 10x10 см сворачиваем в плотную трубочку белой стороной наружу и перевязываем красной нитью или тесьмой. Получается основа.

2. Подогнув на 1 см длинный край белого лоскута размером 8x15 см, им плотно оборачиваем берестяную трубочку, отступив примерно 2 см от края.

3. Приготовить крученый шнурок- перевязку для основы.

4. Туловище обвернуть лоскутом цветной ткани (7-15см).

5. Другой лоскут (16х30см) сложить по ширине и присборивая руками, обвернуть основу так,что бы была видна верхняя часть первого лоскута. Обтягиваем вокруг и подкладываем маленький лоскут (5х5см) - фартук.

6. Крученым шнуром перетягиваем лоскуты вокруг к основе.

7.На «голову» вокруг повязываем полоску цветной ткани и поверх повязываем платок - косыночку из красной ткани (15х15см), сложенной по диагонали узлом назад.

Получается скромная, бесхитростная, но глубоко народная кукла, соединившая в себе древние верования и обряды, сохраняющая исторические и этнографические основы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: