Лекция седьмая. Прага, 27 марта 1911 года

В течение этих лекций у нас была возможность получить представление о том, что различные системы органов и члены человеческого организма самым разносторонним образом принимают участие в совокупном жизненном процессе всего организма. В этом направлении было указано многое, и уже по ходу предыдущих лекций мы нашли необходимым, забегая вперед, отнести деятельность, развивающуюся в различных системах органов, к сверхчувственным членам человеческой организации.

Например, нами было обнаружено, что кровообращение человека находится в глубокой связи с человеческим Я и мы можем взирать на кровь как на орган Я. Далее, то, что называется нами сознательной жизнью, мы связали с нервной системой. Также было показано, что особая часть нервной системы - симпатическая нервная система - имеет задачу, в известном смысле противоположную задачам другой части нервной системы. И эта задача заключается в том, чтобы, так сказать, удерживать все происходящее в глубинах организма, удерживать все вызванное деятельностью внутренней мировой системы от проникновения в поле зрения Я, то есть в дневное сознание, как это всегда и происходит при обычном состоянии тела.

Вчера мы попытались, по крайней мере в общих чертах, установить, что костный скелет наиболее отдален от сознательной жизни человека. Однако необходимо было подчеркнуть, что даже в этом твердом остове должно действовать то сущностное начало, которое, в итоге, создает для человека возможность развить орган своей сознательной Я-жизни (Ich-Leben), кровообращение. Можно также заключить: построение (Einlagerung) костной системы имеет для организма то значение, что благодаря ей вообще становится возможным сохранять человеческую форму. И еще мы выяснили, что все процессы, протекающие в твердой костной системе, удерживаются под порогом сознания.

В человеческой организации мы всегда сталкиваемся с чем-то подобным, а именно - очень важно прийти к правильному пониманию особенно в этом пункте - с тем, что все находящееся в нашей организации как бы оберегается от влияний, разыгрывающихся во внешнем окружении и в большом космическом мире. Уже было сказано о том, что члены внутренней мировой системы, те семь органов, которые, в известной мере, являются отражением внешней планетной системы, удерживают внешние законы (в особенности селезенка), - присущие принимаемой нами пище, освобождают ее от этих законов и питательные вещества оказываются как бы отфильтрованными. Таким образом, они, вступая в человеческий организм, лишаются возможности развивать внутри него собственную закономерность и собственную активность.

Защиту внутренних процессов от внешних влияний мы находим у человека и высших животных уже в такой, хотелось бы сказать, грубой форме, как теплота крови. Теплота крови, ограниченная узким температурным интервалом, поддерживается внутренней закономерностью и независима от тепловых процессов макрокосмоса, большого мира, разыгрывающихся вокруг нас. В постоянстве теплоты крови вы можете действительно наглядно наблюдать один из основных феноменов. Нам надлежит постоянно подчеркивать: существеннейшее качество внутренней организации человека состоит в том, что любая ограниченная сущность замыкается от макрокосмоса и развивает свою собственную активность.

Сегодня, чтобы подойти еще ближе к человеческому организму, было бы полезно бросить краткий взгляд на сознательную жизнь, исходя из несколько иного аспекта. Из предшествующих лекций уже известно, как сознательная жизнь человека пользуется органами крови и нервной системы, но у нас еще не было возможности вникнуть в тонкие процессы. То, что я изложу сейчас, способно - пусть это будет высказано совершенно открыто - в высокой степени шокировать внешний мир, современную науку.

Однако каждый, кто действительно стоит на почве настоящего, истинного оккультизма, скажет вам, что тенденция науки идет к тому, что в течение немногих десятилетий будут подтверждены и признаны факты, о которых сегодня может быть сообщено лишь исходя из оккультных наблюдений. Если бы я вместо этого короткого ряда лекций мог говорить здесь об этих вещах полгода, то оказалось бы возможным, основываясь на данных современной науки, также и внешним образом осмыслить содержание сегодняшней лекции. Но сейчас мне лишь остается многое предоставить доброй воле и способностям уважаемых слушателей. Ведь всегда есть пути к внешней науке, которая, если будет исходить не из теоретических предрассудков, а из фактов, уже сегодня повсюду может находить подтверждения того, что говорится в области оккультизма. И все эти лекции я прошу принимать именно в таком смысле.

Если мы собираемся рассматривать нашу сознательную жизнь, и особенно то, как она относится к организму, необходимо сперва остановить взгляд на том, что мы в самом широком смысле называем мыслительной деятельностью. Нам не требуется при этом входить в тонкие логические и психологические различия, нам надо для начала лишь иметь в виду, что у человека есть мыслительная жизнь, жизнь чувств и волевая жизнь.

Вы не встретите никакого противоречия у тех, кто стоит на почве истинного оккультизма, относительно утверждения, что все процессы, разыгрывающиеся в душевной жизни при бодрственном дневном сознании, которые подходят под категории мышления, чувствования и волевых импульсов, вызывают в организме действительно материальные - будь это органические (живые) или другие - процессы, так что при каждом процессе, протекающем в душе, мы всегда найдем в организме соответствующий ему материальный процесс. Это в высшей степени интересно. Ибо определенные тенденции, которые появились в науке лишь в наше время, в ближайшие десятилетия приведут к обнаружению соответствий между душевными и физическими процессами и подтвердят данные, полученные из оккультизма.

Каждому мыслительному процессу соответствует какой-то процесс в нашем организме, также и любому процессу чувствования, и любому процессу, который может быть обозначен как волевой импульс. Скажем приблизительно так: когда в нашей душевной жизни что-то происходит, то возникает некая волна, которая распространяется как бы "вниз", вплоть до физического организма.

Рассмотрим для начала процесс мышления. Лучше всего взять для изучения такой мыслительный процесс, который, подобно чисто математическому мышлению или аналогичному ему объективному мышлению, оставляет не затронутыми своим влиянием наши чувства и волю. Исследуем сначала именно такие мыслительные процессы в качестве процессов, являющихся "чистой культурой". Что происходит в организме, когда в нашей душевной жизни протекают вышеописанные мыслительные процессы?

Каждый раз, когда мы мыслим, когда постигаем мысли, в нашем организме имеет место процесс, который можно сравнить (я привожу это не как аналогию, но как факт, это сравнение подведет нас к факту) с процессом кристаллизации. Если взять стакан с водой, подогретой до известной температуры, и растворить в ней, например, каменную соль, и через охлаждение привести эту растворенную соль к кристаллизации, то произойдет процесс, противоположный растворению. Когда соль полностью растворена, вода прозрачна. Но вот вода охлаждается и наступает обратный растворению процесс - соль вновь выкристаллизовывается из воды; происходит процесс возвращения соли в кристалл - отложение, собирание соли в кристалл. Этот процесс представляет собой следующее: при охлаждении раствора возникает что-то твердое; в жидкости образуется нечто твердое, осуществляется отложение соли. Как уже сказано, я предполагаю, что данные оккультных результатов могут вначале шокировать того, кто лишь педантично, чисто обывательски принимает те факты, которые регистрируются наукой.

Так вот, совершенно подобный процесс разворачивается в нашем организме, когда мы мыслим. Процесс мышления соответствует процессу кристаллизации соли, который вызывается действием нашей крови и возбуждающе воздействует на нервную систему. Это органический процесс, протекающий на границе крови и нервной системы. И точно так же, как при кристаллизации соли в стакане с водой, протекание подобного процесса - очень точно воспринимаемого ясновид-ческим зрением - можно видеть при наблюдении человека, находящегося в процессе мышления. Таким образом, мы имеем физический коррелят (Korrelat) мыслительного процесса.

Спросим теперь, что соответствует чувствованию? При чувствовании не происходит отложения отвердевающей соли, а также и противоположного ему процесса растворения. При чувствовании в организме имеют место тонкие процессы, приблизительно похожие на превращение чего-то жидкого в полутвердое. Представьте себе, что нечто жидкое становится полутвердым, приблизительно таким, как жидкий яичный белок; нечто жидкое свертывается до консистенции яичного белка. Итак, это процесс отвердения жидкого. Если при мыслительном процессе наблюдается выделение чего-то твердого, солеобразного из жидкости, его отложение, то при чувствовании происходит переход определенных частиц крови из жидкого состояния в более плотное. Сама материя благодаря роду застывания переходит в более плотное состояние. Ясновидящему оку это представляется подобно образованию мелких хлопьев; точно так же в стакане с определенной жидкостью, используя известные химические процессы, можно вызвать процесс образования хлопьев, оседание мельчайших набухших капель.

Теперь перейдем к тому, что мы называем волевыми импульсами. Они имеют опять-таки другой физический коррелят, и он больше доступен для понимания, так как здесь мы подходим к такой области, где эти вещи выявляются несколько более очевидным образом. Процесс, соответствующий нашим волевым импульсам, это род теплотворного процесса, вызывающий в организме повышение температуры, в известном отношении, род разогревания организма. И так как это согревание тесно связано со всей пульсацией крови, то волевые импульсы связаны с повышением температуры крови. Не требуется многого, чтобы это заметить; имея лишь некоторую способность к истинному наблюдению, можно обнаружить это также и в организме животного. Волевые импульсы имеют свой коррелят в разогревании крови.

Так, в некоторой мере, были охарактеризованы физические корреляты внутренних, душевных процессов. То, что я вам сейчас описал, разумеется, не есть нечто, происходящее грубым образом, это исключительно тонкие процессы, настолько тонкие, что у человека обычно не бывает о них совершенно никакогопредставления. Названные процессы, за исключением теплотворного, протекают так, что по сравнению со всеми похожими процессами, знакомыми нам по внешнему физическому миру, они представляют исключительную тонкость. Все эти процессы организм производит всей совокупностью своих сил, при деятельности Я, с помощью крови. Начиная с кристаллизации солей (Salzablagerung) до набухания (Quell-barkeit) и согревания (Erwдrmung) данные процессы проходят так, что ими бывает охвачен весь организм или же, главным образом, одна часть организма, как, например, при мыслительном процессе - головной мозг и система спинного мозга. Самым разнообразнейшим образом распределены в человеческом организме эти процессы, являющиеся следствием воздействия душевных процессов.

Человек, постепенно знакомясь с такими вещами как с фактами, приходит к признанию того, что мысли, чувства и волевые импульсы - это реальные силы, реально действующие в физическом организме и проявляющие себя в реальных действиях. Мы говорим о воздействии души на человеческий организм, исходя из чисто оккультных наблюдений. Эти воздействия на организм в ближайшие десятилетия будут постепенно открыты наукой. Подобные тонкие процессы в организме станут уже доступны для более добросовестных и более тонких методов исследования. И тогда уже сами собой прекратятся нападки на утверждения, делающиеся исходя из оккультного познания, нападки, которые возникают сегодня, основанные не на фактах, получаемых наукой, а на определенных, полных предрассудков теориях, привязанных к этим фактам.

Как уже было указано, то, что понимается нами как сознательная деятельность Я, в сущности говоря, есть только часть человеческого существа, и под порогом того, что проникает в горизонт нашего сознания, разыгрываются процессы, протекающие "под" сознанием, которые как бы удерживаются вдали от нашего сознания симпатической нервной системой. Нами было показано с различных сторон, как связано с нашим Я также и то, что мы несем в себе бессознательно.

О самом бессознательном в нас - о костной системе, было сказано, что она уже с самого начала организована так, что в состоянии даже дать непосредственную основу для орудия сознательного Я. Так из бессознательного вырастает бессознательная Я-организация навстречу сознательной Я-организации. Человек оказывается как бы разделенным на две части: с одной стороны действует сознательная Я-организация, а с другой - вовнутрь человека воздействует бессознательная Я-организация (см. рис.). Мы видели, что в этом отношении система крови и костная система образуютизвестную противоположность, они ведут себя как противоположные полюса. В то время как кровь, представляющая собой в своей внутренней активности подвижнейшее, гибчайшее орудие, следует деятельности Я, другой полюс- костная система, отдаляется от жизни Я так, что все совершающееся в костной системе не осознается Я, то есть все происходящие в костной системе процессы протекают полностью под поверхностью сознательных Я-событий (Ich-Geschehnisse). Хотя эти процессы и таковы, что соответствуют Я-деятельно-сти (Ich-Tдtigkeit), но они мертвы в той же мере, в какой процессы крови (Blutprozesse) являются живыми; в сущности говоря, они относятся к тем процессам, которые остаются вне сознания Я и лишь постепенно поднимаются из бессознательного к сознанию.

Рассмотрев обстоятельно костную систему в ее совокупной функции в человеческом организме, мы будем поражены тем, что она отстранена от всей сознательной жизни, и отстранена более, чем все остальные системы органов. Но если перейти от костной системы к системам органов, которые были названы внутренней мировой системой человека, к системе печени-желчи-селезенки, к легочно-сердечной системе и так далее, то нам необходимо вспомнить то, о чем уже сообщалось в предыдущих лекциях: процессы, имеющие место в этих системах, также отстранены от сознания в высокой степени, но все же не в такой, как процессы, протекающие в костной системе. Ведь о нашей костной системе мы и думаем намного меньше, обращаем на нее намного меньше внимания, чем на вышеназванные органы.

Некоторые из этих органов в своих функциях дают знать о себе человеку, и даже весьма отчетливо, как нечто поднимающееся из бессознательного. Это похоже на то, как предмет, плавающий в море, отчасти показывается над водой и становится виден на поверхности подобно острову. Так проникает в сознание, например, многое из того, что происходит в сердце. Вы знаете из опыта, что особо ипохондрические натуры - во вред себе, разумеется, - чувствуют кое-что из происходящего во внутренних органах; конечно, эти процессы доходят до их сознания совершенно не такими, какими являются на самом деле, но все-таки они ощущаются.

Я не говорю сейчас о тех случаях, когда органы в известной мере уже охвачены болезнью. При заболевании человек чувствует свои органы, но в этомслучае есть действительная причина, по которой деятельность внутренней мировой системы поднимается вплоть до сознания; здесь я говорю о состояниях, вовсе не обязательно достигающих границы заболевания. Эта граница, однако, смещается, к сожалению, весьма часто. Нередко то, что принимается за болезнь, вполне может оказаться проникновением, в той или иной степени, внутренних процессов в сознание. И мы, исследуя причины различных болезней, должны всегда ставить вопрос, находится ли причина недуга в болезни органа или же ее нужно искать в чем-то другом. Нам ведь известно, что от вступления в сознание происходящего в нижней части организма человек защищен симпатической нервной системой.

Если в костной системе мы видим нечто, строящее человека по его форме и облику так, что система крови получает возможность должным образом служить орудием его Я, то после того, что было сейчас сказано, нужно уяснить себе, что также и другие системы органов как бы растут навстречу сознательной жизни человека, которой предстоит в итоге развернуться в своем высшем расцвете подобно цветку. Нужно уяснить себе, что все эти органы, хотя они и не пронизаны сознательной жизнью, содержат в себе то, что растет навстречу нашей сознательной жизни, как, например, костная система вырастает навстречу Я-жизни (Ich-Leben).

Теперь мы должны поставить перед собой вопрос: "В какой же степени эта внутренняя система, обозначенная нами как "внутренняя мировая система", растет навстречу сознательной душевной жизни человека?" Если, с одной стороны, в костной системе мы имеем крепчайшую опору нашего физического тела, дающую системе крови такое расположение, которое позволяет ей действовать в нужных местах, чтобы служить в качестве орудия Я, то, с другой стороны, необходимо заметить, что костная система являетсяопорой также и для органов, ранее названных нами внутренней мировой системой, и поддерживает их в нужном положении. Ибо что делается для крови, идет на пользу также и этим органам. Рассмотрев все эти системы органов, вы обнаружите, что в их расположении нельзя найти ничего, так же существенно и глубоко связанного с внешней формой человека, как связана с ней костная система. Она является основой человеческой формы, и все, что строится вокруг нее и ее облекает, может это делать лишь потому, что именно костная система дает основную форму.

Так же и кожа, являясь внешней границей тела, как бы подготовлена всем строением костной системы. Гете высказал это в прекрасном изречении, исходя не только из эстетической, но и из научной точки зрения: "Нет ничего в коже, чего не было бы в костях" ("Es ist nichts in der Haut, was nicht im Knochen ist"). То есть во внешнем облике кожи выражается то, что уже подготовлено костной системой.

Мы не можем сказать того же самого о внутренней мировой системе. Но, с другой стороны, факт проникновения ее деятельности в нижние ступени сознания показывает нам, что эта внутренняя система имеет что-то общее с нашим астральным телом, так как астральное тело - носитель сознания. Из этого необходимо заключить, что хотя внутренняя мировая система не может являться проявлением подсознательного Я, проявлением заложенного в глубоких подосновах формообразующего Я, но в ней проявляется окружающий мир, вчлененный в нас всем мировым процессом (Weltenprozess) таким образом, что эта "внутренняя мировая система" относится к нашему астральному телу подобно тому, как костная система, дающая основу облекающей Я человеческой форме, относится к Я. Поэтому можно сказать: в костной системе, глубоко в подсознании, уже подготовлено, пред-образовано (vorgebildet) человеческое Я, а в том, что было наминазвано нашей внутренней мировой системой, - подготовлено, пред-образовано астральное тело.

Внутренняя мировая система во всей своей организации происходит вовсе не из сознательной душевной жизни, так как она еще находится ниже сознания, - она включается в наш организм из макрокосмоса. Таким образом в человека включается нечто, что мы можем назвать космическим астральным элементом (ein kosmisches Astrales), и его выражением является наша внутренняя мировая система.

В костную систему также внедрено нечто из нашего окружения, из большой мировой системы. И так как костная система связана с совокупной формой нашего физического организма, то мы должны сказать: костная система, в сущности, потому является основой для нашего Я в физическом теле, что она - макрокос-мическая, или, проще говоря, космическая система, делающая нас физически сформированными людьми. Наряду с костной системой мы получаем нечто и от макрокосмической астральной мировой системы, то есть нашу внутреннюю мировую систему. Поскольку наше Я является сознательным Я, оно пользуется как своим орудием системой крови; поскольку Я пред-образовано, подготовлено так, что обладает формой и обликом, то в его основе лежит космическая система сил, которая стремится, тяготеет к твердой форме и которая в самой плотной форме проявляет себя в костной системе.

Рассмотрим этот вопрос еще и с другой точки зрения. Как мы теперь уже знаем, возбуждаемая Я сознательная мыслительная деятельность выражается родом тончайшего процесса скопления солей в крови. Таким образом, сознательное мышление дает себя обнаружить по наличию внутреннего отложения солей. Значит, было бы правомерным ожидать, что в образованной из космоса нашей костной системе, благодаря которой организм может дать материальную опору человеку как мыслящему существу, осуществляется также и физический процесс солеотложения. Можно предположить, что мы найдем отложения солей в костной системе; и действительно, кости частично состоят из фосфорнокислой и углекислой извести, то есть из отложенных известковых солей.

Здесь у нас снова два противоположных полюса. Благодаря тому, что человек деятелен в мышлении, мыслительные процессы внутренне укрепляют наше существо. Мысли, это, известным образом, - наш внутренний костный остов. У человека есть определенные, остро очерченные мысли; чувства же, напротив, являются неопределенными, ускользающими, более или менее различными у каждого человека. Мысли образуют нечто прочное, постоянное, что включается в систему чувств. И если эти прочные островки, вкрапления выражаются в крови через род деятельного, подвижного процесса отложения солей, то силы, подготавливающие Я, проявляются в костной системе иначе: макрокосмос образовывает нашу костную систему таким образом, что она большей частью строится из отложенных солей. Последние являются неподвижным элементом в нас, полюсом, противоположным тем внутренне активным процессам, которые происходят при солеотложении в крови.

Итак, в своей организации человек делается мыслителем двояким образом. С одной стороны - бессознательно, благодаря тому, что строится его костная система, с другой стороны - сознательно, поскольку он - по образцу процессов образования костей - сознательно выполняет процессы солеотложения, но процессы, о которых можно сказать, что они внутренне активны, подвижны.

Образующиеся при мышлении соли непременно должны быть тотчас же растворены, устранены через сон, в противном случае, они вызвали бы в организме нечто подобное процессам разложения, распада. Итак, в мышлении следует видеть настоящий разрушительный процесс. А благотворный сон вызывает протекание обратных процессов, делающих кровь вновь свободной от скопления солей, благодаря чему в бодрственной дневной жизни мы в состоянии снова развивать сознательное мышление.

Но это никуда не годится, сказать просто: "Мышление есть процесс солеобразования", ибо, не понимая это правильным образом, кто-то вполне мог бы заявить, что духовная наука утверждает всякий вздор.

Теперь пойдем дальше. Представьте себе, что между этими крайними полюсами солеобразования в человеческом организме осуществляются все остальные процессы, и притом, в существенном, те, которые были указаны. В организме протекают подвижные, активные солеобразовательные процессы, вызываемые мышлением, и как другой полюс - солеобразователь-ный процесс в костях, который до известной степени пришел к покою.

Подобным образом также существует полюс, противоположный тому, что было обозначено как внутренний процесс набухания, свертывания, как процесс образования хлопьев, несколько похожих на частицы яичного белка, которые возникают под влиянием жизни чувств, являясь внешним выражением этой жизни. Противоположный этому процессу, другой полюс обнаруживает себя в более внутренних процессах нашего организма, участвующих в бессознательном процессе набухания, уплотнения субстанций, образующихся и скапливающихся под влиянием деятельности макро-космической астральной системы. Это так называемый костный клей (Knochenleim), который участвует в процессе образования костей и который присоединяется к другим костным субстанциям. Таков другой полюс процесса набухания - процесс, полярно противоположный тому, что возникает как физический коррелят, вызываемый деятельностью чувств.

Волевые же импульсы органически выражаются в тепловом процессе, во внутреннем теплотворном процессе. Образующиеся соединения, которые можно обозначить как продукты внутренних процессов сгорания, находятся повсюду в нашем организме. И поскольку эти внутренние окислительные процессы протекают под порогом сознания и не имеют ничего общего с сознательной жизнью, то они принадлежат к той части человеческого существа, которая замкнута от всего, что может оказывать влияние на сознательную жизнь. Благодаря этому человек частью своего организма внутренне защищен от нарушений; это делается для того, чтобы внутри могли протекать наиболее тонкие процессы, возбуждаемые душевной жизнью.

Как мы видели, в организме осуществляются такие физиологические процессы, как солеобразова-ние, свертывание (Quellbildung) и теплообразование, которые следуют за нашей сознательной жизнью, порождаются ею, и, кроме того, процессы, протекающие вне нашей сознательной жизни, которые лишь создают основу для подготовления организма к тому, чтобы сознательная жизнь вообще смогла в нем развернуться. Таким образом, наш организм в своей совокупности есть переплетение двух видов процессов: таких, которые мы назвали принадлежащими к сознательной жизни, и тех, что были причислены к бессознательной жизни.

Это исключительно важный факт - наш организм действительно представляет собой единство двух полярностей: однородные процессы протекают в нем дважды, во-первых, они вносятся в организм из макрокосмоса и разыгрываются как бы в грубом виде, а во-вторых, подобные же процессы, являясь следствием сознательной жизни человека, осуществляются в тонкой форме.

В сегодняшнем, уже сформировавшемся организме дело обстоит так, что все эти процессы насквозьпронизывают друг друга, и мы, наблюдая организм, собственно, не можем отделить одно от другого так, чтобы суметь провести определенные, четкие границы; один процесс воздействуя, проникает в другой. Достаточно лишь рассмотреть систему крови, самый подвижный, тонкий элемент. В крови присутствует как возбудитель процесса солеотложения, так и возбудитель процесса свертывания жидкой субстанции, а также и возбудитель теплотворного процесса.

Подобным образом мы находим эти процессы и в других системах органов, состоящих в тесной связи друг с другом. Если мы, например, принимаем извне пищу, то эта пища пока еще обладает тем, что я назвал внешней активностью. Пища проделывает первую ступень своего пути, попадая в рот и подготавливаясь через жевательный процесс к пищеварительному процессу в желудке; далее, на следующих ступенях питательные вещества перерабатываются органами, которые мы назвали внутренней мировой системой, и наконец они бывают приведены в такое состояние, что могут питать тончайший инструмент человеческого организма, кровь.

После того, как мы, в известном отношении, обрисовали последовательность "процеживания" питательных веществ через внутренние системы органов, нам нетрудно будет представить, что, в действительности, тончайшая из систем, система крови принимает в себя, так сказать, активность питательных веществ, отфильтрованную в сильнейшей степени, и все, что вступает в кровь, содержит уже в наименьшем количестве собственную активность, принадлежащую пищевым продуктам. Принимаемые извне вещества имеют еще добрую часть своей собственной природы и закономерности. И вещества, проходя через желудок и следующие далее системы органов, должны отдать присущую им природу и закономерность, и эти вещества попадают в кровь, уже будучипревращенными в нечто совершенно новое. Поэтому кровь и является тем органом, который в наибольшей степени защищен от впечатлений внешнего мира, органом, процессы которого протекают наиболее независимо от окружающего мира. Это одна из сторон природы крови; но мы уже обстоятельно показывали, что кровь обращена на два полюса и что она, подобно пластине, предоставлена воздействиям как с одной стороны, так и с другой.

С одной стороны, кровь приводится к органам, находящимся в глубинных частях организма, где все происходящие процессы удерживаются, отстраняются симпатической нервной системой от проникновения в сознание. Но кровь должна быть обращена также и к другой стороне, к переживаниям сознательной душевной жизни. Ей необходимо воспринимать не только бессознательные процессы, но также и сознательное Я должно запечатлевать себя в крови. Нашей сознательной душевной деятельности необходимо быть в состоянии так преобразовываться, достигая крови, чтобы становиться в ней выражением того, что нас окружает. Что же находится вокруг нас? Физически-чувственный мир, ибо то, что присуще растительному миру - эфирное тело, - не присутствует для обычного сознания. Для ясного дневного сознания человек принадлежит только физическому миру; мир жизни (Lebenswelt) невидим для нас.

Так обращены мы другой стороной крови к физически-чувственному миру. Вся душевная жизнь, как она протекает под впечатлениями физически-чувственного мира: возбуждаемая к мыслям, воспламеняющаяся чувствами, побуждаемая к волевым импульсам, - все являющееся сознательной Я-жизнью должно найти в системе крови свое орудие. Все это должно пульсировать в крови. Что это означает? Это означает не что иное, как следующее: у нас есть возможность иметь в крови не только то, что содержатпитательные вещества после того, как они в высокой степени отфильтрованы, лишены собственной активности, защищены от всех макрокосмических законов; но в крови должно также присутствовать нечто родственное с физически-чувственным, с безжизненным началом физически-чувственного мира, - для того, чтобы и эти впечатления могли быть "вписаны" на пластину крови. Ведь все творимое жизнью может познаваться обычным сознанием лишь через сочетание физически-чувственных впечатлений, в своей же истинной действительности мир может начать познаваться лишь через низший сверхчувственный член человеческого существа - через эфирное тело.

Итак, кровь должна иметь что-то родственное с физически-чувственным миром в том его качестве, каким он представляется человеку непосредственно. Мы убедимся, что в кровь включается нечто такое, о чем можно сказать, что оно в нашей крови не таково, каким было бы, если бы определялось теми процессами, которые проникают в кровь, поднимаясь из нашего существа, из глубин нашего организма, процессами, закономерность которых соответствует нашей закономерности, но оно таково, как если бы было внесено в кровь деятельностью внешней макрокос-мической закономерности и активности. Мы должны иметь в нашей крови нечто, что является непосредственно внешними процессами, которые протекают внутренне точно так же, как внешне, в макрокосмосе, которые, таким образом, не теряют своей собственной закономерности.

В кровь должны втекать физические, химические, неорганические процессы; они необходимы для того, чтобы Я могло принимать участие в физическом мире. Значит, нам нужно искать в крови вещества, действующие так, что их физический характер, их собственная закономерность сохраняются. И на самом деле мы находим их в крови. В наших красных кровя ных тельцах явлено нечто, ясно обнаруживающее себя в том качестве, что оно только еще начинает жить и находится в том пункте, где имеет место переход от жизни к безжизненности. С другой стороны, в кровь включен постоянно протекающий теплотворный процесс, сравнимый с внешним процессом сгорания, где окислительный процесс воссоздает новые жизненные возможности. Итак, в кровь включено то, что делает человека физически-чувственным существом. Так, сама организация крови показывает нам, сколь значительно могут быть освещены физические, химические исследования крови благодаря сообщениям, притекающим из оккультного воззрения, и насколько последние могут сделать понятным то, что представляется непосредственному внешнему взгляду.

Итак, можно сказать, что в человеческом организме, в крови мы имеем процессы, возбуждаемые воздействием внешнего мира, являющиеся процессами физически-чувственными; кроме этого, мы имеем также процессы в крови, вступающие в нее с внутренней стороны, изнутри, и берущие свое начало из отфильтрованных до высочайшей степени и преобразованных питательных веществ.

Если мы хорошо уясним себе это, то кровь, действительно в самом глубоком смысле, предстанет перед нами как "совершенно особый сок", ведь, с одной стороны, кровь обращена своей сущностью к низшему из известных нам царств и обнаруживает себя как материя, способная производить в себе внешние химические процессы, чтобы этим самым иметь возможность быть орудием Я. С другой стороны, кровь - это субстанция, наиболее огражденная от всего внешнего, чтобы быть в состоянии производить внутренние процессы, которые не могут иметь места где-либо, кроме как в крови, так как все остальные органические процессы являются для них необходимой предпосылкой. Самые тончайшие, высшие процессы, возбуждаемые из глубин нашего организма, соединяются в крови с физико-химическими процессами, наблюдаемыми нами повсюду в мире. Ни в одной другой субстанции не встречаются так непосредственно друг с другом физически-чувственный мир с другим, внутренним миром, предполагающим существование и деятельность сверхчувственных систем сил. Такого невозможно обнаружить ни в одной другой субстанции, кроме как в крови, текущей в нашем организме. Кровь в действительности представляет собой нечто, в чем самое низшее, что постоянно окружает человека, соединяется с самым наивысшим из того, что может быть органически образовано в природе человека.

Исходя из этого нам будет вполне понятно, что эти разыгрывающиеся в крови сложные процессы таковы, что если они становятся в какой-то степени нерегулярными или в них появляются отклонения, то это вызывает в нашем совокупном организме нарушения регулярности в высокой степени. И мы при появлении подобных нерегулярностей всегда должны хорошенько поразмыслить, как они возникли. Будет нелегко разобраться, должны ли мы в отдельных случаях отнести эти нерегулярности к процессам, протекающим по образцу физически-химических процессов, или они соответствуют другим процессам крови.

Если нерегулярности протекают по образцу физически-химических процессов, то нам должно быть ясно, что им нужно противостоять со стороны сознания, а именно в том аспекте, как связано сознание с физическим планом. Здесь открывается область терапии, характерная черта которой - прослеживать, связаны ли известные нарушения регулярности с процессами, которые мы можем назвать физически-химическими. В этом случае было бы благотворно воздействовать посредством внешних импрессий, посредством соответственного упорядочивания внешних впечатлений, которые могут вызвать эти физически-химические процессы. Причем здесь подразумеваются не столько душевно-духовные импрессии, но, напротив, главным образом такие, которые можно вызвать упорядочиванием процесса дыхания и контролированием процессов взаимодействия внутреннего существа организма с внешним миром через кожу.

Далее, с другой стороны, мы можем также установить наличие в крови тончайших органических процессов, и нам должно быть ясно, что в них следует видеть, так сказать, третью ступень утончения наших предварительно переработанных питательных веществ. Если тонкие процессы солеобразования, свертывания, тепловые процессы вызываются в организме крови внешними процессами, то есть химический аспект протекания этих процессов определяется извне, то, с другой стороны, перед нами встанет вопрос: чем именно определяются процессы в крови изнутри? Здесь необходимо делать различие между задачей, которую имеет кровь, и тем фактом, что ей необходимо получать питание так же, как и любому другому органу. В то же время нам надлежит признать в крови орган, стоящий на самой высокой ступени органической деятельности. Мы можем назвать его внутренней опорой человеческой жизни.

Именно кровь, прежде всего, должна быть защищена от непосредственного воздействия внешнего мира, приходящего через питательные вещества; в противном случае ее деятельность как орудия нашего мышления будет подавлена; будет нарушен процесс, названный нами процессом солеобразования. И эта защита должна исходить от самой крови; крови необходимо быть в состоянии с духовной стороны как бы строить духовную костную систему посредством ежедневно повторяющегося процесса солеотло-жения. Это одна из задач крови, отличающая ее от остальных органов.

При осуществлении этого процесса кровь получает от других органов самую малую поддержку. В самой малой степени принимают участие другие органы в этом солеобразовательном процессе. Обусловленные мышлением процессы являются в крови наивнутрен-нейшими, так же, как и наши мысли есть наивнутрен-нейшее из всего, что мы имеем. С нашими чувствами мы стоим на границе внешнего и внутреннего, а своими волевыми импульсами человек устремляется настолько сильно вовне, что при некоторых обстоятельствах совершенно теряет себя (sich gar nicht wieder-erkennt=дословно: совершенно не узнает себя. - Прим. перев.). В своем мышлении человек всегда обладает собой (=букв. узнает себя. - Прим. перев.), но в своих волевых импульсах - нет. Как возникают волевые импульсы, не так уж ясно, и это можно видеть уже по тому, как много споров ведется в мире относительно свободы и несвободы человеческой воли.

Итак, в нашем мышлении мы имеем внутренней-ший аспект деятельности, которую выполняет кровь в качестве орудия Я. И так как процесс солеотложения является наивнутреннейшим и должен быть защищен в наибольшей степени, то из-за неправильностей или аномалий крови эта сторона деятельности крови может быть нарушена в наивысшей степени. И если в крови налицо нарушение, при котором она в этом направлении не обнаруживает более своей деятельности, если ее жизнедеятельность опустилась ниже определенной границы, то нам будет ясно, что кровь должна быть побуждена к регулярной деятельности.

Но может иметь место и другой случай, когда внутренняя активность крови превышает известную меру, когда жизнь крови становится слишком бурной. Данный случай гораздо важнее, так как при заболеваниях встречается намного чаще. Лишь крайне редко наблюдается противоположное. Большей частью мы сталкиваемся с такими нарушениями, когда деятельность обычно огражденных внутренних органов становится излишне возбужденной и так же возбуждающе действует на систему крови.

Если кровь проявляет чрезмерное стремление к разворачиванию волевой деятельности, то этому стремлению нужно противодействовать терапевтическим образом. Это достигается введением таких веществ, которые ведут к обычному солеобразованию, солеот-ложению, соответствующему душевно-мыслительным процессам. Все это приводит нас к признанию того, что может быть создана известная система, позволяющая нам противодействовать подобным нарушениям в нашем организме. Здесь, разумеется, об этих вещах будет сказано лишь столько; более точные сведения выходили бы за границы этого цикла лекций.

Приписав одни заболевания чрезмерной активности в системе крови, теперь спросим, как быть с органами нашего внутреннего астрального мира, нашей внутренней мировой системой, с селезенкой, печенью, желчью и так далее, если они в своей деятельности достигают слишком большой активности? Прежде всего надо иметь в виду, что эти органы предназначены воздействовать вплоть до циркуляции крови; они принимают питательные вещества в том виде, в каком последние поступают из пищеварительного канала, и направляют их с уже преобразованной активностью в кровь. Таким образом, эти органы - посредники между обеими системами.

Система крови, являясь органом с наибольшей внутренней активностью, органом сознательной мыслительной жизни, наряду с этим развивает также активность, связанную с жизнью чувств, описанную нами как процесс внутреннего уплотнения, внутреннего свертывания. Здесь кровь - не говоря о внешних воздействиях - активизируется деятельностью внутренней мировой системы, которая характерным для себя образом может излучать свои воздействия в кровь. Здесь мы указали на такой вид деятельности в крови, который уже выходит за границы ее обособленной жизни, но причина этой деятельности находится во внутренней мировой системе.

Сейчас зададим вопрос: не могут ли и эти органы: печень, желчь, селезенка, почки, легкие, сердце, - развивать слишком большую активность, чрезмерную жизнь и этим самым вызывать в крови нарушения? И если они это делают, то каким образом можно парализовать излишнюю активность этих органов, подобно тому, как это делалось в отношении крови? В этом случае необходимо - так как данные органы находятся в прямой связи с космической астральной системой - вводить такие вещества, которые развивают активность космической жизни. Так же, как введением содержащих соли веществ мы можем препятствовать чрезмерной внутренней активности крови, таким же образом можно приглушить болезненную активность внутренних органов и ей противодействовать, вводя вещества, энергия которых соответствует нужным органам и которые способны вновь привести их в созвучие со всеобщей закономерностью.

Теперь спрашивается: как воздействовать на эти органы? Как справиться с нарушениями отдельных систем органов, а также пищеварительной системы? Отсюда встает общий вопрос: каким представляется нам образ заболевания в оккультно-физиологическом смысле и как лечатся болезни? Завтра нам предстоит ответить на эти вопросы и вместе с тем обратить внимание, например, на мышечную систему. Мы завершим наши рассмотрения, показав, как отчетливо проявляется становящийся организм в зачаточном периоде, который затем предстает перед нами уже как сложившийся организм, достойный нашего удивления. Тогда станет само собой ясно, какое участие принимают сверхчувственные члены в человеческой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: