Семинар для воспитателей «Этика и этикет для детей»

Этика (др. -греч. — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее[2]. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений

Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики

• Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.

• Проблема смысла жизни и назначения человека

• Проблема свободы воли

• Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья.

Этикет - совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям.

Понятие об этикете. Зачем нужен этикет

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Этикет - часть нашей культуры; все те правила и нормы, которые описывают, каким должно быть поведение человека, среди других людей.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. Использование этого понятия в том виде, в котором оно существует сейчас, приписывают Людовику XIV. Однако сами правила поведения на определенных мероприятиях и в разных ситуациях, существовали еще в древности. Так, "Домострой" (XVI в.) является первым известным русским сводом правил поведения.

Этикет меняется с течением времени. Поэтому то, что являлось обязательным лет 100 назад, сегодня будет казаться, как минимум странным. Нормы и правила этикета "подстраиваются" под каждую эпоху.

В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.

Если с самим пониманием термина " этикет " все понятно, то для чего нужен этикет? Так ли важно соблюдать существующие нормы? Так как этикет не является сводом обязательных к исполнению правил, то каждый волен сам решать, придерживаться его или нет. Однако соблюдение этикета может существенно облегчить Вашу жизнь.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

• придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

• дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

• воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

• общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Он является самым разнообразным по формам и функциям, может принимать такие формы как: присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.); брачный этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий; корпоративный этикет; деловой этикет; делового и неделового общения; обрядовый; застольный; этикет беседы - визуальной, телефонной, электронной и др.

Знания правил этикета и умение их использовать дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно, при любых обстоятельствах.

В детском саду соблюдение правил этикета необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношение дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Как известно дети в силу своих психических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребенок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях. Чтобы правило стало осознанным, оно должно быть эмоционально привлекательным, личностно значимым, должно стать мотивом действия ребенка.

Наблюдая за детьми в детском саду, можно сделать вывод, что тема этикета в настоящее время действительно очень актуальна.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, образовательными программами ребенок должен знать и уметь выполнять:

правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, поведения за столом);

правила соблюдения культуры внешнего вида (одеваться в соответствии с событием повседневная одежда, праздничная, одежда для культурных мероприятий с учетом своих индивидуальных особенностей и чувства меры; поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, умение привести внешний вид в порядок;

знания и умения речевого этикета (правила обращения к сверстнику и взрослому, правила ведения разговора по телефону, знание речевых этикетных формул - приветствие, прощание, выражение благодарности и т. д.) традиции и правила поведения в общественных местах: театре, на выставке, в музее, в кафе, в транспорте и т. д.);

правила этикета в разнообразных жизненных ситуациях (день рождение, ситуация знакомства, прием гостей и т. д.).

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Что такое этикет?

Это можно,

Это нет.

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

(А. Степанов)

Все знают, что важным элементом человеческой культуры является речевой этикет. То, что несут нашим детям современное телевидение, окружающая среда, сейчас как никогда, требует от нас, воспитателей, детского сада, всего общества пересмотра форм и методов работы. В детском саду воспитателям необходимо обращать внимание на обучение детей вежливости, учить их правилам речевого этикета.

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения». В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 12 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками, умениями речевого поведения. Конечно речевой этикет только одно из многочисленных средств общения. Но все-таки особо значимое и ценное.

Необходимо выделить основные направления и этапы работы с детьми.

1 этап. Знакомство и корректировка уже имеющихся знаний у детей.

Для этого можно провести серию образовательной деятельности «У Винни-Пуха День Рождения», «От улыбки станет всем светлей!», «Рыцари и дамы», «Легенда о двух половинках», «У меня зазвонил телефон», «Не хочу быть неряхой», «Что такое дружба?», «Мужчины и женщины в семье», «Уроки доброты», «В гостях у феи вежливости», «Что такое хорошо и что такое плохо». «Изготовление и оформление подарков». В этой образовательной деятельности детям дается понятие в том, кто такой культурный человек, на конкретных примерах показываются правила поведения и общения в общественных местах.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

2 этап. Закрепление полученных знаний.

На этом этапе используются:

а) сюжетно-ролевые игры. Дети упражняются в правилах культурного общения в игровой деятельности. С этой целью организуются игры «Семья», «Парикмахерская», «Кафетерий», «Больница». Здесь дети в непринуждённой обстановке показывают свои знания и умения. Тем детям, которые забывают о культуре и хороших манерах, другие дети, которые, уже овладели навыками этикета им подсказывают.

С детьми разыгрываются этюды, ситуации, которые подводят их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. Такие игровые ситуации как: «На дне рождения», «В транспорте», «В кинотеатре «знакомят детей с правилами поведения в гостях в общественных местах. Игры: «Семья», «Рыцарский турнир», «Дочки-матери» знакомят с правилами этикета для девочек и мальчиков. Используются проблемные ситуации, в которых дети самостоятельно ищут правильное решение.

б) Дидактические игры для ребенка, также хороши при отработке правил и усвоения норм культуры поведения. Задания подбираются самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма, составь по картинкам костюм для прогулки и для праздника; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

в) театрализованные игры.

С детьми готовят постановки сказок «Заяц Хваста», «Лиса и журавль», «Теремок» и другие. Это помогало детям не только оценивать поступки героев, но и выражать их характеры и манеры поведения с особыми эмоциями и интонациями речи. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед сверстниками вносят осознание многих правил поведения в общественных местах, затрагивают правила поведения зрителей в театре, помогают вспомнить правила гостевого этикета.

Также закрепляются знания об этикете на праздниках и развлечениях, таких, как «День вежливости», «Мистер и миссис детский сад».

г) Режимные моменты: сервировка стола, умывание, сборы на прогулку.

3 этап. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами.

На этом этапе проводятся экскурсии в общественные места.

СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

А хоть словечко ЭТИКЕТ

Разрешит сказать иль нет?

Жуёшь – закрытым рот держи.

Проглоти – потом скажи.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду? • как сидеть за столом;

• как сервировать стол;

• как пользоваться столовыми приборами;

• что нельзя делать за столом? Как сидеть за столом?

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть, развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

Перед приемом пищи воспитатель или помощник воспитателя объявляет меню.

СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ мы приучаем пользоваться детей в европейской манере:

Нож в правой руке, вилка — в левой. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, пудинг, суфле, желе, ягоды. Начиная с 4 лет, приучаем детей есть отдельные блюда только ножом и вилкой. БУМАЖНОЙ САЛФЕТКОЙ дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. К семи годам дети должны быть научены пользованию столовыми приборами и знать, какую пищу как едят.

Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей. В приготовлении столов для питания активное участие принимают дежурные.

Мы дежурные сегодня,

Станем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурные помогают младшему воспитателю накрыть стол: расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол младший воспитатель, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и убирать со столов после приема пищи.

Взаимодействие с родителями.

Воспитание культуры поведения у детей невозможно без личного примера в семье, поэтому свою работу нужно вести в тесном контакте с родителями наших воспитанников.

Воспитатель, как профессионал, дает ориентиры формирования норм этикета и правил поведения, родители ежедневно практически организуют, контролируют, поправляют деятельность ребенка по самовоспитанию. Воспитатель больше работает с коллективом детей, родители - с отдельным ребенком. Каждый участник совместно осуществляемого педагогического процесса необходим и равен другому участнику.

Цели воспитателя в работе с родителями:

- убедить их в необходимости обучения детей нормам этикета;

- добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольной образовательной организации;

- расширить их знания по содержанию этикета.

Работу с родителями можно построить в 3-х направлениях:

во-первых, изучение опыта семейного воспитания, учитывая его достижения и проблемы в педагогической деятельности;

во-вторых, воспитатель оказывает действенную помощь родителям в воспитании детей;

в-третьих, координирует работу с детьми детского сада и родителей.

Воспитателю следует позаботиться о повышении представлений родителей о нормах этикета.

Привлекая родителей к совместной работе по формированию норм этикета у детей дошкольного возраста, воспитателю надо помнить, что не все родители знают этикет.

Учить же взрослого человека следует осторожно, тактично и ненавязчиво. В своей речи желательно исключить такие слова, как «вы должны», «вы обязаны», «вы не знаете», заменив их такими, как «разумно», «желательно», «целесообразно», «это будет лучше для вашего ребенка».

Обучение родителей проводится посредством воспитания детей, т. е. им дается знание только тех правил этикета, которым обучаются их дети. ««Мне бы хотелось обратить ваше внимание», - говорит воспитатель, - на те правила столового этикета, которые мы будем изучать на занятиях и соблюдение, которых будем требовать от детей во время приема пищи. Очень надеюсь на вашу помощь: пусть ребята и дома соблюдают столовый этикет».

Все эти методы и приемы направлены на то, чтобы сформировать у ребенка навыки культурного общения и этикета не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: