Сатурн селезенка свинец

Юпитер печень олово

Марс желчь железо

Солнце сердце золото

Меркурий легкие ртуть

Венера почки медь

Если мы с помощью активности, присутствующей в этих металлах, хотим преодолеть повышенную деятельность внутреннего организма, то нужно уяснить себе, что в организме все более или менее взаимосвязано и что отдельные системы органов формируются параллельно друг другу; дело обстоит не так, что человек, скажем, возникает сначала как безголовое существо; органы, связанные с верхним кругооборотом крови, система головного и спинного мозга образуются, конечно, одновременно с органами внутренней мировой системы.

Как мы видели, есть кровообращение, идущее вверх, и другое, идущее вниз; так же имеет место и действующий снизу вверх, к верхним частям человеческого организма, лимфатический процесс, который был признан нами причастным к возникновению смутного сознания.

Выявляется еще один факт, согласно которому все органы, включенные в верхний поток крови, известным образом соответствуют органам, включенным в нижний, и можно обнаружить, что названные металлы также имеют родство и с верхней системой органов. Вы знаете, что легкие раскрываются вовне в гортань, которая является органом верхнего организма. Подобно тому, как в нижней системе органов мы видим связь желчи с железом, так и в верхней системе органов существует связь железа с гортанью. Эти вещи, конечно, сложны, но я все же хотел бы указать на некоторые из них. Подобно связи, которую мы отметили между желчью и гортанью в отношении железа, также и верхние части головы, со всем, что принадлежит к ним как передняя часть головы и мозг, имеют определенное соответствие с печенью в отношении к олову - Юпитеру. Также и в отношении к свинцу - Сатурну есть соответствие между затылком и селезенкой. Таким образом, мы смогли охватить в наших рассмотрениях все, включенное в кровообращение человека в качестве семи членов внутренней мировой системы, а также и то, как это связано с внешним миром.

Эти соответствия мы можем принимать во внимание применительно как к нормальному, так и к патологическому течению жизни. В этих соответствиях металлов внутренним органам выявляется в высшей степени интересный факт. И если бы однажды не хаотическим образом, но систематически исследовать и сопоставить многочисленные данные, содержащиеся в наших книгах по терапии, то эти соответствия были бы полностью доказаны как нечто само собой разумеющееся - на основании внешних фактов. И когда подобные изложения сегодня воспринимаются пока еще как нечто фантастическое, то оккультист может относиться к этому совершенно спокойно, ибо он знает, что придет время, когда внешние факты подтвердят его утверждения.

Но мы не должны думать, что, например, при какой-либо болезни почек нам просто-напросто следует дать больному обычную медь; это было бы, конечно, ошибкой. Если мы хотим ввести в организм металлическую субстанцию, то нам необходимо раскалить ее так, чтобы она перешла в род металлического пара. При этом образуется нечто похожее на парообразные частички, и в этой форме существо металла (Metalli-1а1=букв. "металличность". - Прим. перев.) может воздействовать на внутренние органы.

Но при заболеваниях системы крови металлы нисколько не помогут. Как уже было указано, в системе крови происходит род солеотложения. И точно так же, как на внутренние органы действуют металлические вещества, - на систему крови воздействуют солеобразные. Если хотят внешними средствами оказать влияние на систему крови, то нужно ввести в нее солеобразные вещества. Это достигается вдыханием соленого воздуха, соляными ваннами или чем-то подобным. Но мы можем ввести соли или солеоб-разующие вещества и другим путем, через процесс пищеварения, так что мы в состоянии вызвать процесс солеобразования, солеотложения с двух сторон.

Если вы помните сказанное мной вчера о физических воздействиях внутренних духовно-душевных процессов, то вам будет легко понять, что противоположностью процессов, действующих в металлическом веществе, является физическое воздействие процессов чувствования, так как эти процессы чувствования находятся в тесной связи с процессами свер тывания, протекающими в крови. Им, однако, можно воспрепятствовать, если ввести внешние металлические вещества, обнаруживающие активность, противоположную этим процессам. Когда, например, чрезмерно возрастает деятельность пищеварения и в том месте, где поток пищи охватывается эфирным телом, пищеварение развивает собственную активность, то,мы можем противодействовать этому, если надлежащим образом введем соль; ибо если эфирное тело непомерно усиливает процесс схватывания потока пищи, то это означает слишком сильное поглощение соли. Этот процесс приглушается при введении внешней активности соли.

Далее, есть процессы, протекающие в своем внешнем проявлении как процессы сгорания или окисления; это те процессы, при которых нечто соединяется с кислородом, содержащимся в воздухе. Все вещества, легко соединяющиеся с кислородом из воздуха, при их введении в организм излучают свою активность наиболее далеко в организме. В то время как введенные соли воздействуют на организм лишь до определенных пределов, металлы могут действовать вплоть до внутренней мировой системы. А в воздухе, то есть в веществах, легко соединяющихся с кислородом из воздуха, мы имеем нечто, что при введении в тело излучается во весь организм - вплоть до системы крови. Поэтому мы можем найти вполне понятным, что воздействие процессов, развивающих слишком сильную активность теплообразования, которое является внешним выражением волевых импульсов, мы чувствуем во всем нашем организме. С органическим проявлением мышления дело обстоит не так; если мы обратим на него внимание, то почувствуем, что эти воздействия разыгрываются лишь в определенных органах. Из этого вы видите, как исключительно сложен аппарат человеческого организма и насколько сложны его отношения с внешним миром.

Сейчас мы показали, как собственной внутренней активности человеческого организма может быть противопоставлена внешняя неорганическая, неживая природа и как воздействовать на организм с помощью солей и превращенных в пар металлов. Но у нас есть также возможность воздействовать на человека из других областей природы. Мы можем предоставить человеческому организму активные силы, содержащиеся в растительном мире.

Если принять растительное лекарственное средство просто как пищу, то этим можно добиться немногого, ибо, как мы видели, внутренние органы заботятся о том, чтобы лишить принимаемые вещества их собственной активности. Значит, растение должно быть принято в организм человека таким образом, чтобы оно продолжало действовать в своем, присущем ему своеобразии, чего не может произойти, если принимать его в качестве пищи. Растительные вещества не в состоянии воздействовать на Я, так как растение в качестве своего высшего члена имеет лишь эфирное тело. Таким образом, растительные вещества просто принимаются там, где поток пищи охватывается эфирным телом, так что эти вещества в пищеварительном канале еще не действуют как лечебное средство, они начинают действовать только в тех органах, где наряду с эфирным телом уже деятельно и астральное.

По этой причине действие растительных веществ начинается с внутренней мировой системы и распространяется на симпатическую нервную систему и лимфатическую систему. Действие растений не достигает той области, где человек раскрывается через кровь внешнему миру. Растение подходит для средней части человеческого организма, так что вся активность, которая находится в растениях, в состоянии воздействовать лишь на все принадлежащее внутренней мировой системе и на соответствующие ей органы головы и верхней части организма. Если нарушены деятельность, функции этих органов, если они работают патологическим образом, можно обратиться к растениям.

Итак, мы поговорили о воздействиях металлов, солей и растений. Ну, теперь в наших рассмотрениях неуместно вдаваться в другие способы преодоления нерегулярностей или нарушений в человеческом организме, не столько потому, что времени слишком мало, но, главным образом, по той причине, что теософам лучше всего держаться подальше от тех областей, которые вовлечены сегодня в спор приверженцев различных мировоззрений. Изложенное прежде не имеет отношения к спору мировоззрений; эти вещи можно просто принять к сведению, и в дальнейшем можно будет убедиться в истинности сказанного; но есть также люди, считающие все это чистейшей ерундой, фантазированием. Это не страшно. Ведь иначе теософам пришлось бы вообще молчать, если бы они не желали говорить все те вещи, которые воспринимаются людьми как ерунда.

Но, если бы мы захотели исследовать сейчас воздействие на человека веществ животного происхождения, то мы были бы вовлечены в спор мировоззрений и могло бы создаться мнение, что теософия хочет вмешаться в этот спор, ведущийся между поборниками и противниками методов лечения, применяющих вещества, взятые из животного мира. А участие в подобных фанатических спорах никогда не может стать задачей теософа, ибо тогда нам угрожала бы опасность покинуть объективную общечеловеческую точку зрения.

Одно только можно несомненно вывести из этих рассмотрений, хотя они и были сделаны лишь в форме беглого наброска: это то, что человеческий организм - сложная система отдельных органов, стоящих на разных ступенях развития и разнообразнейшим образом связанных между собой и со всем организмом в целом. То, что является видимым физическим организмом человека, то, что можно видеть глазами, потро гать руками, есть лишь часть человеческой организации; сверхчувственное же, действующее в организме, не воспринимаемое нами чувственно, открывается лишь духовному оку ясновидящего.

И мы не имеем оснований утверждать, что все органы образовались одновременно, но, как было показано, мы обнаружили, что в человеческом организме необходимо признать более старые и более молодые органы. Например, головной мозг рассматривался нами как более древний, более высокоразвитый орган, нежели спинной мозг, и было сказано, что головной мозг раньше находился, в известном отношении, на ступени спинного мозга. Аналогичным образом мы можем рассматривать систему пищеварения и систему крови по отношению к лимфатической системе.

Здесь, для сравнения, нужно было бы лимфатическую систему поставить на ступень спинного мозга; итак, это более молодая система, в то время как сложные системы пищеварения и крови являются уже многократно преобразованными и более древними - в отличие от лимфатической системы, которая не раскрывается вовне и свои производимые вещества выделяет вовнутрь, в ткани. Это очень важная точка зрения. Так, в нашей сегодняшней лимфатической системе надлежит видеть нечто, что, не будь присоединено к другим системам, при поступательном развитии стало бы системой пищеварения и системой крови.

В лимфатической системе представлена простейшая система, обусловливающая сознание, нечто более сложное мы находим в системе пищеварения-крови (Verdauungs-Blutsystem). Таким образом, в организме человека надо искать органы, которые произошли от систем органов, имевших раньше другие задачи. Сообщения, приведенные здесь относительно этого, также могли бы быть очень ясно доказаны внешней наукой, если бы люди захотели ознакомиться с этими вещами.

Все сказанное о преобразовании органов может быть подтверждено эмбриологическими исследованиями. С любым живым существом дело обстоит так, что все появляющееся позже, в течение развития - уже заложено в его зародыше. Если мы проследим вспять развитие от сформированного организма человека вплоть до оплодотворенной клетки, то с помощью надлежащих методов найдем сложные системы органов намеченными уже в своем самом первоначальном зародышевом состоянии, и причем таким образом, что по ним, уже в этом первоначальном состоянии видно, как они соотносятся друг с другом.

Рассмотрев внешнюю оболочку, границу человека, представленную его кожей, и далее то, что ведет к образованию присутствующих в ней органов чувств, вы сможете заключить, что все присутствующее в этой самой внешней границе человека должно было быть преобразовано из чего-то другого. Ибо это уже весьма сложная система, к которой также принадлежит и головной мозг; а головной мозг, не имеющий длительной подготовки, немыслим. Итак, нам должно быть ясно, что внешняя оболочка человека является продуктом преобразования, подобно тому, как мы назвали головной мозг преобразованным спинным мозгом, а системы питания и крови - продуктом преобразования лимфатической системы.

Если спинной мозг и лимфатическая система на ранних ступенях проявляли тенденцию к восхождению, то об их сегодняшнем состоянии следует сказать, что они находятся в нисходящем развитии. Можно было бы также показать, что кровь в своей сегодняшней форме является продуктом двойного преобразования. Благодаря тому, что система пищеварения и крови раскрывается вовне, она становится преобразованной лимфатической системой.

Если бы пищеварительная система со своей деятельностью развивалась лишь вовнутрь, была бы полностью замкнута, обращена вовнутрь, то мы имели бы в ней деятельность, подобную деятельности сегодняшней лимфатической системы. Последней воспринимается лишь то, что приводится через ткани.

Так, с одной стороны, во внешней границе человека, в его системе кожи следует видеть нечто преобразованное из другой системы, из системы крови, а в пищеварительной системе - преобразование системы, находящейся сегодня в нисходящем развитии. Теперь нам необходимо попытаться установить, можем ли мы эти восходящие и нисходящие в развитии системы органов найти намеченными уже в зародыше (Keimanlage). И на самом деле, обнаруживается, что весь организм мы находим намеченным в зародыше (я рисую схематично), в четырех лежащих друг над другом зародышевых листках, которые называются: внешний зародышевый листок - эктодерма, внутренний - энтодерма, и мезодерма - средний зародышевый листок, имеющий наружный и внутренний слои.

При этом в духе нашего воззрения на эволюцию нам надлежит рассматривать внешний зародышевый листок, эктодерму, которую в сегодняшней анатомии называют также кожно-чувственным листком (Hautsinnesblatt), как продукт преобразования, обнаруживающий свой первоначальный зачаток в наружном слое среднего зародышевого листа. В этом наружном слое представлен зародыш того, что выступает на более высокой ступени в кожно-чувственном листке. А во внутреннем слое среднего листка, во внутренней мезодерме, мы имеем в более молодом состоянии то, что появляется позднее в энтодерме, в кишечно-желези-стом листке (Darmdrьsenblatt).

Если рассматривать человеческий зародыш в его развитии, то и первый зачаток (Anlage) человека намечен в двух слоях среднего зародышевого листка, в мезодерме; оба других зародышевых листка, эктодерма и энтодерма, являются уже преобразованными. Таким образом, два слоя среднего листка представляют изначальное состояние, тогда как эктодерма и энтодерма показывают более высокое развитие.

Мы знаем, что способный к развитию человеческий зародыш возникает в результате слияния двух начал (Anlagen), женского и мужского, и что развитие чего-либо нового становится возможным лишь благодаря живому взаимодействию обоих этих начал. Значит, в них, раздельно, должны содержаться все те процессы, которые, лишь объединившись, образуют зародыш человеческого организма.

Что же говорит нам оккультизм о соотношении женского и мужского? Оккультизм показывает нам, что при современных физических условиях женское зародышевое начало (weibliche Keim) [энтодерма] в состоянии продуцировать лишь такой зачаток человеческого тела (Kцrperanlage), который, если бы он захотел развиваться только сам по себе, отдельно, не смог бы развить того, что мы называем принципом формы, того, что в итоге приводит к построению костной системы, дающей человеку прочность. А также, при участии одного только женского зародышевого начала не могла бы возникнуть и система органов чувств головы (Hauptsinnessystem).

Женское зародышевое начало устроено так, что об организме - если бы он мог из него возникнуть - можно было бы сказать: такой организм слишком хорош для мира, каким сегодня тот является, так как во внешнем физическом мире присутствуют не все процессы, которые были бы необходимы для жизни подобного организма. Такой совершенно женственный человеческий организм (dieser weibliche Menschenorganismus) не смог бы, так сказать, осуществить "заземления" ("Vererdigung"), которое выражается в построении костной системы, и не имел бы возможности входить в связь с внешним миром через органы чувств. Ему пришлось бы найти опору вовне, чтобы уравновесить свой мягкий внутренний материал, который был бы у него вместо твердого костного скелета. Он не смог бы раскрыться наружу, он оставался бы замкнутым в своей внутренней жизни.

Таково женское начало зародыша; оно выходило бы за пределы того, что возможно в нашем сегодняшнем земном существовании, - просто потому, что в современном земном физическом мире нету условий, которые были бы необходимы для такого утонченного организма, не способного к "заземлению" и раскрытию себя наружу. Подобный организм в современных земных условиях уже с самого начала был бы обречен на смерть. И на самом деле, именно благодаря той тенденции, что человек в своем поступательном развитии мог бы зайти слишком далеко, в человеческом зародыше уже заложена причина того, что человек предопределен к смерти.

Другое начало зародыша, мужское [эктодерма], находится в совершенно противоположном положении.

Если бы мужское зародышевое начало развивалось само по себе, отдельно, то это привело бы к мощному росту того, что выражается в раскрытии-себя-наружу в системе органов чувств кожи, и того, что ведет к упрочнению в костной системе, то есть к другой крайности. Такая односторонность так же мало могла бы вызвать к существованию жизнеспособный зародыш, как и отдельно взятое женское зародышевое начало, ибо организм, который развился бы только из мужского начала, развернул бы такие мощные силы, что разрушил бы сам себя и должен был бы погибнуть в условиях, существующих сегодня на земле; то есть в современных земных условиях он не смог бы состояться как организм.

Поэтому мужское начало может проявить себя жизнеспособным лишь, когда оно взаимодействует с женским. Благодаря тому, что оба зародышевых начала уравновешивают друг друга и что обреченное на смерть в женском зародыше уравновешивается мужским началом через процесс оплодотворения, - лишь благодаря этому возможен жизнеспособный совокупный зародыш человека. Если бы развивались только силы мужского зародышевого начала, то они бесконечно углублялись бы под земной элемент (unter das Irdische), это повело бы к слишком сильному отвердению костной системы, к непомерно большому раскрытию себя и выхождению во внешний мир. Оба эти органические начала должны соединиться уже с самого начала для дальнейшего развития, так как каждое из них в отдельности обречено на смерть. Лишь живое взаимодействие, препятствующее преобладанию одного над другим, создает зародыш, подходящий для земного существования человека.

Как видим, хотя это было возможно показать лишь в виде наброска, духовные факты прослеживаются вплоть до воспроизводства человеком себе подобного. Мы могли бы намного подробнее, осветить также иотдельные частности процесса развития зародыша, но в таком коротком цикле, конечно, невозможно сказать все обо всем. Если бы мы еще дальше углубились в эту область, то увидели бы, насколько оправданно то, что было изложено здесь о сверхчувственных системах сил, находящих свое внешнее выражение в системах органов, которые человек развивает для продолжения на земле своего рода.

Мы узнали, что земля создала в нас костную систему как результат "процесса заземления", а систему крови - как наименее уплотненную, подвижнейшую систему. Здесь следует лишь коротко добавить, что все протекающее в земном-физическом организме человека проникает вплоть до процессов, разыгрывающихся в крови; это теплотворные процессы. В этих теплотворных процессах крови следует видеть непосредственное выражение Я и вместе с тем верхнюю часть организации, а "ниже" этого протекают другие процессы человеческого организма.

Итак, теплотворный процесс является наивысшим, в нем непосредственно проявляется наша душевная Я-деятельность. Поэтому мы даже чувствуем нечто, подобное преобразованию нашей душевной Я-деятельности в род внутреннего согревания, которое может доходить вплоть до физического согревания в процессе крови. Таким образом, духовно-душевное, проходя сверху вниз, через теплотворный процесс, охватывает органическое, физиологическое. И мы могли бы также на многих других фактах показать, как духовно-душевное соприкасается в теплотворных процессах с органическим.

Мы имеем также теплотворные процессы, возникающие благодаря процессам, протекающим в органах пищеварения (Ernдhrungsorganen). В процессе деятельности сложного аппарата системы питания происходят различнейшие преобразования, которые вызывают в физическом организме теплотворные процессы. Они распространяются снизу вверх. Таким образом физический организм человека в теплотворном процессе достигает даже духовно-душевного. Прекращаются ли на этом преобразования? Или они продолжаются? О том, что следует далее, можно сказать лишь намеком.

Но сперва это должно быть предоставлено размышлению и, особенно, прочувствованию каждого отдельного слушателя. Если мы сумеем рассматривать эти преобразования с чувством действительного благоговения перед человеческим организмом, то научимся понимать, что физиология не должна быть сухой наукой, но она может стать источником высшего человеческого познания.

Тот факт, что организм продуцирует внутреннее тепло в нашей крови, тепло, которое мы получаем благодаря совокупности внутренних процессов, показывает, что в теплотворных процессах нам следует видеть как бы высший расцвет всех других процессов организма. Внутреннее тепло организма проникает вплоть до духовно-душевного и может быть преобразовано в духовно-душевное. Это высшее, прекраснейшее из того, что силами человеческого физического организма может быть преобразовано в духовно-душевное! Когда все заложенное в человеческом земном организме становится теплом и это тепло правильным образом преобразовывается человеком, то тогда из внутреннего тепла возникает сочувствие и интерес к другим существам. Когда мы, проходя через все процессы человеческого организма, восходим к высшей сфере организма, восходим к теплотворным процессам, то мы как бы проходим через врата человеческого организма, которые образуются тепловыми процессами. Мы восходим до той сферы, где теплота крови используется сообразно тому, что делает из нее душа.

Имея живой интерес ко всем существам, сочувствие ко всему, что нас окружает, мы, будучи приводимынашей физической жизнью к теплу, расширяем наше духовно-душевное до пределов всего земного бытия и становимся едины со всей его совокупностью. Это удивительный факт, что мировая сущность совершила путь через наш физический организм, чтобы в итоге дать нам внутреннее тепло, которое мы, люди, в своей земной миссии призваны преобразовать через наше Я в живое чувство сопереживания со всеми существами.

В земной миссии тепло преобразовывается в сочувствие!

Деятельность организма мы используем, так сказать, как отопительное тепло для духа. Смысл земной миссии в том, что человек, являясь физическим организмом, включен в организм Земли так, что все физические процессы, в конце концов, находят свое завершение, свой высший расцвет в теплоте крови и человек, являясь микрокосмосом, во исполнение своего назначения, вновь преобразовывает это внутреннее тепло для того, чтобы оно изливалось как живое сочувствие и любовь ко всему, что нас окружает. Все, что мы принимаем в наши души из живого интереса, расширяет нашу душевную жизнь.

И когда мы пройдем через многие инкарнации, в течение которых используем все тепло, которое было нам дано, тогда Земля исполнит свое назначение, которое она имеет в земной миссии, тогда она станет трупом и труп Земли будет предан распаду. И поднимется совокупность всех человеческих душ, которые преобразовали физическое тепло в теплоту сердца. Так же, как отдельная душа, пройдя через врата смерти, восходит к духовному миру после того, как физический труп предоставляется земным силам, - подобно этому, однажды труп Земли будет передан мировым силам, и отдельные человеческие души взойдут к новым ступеням бытия. Ничто в мире не теряется. Плоды, которых достигли человеческие души, будут перенесены этими душами в вечность.

Так, духовная наука позволяет нам также и физиологические процессы в человеческом организме связать с нашим назначением. Когда духовная наука (теософия) станет для нас не просто теорией, не просто абстрактным познанием, когда мы благодаря ее изучению поймем, что мы не только стоим на земле, но принадлежим также к совокупной мировой системе, и когда мы научимся понимать назначение человека, заключающееся в том, что он берет от Земли силы для того, чтобы воздействовать на вечность, тогда воспримем через духовную науку (теософию) то, что должно быть получено с ее помощью.

И если люди, предчувствующие или признающие этот высокий идеал, по-братски соединятся и сольются в своем стремлении, то есть, когда мы познаем, что в нас самих есть семена дальнейшего развития, семена, которые могут стать плодотворными для будущего развития Земли и человека, тогда мы, со всей скромностью, сможем иметь чувство, что мы как теософы (антропософы), развивая наши собственные силы, сможем содействовать исполнению миссии Земли.

Мы собрались здесь и снова разойдемся, чтобы жить во внешнем мире, и, быть может, кое-что из того, что было здесь дано лишь в общих чертах, как побуждение, мы сможем взять с собой и привести к дальнейшему раскрытию. Хотя мы и рассеяны в мире, но да будем же в живых мыслях и ощущениях и со всей нашей волей гармонично сотрудничать друг с другом. Расстанемся же в духе сказанного и в том же духе соберемся вновь, когда появится к этому повод.

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

Стр. 11. ...духовных, сверхчувственных основ органов, жизненных форм и жизненных процессов... - В своем сочинении "Антропософия", фрагмент, относящийся к 1910 г. (GA 45), в главе 4, "Жизненные процессы", Рудольф Штайнер дает описание жизни чувств человека в отношении к его внутренней жизни тела. Эти внутренние жизненные процессы характеризуются там как дыхание, согревание, питание, выделение, сохранение, рост и воспроизведение. Расширенное и модифицированное изложение этого содержится в лекциях от 12 августа 1916 г., в томе "Загадки человека" (GA 170), и от 29 октября 1921 г., в томе "Антропософия как кос-мософия - вторая часть" (GA 208). См. также тетрадь 58/59 "Статьи к полному собр. соч. Р. Штайнера", записи Рудольфа Штайнера об областях чувств и ступенях жизни, с предисловием Гендрика Кнобеля.

Стр. 15. ...сказанное о значении органов человека, при глубоком проникновении в сущность вещей, не может быть так же применимо и к животным. - Подробное изложение этого вопроса Рудольф Штайнер дает в том числе в следующих берлинских лекциях: "Душа человека и душа животного", "Дух человека и дух животного", 10 и 17 ноября 1910 г., обе лекции включены в том "Ответы духовной науки на великие вопросы бытия" (GA 60); "Происхождение животного мира в свете духовной науки", 18 января 1912 г., в томе "История человека в свете духовного исследования" (GA 61); "Человеческий мир и мир животных, представленный в его происхождении и развитии в свете духовной науки", 15 апреля 1918 г., в томе "Вечное в человеческой душе" (GA 67), также в лекции от 28 июля 1922 г., Дорнах, в томе "Тайна Троицы" (GA 214).

Стр. 15. ...Гете, Окен и другие наблюдатели природы обратили внимание на то, что черепные кости по своей форме имеют определенное сходство с позвонками. - Лоренц Окен(1779-1851), профессор в Йене и в Мюнхене, с 1832 г. в Цюрихе, в 1807 г. при вступлении в должность профессора опубликовал работу "О значении черепных костей", где открытую Гете в 1790 г. теорию позвонков преподнес как свою, им основанную. Гете уже в 1790 г. рассказывал о своей теории происхождения черепа в кругу друзей, но впервые опубликована она была Океном. См.: Гете И.-В. Естественнонаучные сочинения. 5 т. Под редакцией и с комментариями Р. Штайнера. - Изд. Кюршнера "Deutsche National-Literatur". (GA la-e). T. 1. Образование и преобразование органических существ. Статья "Строение черепа из шести позвонков". А также относящиеся к этому примечания Р. Штайнера (в указанном месте - стр. 316-323). Гете там пишет: "подобное apenju, такое обнаружение, концепция, представление, понятие, идея, как это ни называй, сохраняет постоянно, что бы мы ни говорили, эзотерический характер; его можно высказать в общем виде, но нельзя доказать; его вполне возможно показать на отдельных частностях, но округлить и завершить доказательство невозможно!" (арегси - от французского глагола арегсего!г=замечать, обнаруживать. Приблизительно значит охват предмета с известной оценкой его. Гете любил это слово, обозначая им "восприятие великой максимы", "гениальную умственную операцию". Отрывок текста и комментарий цитируется по И.-В. Гете. Избранные сочинения по естествознанию. -Академия Наук, 1957. С. 141. - Прим. перев), а Рудольф Штайнер дает следующее примечание к этому месту: "Подобная идеальная истина может и должна быть сперва воспринята совершенно общо, оставляя в стороне все отдельные частности. То, что она как таковая не может быть доказуема, имеет основательную причину. Доказательство всегда лишь является обоснованием какого-либо положения через нечто другое. Каждая истина, однако, сама в себе несет свое обоснование, таким образом, она не может быть обоснована через нечто иное. Знания этого факта недостает, несомненно, тем, кто думает, что общие истины являются лишь абстрактными положениями, выводимыми из бесчисленных наблюдений. Задачей эмпирической науки может являться лишь то, чтобы показать, как общая, несущая свое обоснование в себе истина осуществляется в индивидуальном".

Стр. 16. ...дифференцированный спинной мозг. - Дополнительные разъяснения относительно космической эволюции головы, при ретроспективном рассмотрении развития вплоть до лунного периода, можно найти в следующих лекциях: 20 декабря 1914 г., в томе "Оккультное чтение и оккультное слышание" (GA 156); 26 и 27 ноября 1920 г., в томе "Мосты между духовностью мира и физическим существом человека" (GA202); 12 января 1924 г., в томе "Мистерии средних веков" (GA 233 а), также в лекциях, включенных в том "Миссия Михаила" (GA 194).

См.: сочинение Рудольфа Штайнера "Гетевское воззрение на природу, согласно новейшим публикациям архива Гете" (GA 30), где он сообщает о записях Гете в дневниках 1790 года. "Сам головной мозг является всего лишь большим главным ганглием. Организация головного мозга повторяется в каждом ганглии, таким образом, в каждом ганглии следует видеть малый подчиненный головной мозг".

Стр. 24. ...человеческой аурой. - подробно изложено в книге Рудольфа Штайнера "Теософия" (GA 9), в главе "О мысле-формах и человеческой ауре", также в сочинении "Об ауре человека" - том "Люцифер-Гнозис. Основополагающие статьи к антропософии" (GA 34).

Стр. 29. ...так называемую синюю кровь. - Популярные упрощенные названия, согласно которым венозная кровь обозначается как "синяя", а артериальная как "красная", невозможно применить к малому кругу кровообращения: так как здесь идущие из сердца к легким артерии несут "синюю" кровь, а артерии, ведущие от легких к сердцу, - "красную". Об особенностях малого круга кровообращения Штайнер говорит в лекции от 26 мая 1922 г. ("Душевная жизнь человека и духовное стремление" (GA 212): "Я вскальзывает в органы легких; вместе с сосудами, идущими от легких к сердцу, Я приближается все более и более к сердцу. Интимно соединенное с кровообращением, Я все более и более следует пути этого кровообращения. Таким образом,... Я вступает в то, что образовано из соединения эфирного и астрального сердец".

Стр. 30. ...отдельный поток, идущий в головной мозг для снабжения верхних органов человека - Имеются в виду сонные артерии.

Стр. 38. ...как внешняя наука толковала когда-то о некой умозрительной "жизненной силе". - Представление о жизненной силе, "vis vitalis", распространенное вплоть до середины 19 века, является продуктом чисто спекулятивного мышления; считалось, что ее истинная сущность - "витальный принцип" - неизвестна, не поддается обоснованию и феноменологически непостижима. Относительно того, что название "эфирное тело" подразумевает нечто иное, чем "жизненная сила" науки прежнего времени, Рудольф Штайнер пишет в своей книге "Теософия" (GA 9) в примечаниях к главе "Существо человека" в разделе 4: "Тело, душа и дух". См. также в лекциях от 7 февраля 1918 г., в томе "Вечное в человеческой душе" (GA 67), и от 6 апреля 1921 г., в томе "Оплодотворяющее воздействие антропософии на специальные науки" (GA 76).

Стр. 41. ...в системе крови образ Я, а в нервной системе - образ астрального тела - См. также лекцию Р. Штайнера от 21 октября 1907 г., в томе "Мифы и сказания" (GA 101).

Стр. 54. ...то, что мы называем симпатической нервной системой. - См.: Д-р Рудольф Штайнер, д-р Ита Вегман "Основы для углубления искусства врачевания" (GA 27). Гл. 4. Кровь и нерв. Различают симпатическую и парасимпатическую системы и обе объединяют в вегетативную, соответственно, автономную нервную систему. Тем не менее, имеется мало отличительных признаков, как анатомических, так и физиологических. Выражение "парасимпатическая нервная система" было впервые введено в 1905 г. В публикациях Штайнера не упоминается.

Стр. 54. ..."Солнечного сплетения". - Мощное сплетение симпатических нервов, Plexus Solaris, или Plexus coeliacus, находится в верхней части брюшины. Дополнительные сообщения Рудольфа Штайнера относительно солнечного сплетения можно найти в следующих лекциях: от 26 сентября и 7 октября 1905 г., в томе "Основные элементы эзотерики" (GA 93 а), и от 8 июня 1912 г., в томе "Человек в свете оккультизма, теософия и философия" (GA 137).

Стр. 57. ...при мистическом погружении... - Подробное изложение в мартовских лекциях 1910 г. в томе "Макрокосмос и микрокосмос" (GA 119).

Стр. 58. ...все содержащееся в страстной крови вписывается в симпатическую нервную систему. - См. лекцию Рудольфа Штайнера от 14 января 1917 г., в томе "Рассмотрения современной истории - Вторая часть" (GA 174): "Истинное Я вступает как формообразующая сила через солнечное сплетение во всю организацию человека... Здесь система ганглиев обусловливает всю циркуляцию крови, и это не противоречит тому факту, что Я имеет свое выражение в крови... То, что живет в человеке как система ганглиев, как солнечное сплетение, имеет свое происхождение уже в лунном этапе развития и в определенной мере представляет собой жилище для Я".

Стр. 58. Человек открывает для себя свою симпатическую нервную систему... - В более позднее время Рудольф Штайнер говорит о "брюшном ясновидении". Смотри лекции от 27 марта и 1 мая 1915 г., том "Пути духовного познания и обновления художественного мировоззрения" (GA 161); от 4 января 1915 г. (2 часть лекции), том "Искусство в свете мудрости мистерий" (GA 275); от 15 февраля 1915 г., том "Духовные причины первой мировой войны" (GA 174, в); от 2 марта 1915 г., том "Человеческие судьбы и судьбы народов" (GA 157).

Стр. 61. ...если в пульсации крови вновь обнаружим внешний ритм космоса... - Точка в зодиакальном круге, где восходит Солнце во время весеннего равноденствия, как известно, не остается той же самой, она сдвигается в течение 72 лет на один градус. Период, за который Солнце проходит весь круг Зодиака, составляет около 25920 лет. Его называют мировым годом или платоническим годом. Человек при нормальных условиях делает 18 дыханий в минуту, что составляет 1080 дыханий в час и 25.920 дыханий в сутки. 25.920 суток, в свою очередь, составляют среднюю продолжительность человеческой жизни, приблизительно 72 года. Рудольф Штайнер часто обращал внимание на эту взаимосвязь, особенно подробно говорилось об этом в лекциях от 28 января 1917 г., том "Рассмотрения современной истории - Вторая часть" (GA 174); от 13 февраля 1917 г., том "Краеугольный камень в познании Мистерии Голгофы" (GA 175) и от 24 сентября 1924 г., том "Сотворение мира и человека" (GA 354), и в лекциях "Человек - иероглиф Вселенной", в томе "Соответствия между микрокосмосом и макрокосмосом" (GA 201).

Стр. 64. ...интересно было бы посмотреть, подтвердила бы подобные утверждения внешняя физиология... - Первая попытка экспериментального подтверждения этого воззрения была предпринята Лилли Колиско в ее работе "Milz und Plattchenfrage". В поздних курсах для врачей Рудольф Штайнер неоднократно указывал на эту работу.

Стр. 65. ...сатурническими силами являются все те силы, которые отделяют, обособляют, изолируют и индивидуализируют нашу Солнечную систему от остального мира. - Рассмотрение космологического аспекта этой проблемы см. в лекциях "Эволюция с точки зрения истины" (GA 132), также "Очерк тайноведения" (GA 13).

Стр. 68. ...в мифах и сказаниях содержится более глубокая мудрость, чем во внешней науке. - См.: лекции от октября 1907 г., в томе "Мифы и сказания" (GA 101).

Стр. 69....в таких, к примеру, именах, как Каин и Авель. - См.: лекции от 27 марта 1913 г., том "Какое значение имеет оккультное развитие человека для его оболочек и для его сущности?" (GA 145); также от 10 июня 1904 г., в томе "Храмовая легенда и золотая легенда" (GA 93).

Стр. 70. "Каких чудесных достижений мы достигли!" - Перифраз из Гете. "Фауст", 1 часть. Ночь (строка 573).

Стр. 70. ...лишь узрев физиологию в мифических именах, находят в них смысл. - См. примечания к стр. 66. В связи с греческой мифологией эта тема представлена в лекциях, прочитанных в августе 1911 г., см. в томе "Чудеса мира, испытания души и откровения духа" (GA 129).

Стр. 71. ...в первой открытой лекции - "Как опровергнуть теософию?", лекция от 19 марта 1911 г., в полн. собр. соч. еще не выходила. Издана по неудовлетворительной записи в: "Человек и Мир. Антропософские листки", 1968, 1-2.

Стр. 84. ...при дыхательном процессе мы воспринимаем внешний мир физически, вещественно,... процесс восприятия... является духовным дыхательным, процессом. - На эту тему Рудольф Штайнер говорит в следующих лекциях: от 16 апреля 1921 г., том "Духовнонаучные аспекты терапии" (GA 313): "Восприятие через органы чувств есть не что иное, как утонченный, то есть введенный (букв, вогнанный) в эфирное тело дыхательный процесс"; от 21 июля 1924 г., том "Антропософское познание человека и медицина" (GA 319): "Таким образом, в дыхании мы имеем более грубый процесс, при котором кислород, поступающий извне, соединяется с углеродом нашего организма и выдыхается как углекислота. Наряду с этим мы имеем более тонкий процесс, при котором кислород соединяется с кремнием, образуя кремневую кислоту, и как таковой выделяется вовнутрь человеческой организации"; от 28 августа 1924 г., в том же томе: "Эта кремневая кислота соотносится с деятельностью Я-организации, направленной вовне. Астральное тело: внутренне спиритуальная сфера; процесс кремневой кислоты: внешняя физическая...".

Стр. 85. Им противостоят другие, материалистические мировоззрения... - Например:

Карл Фогт (1817-1895): "Физиологические письма" (1845 г., стр. 206): "Каждый естествоиспытатель, я думаю, имея сколько-нибудь последовательное мышление, придет к воззрению, что все способности, известные под названием душевной деятельности, являются лишь функциями мозгового вещества; или, выражаясь несколько грубо, мысли стоят примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или урина к почкам. Предполагать же душу, пользующуюся мозгом, как инструментом, которым она может действовать как ей угодно, чистейшая бессмыслица".

Якоб Молешотт (1822-1893). В книге "Круговорот жизни" (1852 г. стр. 402) он присоединяется к воззрению К. Фогта: "Пример неоспоримый, если уразуметь, куда Фогт переносит момент сравнения. Мозг необходим для вырабатывания мыслей так же, как печень для приготовления желчи и почки для выделения мочи".

На это Р. Штайнер возражает в лекции от 30 января 1921 г., том "Ответственность человека за развитие мира" (GA 203): "Это вздор, ибо верно обратное; именно мыслями выделяется мозг, естественно, выделяется всегда заново, так как он постоянно обновляется организмом обмена веществ".

Стр. 86. "психофизический параллелизм". - Научное течение в психологии, основано в 1860 г. Г. Т. Фехнером (1801-1887).

Стр. 87. Необходимы душевные упражнения, чтобы повести человека в сверхчувственный мир. - См.: "Как достигнуть познания высших миров" (GA 10) и "Очерк тайноведения" (GA 13), глава "Достижение сверхчувственного познания".

Стр. 89. Везде в эфирном теле можно наблюдать возникающие потоки... - См. об этом в лекции от 25 августа 1911 г., том "Чудеса мира, испытания души и откровения духа" (GA 129), и от 1 октября 1911 г., "Эфиризация крови", том "Эзотерическое христианство и духовное водительство человечества" (GA 130).

Стр. 100. ...селезенка всегда признавалась и описывалась как особенно духовный орган. - Например: в "Тайной Доктрине" Е.П. Блаватской.

Стр. 112. ...внешняя и внутренняя жизнь человека - в своих проявлениях в эфирном теле - противоположны друг другу, и эта противоположность внешней и внутренней жизни проявляется в напряжении, которое в наибольшей степени усиливается в органах головного мозга, упомянутых нами как шишковидная железа и мозговой придаток. - Шишковидная железа (Corpus pineale Glandula pinealis Epiphisis cerebri) отчетливо различается уже у двенадцатинедельного эмбриона. С началом половой зрелости процессы минерализации, имеющие место в этой железе, усиливаются настолько, что становится возможным обнаружить наличие так называемого "мозгового песка", в биохимический состав которого входят известковые и магниевые соли. Эпифиз сильно пронизан волокнами симпатической нервной системы и обильно наполнен кровью. Интенсивное научное исследование шишковидной железы началось примерно в 1959 г. Установлена зависимость ее от освещения и выявлена ритмика этого органа, соответствующая временам года и суток.

Мозговой придаток, гипофиз (Hipophise, Glandula Pitui-taria) - инкреционный орган, расположенный у основания мозга. Главным образом регулирует функции остальных гормональных желез. Величиной в лесной орешек. Выявлено около 20 различных гормонов гипофиза, выделяющихся в кровь из передней и задней долей. В 1911 г., когда читались эти лекции, исследования гипофиза только еще начинались.

Стр. 119. Кровь не только в поэтическом смысле "совершенно особый сок"... - В "Фаусте" Гете Мефистофель говорит Фаусту после того, как тот подписывает договор кровью: "Кровь - совершенно особый сок" ("Фауст", 1 ч., строка 1740). 25 октября 1906 г. Р. Штайнером была прочитана лекция, озаглав ленная этими словами, том "Познание сверхчувственного в наше время" (GA 55).

Стр. 119. ...о различии крови человека и животного. - В лекции от 21 октября 1907 г. Рудольф Штайнер говорит: "Я-суще-ства (Ich-Wesen) суть ваятели и зодчие этой красной крови (у человека). Они действовали извне, чтобы Я смогло погрузиться в людей. Животные пока не имеют Я. Если речь идет о животных, имеющих красную кровь, то там эти существа действуют извне; животные "одержимы" красной кровью. Человек же приходит к свободе благодаря тому, что он "одержим" своим Я, самим собой. Он должен был овладеть самим собой, чтобы достигнуть власти над своей кровью".

Стр. 131. ...френология... - Основатель френологии - Франц Йозеф Галль (1758-1828). Венский врач. Выступил со своим учением в 1805 г. Он считал, что психологические особенности и моральные качества выражаются в форме поверхности головного мозга и могут быть установлены пальпацией внешней поверхности черепа. Учение Галля получило в свое время широкое распространение, было "модным" в широких кругах. К вопросу о связи предыдущей жизни с формой черепа см. лекцию от 27 июня 1916 г., том "Существо мира и Я" (GA 169) и 3-ю лекцию "Лечебно-педагогического курса" (GA 317).

Стр 137. Если бы я вместо этого короткого ряда лекций мог говорить здесь об этих вещах полгода. - Лишь с 1920 года по просьбе врачей Р. Штайнер начал читать лекции по медицине. См. Библиографию.

Стр. 145. " Нет ничего в коже, чего не было бы в костях" - Из стихотворения Гете "Typis".

Стр. 147. ...кости частично состоят из фосфорнокислой и углекислой извести. - См. том "Медитативные рассмотрения и указания для углубления искусства врачевания", лекция от 4 января 1924 г. (GA 316): "...Углекислая известь образует для Земли материальную, вещественную точку приложения с тем, чтобы в согласии с ее образующими силами формировать кости. Фосфорнокислая известь при формировании костей образует точку приложения сил для Космоса". Цит. По: Рудольф Штайнер. Медитативные рассмотрения и указания для углубления искусства врачевания. - Ереван: Ной, 1995. С. 46.

Стр. 161. ...сверхчувственная форма, которая, являясь системой сил, рожденной из сверхчувственных миров, предназначена к тому, чтобы принимать в себя материю... - Р. Штайнер говорит в другой связи о "формооблике (Formgestalt) физического тела, который подобно некой духовной ткани (als ein Geistgewebe) перерабатывает физические вещества и физические силы таким образом, что они приобретают форму, явленную нам в человеке на физическом плане" и называет этот формооблик "фантомом" человека (в лекции от 10 октября 1911 г., том "От Иисуса ко Христу" (GA 131). Различные указания Р. Штайнера по этому вопросу представлены Максимилианом Ревгольцем в его работе "К проблеме фантома" (Maximilian Rebholz, "Beitrage zum Phantom-Problem").

Стр. 178. ...род металлического пара. - Раскаленный металлический пар конденсируется на охлажденной гладкой поверхности, образуя так называемое "металлическое зеркало", состоящее из мельчайших частиц металла. Эта тончайшая металлическая пыль и используется в медицине для приготовления гомеопатических лекарств.

Благодаря такой перегонке в существо металла внедряются космические процессы, отчего возрастает целебное действие металлов.

Стр. 183. Все сказанное о переобразовании органов может быть подтверждено эмбриологическими исследованиями. - См. работы Эриха Блехшмидта: "Эмбриональные стадии развития человека. Введение в эмбриологию человека", 1960 г.; и "Эмбрион человека", 1963 г.

Стр. 183. Если спинной мозг и лимфатическая система на ранних ступенях проявляли тенденцию к восхождению, то об их сегодняшнем состоянии следует сказать, что они находятся в нисходящем развитии. - См. лекцию от 21 октября 1907 г., в томе "Мифы и сказания" (GA 101).

Стр. 190. ...отдельные человеческие души взойдут к новым ступеням бытия. - См. "Очерк тайноведения" (GA 13), гл. "Настоящее и будущее развития мира...".

Стр. 192. В связи с открытыми лекциями "Как опровергается теософия?" и "Какзащитить теософию?" - Эти лекции были прочитаны 19 и 25 марта 1911 г. В полн. собр. соч. пока не изданы. Опубликованы в 1968 г. в: "Человек и мир. Антропософские листки", 1-4.

Стр. 201. Один значительный теоретик познания... - Отто Либманн (1840-1912). В своей работе "Анализ действительности" он говорит: "Именно по той причине, что в действительности субъект, имеющий представление, не может выйти из сферы своего субъективного представления, именно по той причине, что он никогда не может быть в состоянии, перепрыгнув через собственное сознание, освободившись от самого себя, установить и констатировать существование или не-существование того или иного, находящегося по ту сторону и вне его субъективности, - именно поэтому нелепо утверждать, что представляемый объект не существует вне субъективного представления".

Стр. 201. ...в моих гносеологических работах... - См.: "Основные черты..." (GA 2), также "Истина и наука" (GA 3).

Стр. 202. ...один известный и значительный философ... - Эдуард фон Гартман (1842-1906). См.: Рудольф Штайнер. Мой жизненный путь. (GA 28). Гл. 9; а также работу "Философия и антропософия" (GA 35).

Стр. 204. Таким образом, утверждение, что нечто субъективно, мы не можем выводить из Я, которое само субъективно. - В конспекте лекции упоминается, что Р. Штайнер в этом месте указал на разработку понятий Я и Не-Я, сделанную Карлом Унгером в работе "Я и существо человека", которая была опубликована незадолго до настоящих лекций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: