Чувства и ощущения подростка

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

       Пожалуй, каждый сталкивается с проблемой, что ему надо познакомиться с новыми людьми, чтобы в дальнейшем с ними работать, однако это вызывает чаще всего огромные трудности. Особенно эти трудности выражены в подростковом возрасте, так как при переходном возрасте мы часто сомневаемся в себе, что и приводит либо к застенчивости, либо к вызывающему поведению.

       Сегодня я хочу рассмотреть проблему социализации подростков в новом для них коллективе, как такой же подросток с такими же проблемами. На данный момент эта информация будет менее актуальна, так как большинство подростков сидят дома и трудятся на дистанционном обучении. Но, когда карантин закончится, мы выйдем из дома и нам придётся снова налаживать контакт со своими товарищами, а то и знакомиться с новыми людьми. Поэтому, я надеюсь, эта стать е, если не поможет сейчас, то сможет помочь потом.

       Я расскажу, как может появится эта проблема, что подросток чувствует, когда сталкивается с новым коллективом, как с этим бороться самому и как помочь с этой проблемой другому человеку. Всё это я буду рассказывать из личного опыта, потому что у меня нет психологического образования, но есть достаточный набор знаний и много пережитых ситуаций, чтобы знать, как с этим справляться.

       Итак, начнём по порядку.

Причины появления страха

       Причиной появления страха может быть, как и последствием некоторых ситуаций, так и побочным эффектом некоторых фобий. Если рассматривать некоторые ситуации, то это может быть влияние родителей, неприятные сцены из детства, подросткового возраста или же наблюдение таких сцен. Например, запугивание ребёнка рассказами о злых сверстниках. Про фобии в пример могу привести социофобию и заниженную самооценку.

       Я подразделяю неприятные сцены на те, которые мы пережили и на те, которые наблюдали. Расскажу про первое.

       Пережить то или иное неприятное событие достаточно стрессовая ситуация для нашей психики. В рамках подросткового возраста этот стресс увеличивается на фоне пубертатного периода, когда дети особенно ранимы и восприимчивы ко внешним влияниям. Чаще всего под этим влиянием подразумевается неодобрение со стороны сверстников, т. е. унижение, подстрекательство и т. д. Также, помимо сверстников, сказывается и влияние родителей, которые не умеют высказывать своё мнение в нужной форме или в принципе унижают своих детей. Это может в нём занижать самооценку, развивать ненависть к себе, к окружающим, развивать социофобию.

       Когда в жизни подростка случается неприятная сцена, он начинает анализировать что он сделал правильно, а что нет. На фоне влияния родителей и сверстников, он может сделать, как неправильные, так и правильные выводы о себе и о ситуации. В течение нескольких лет знакомств с разными людьми, я выявила, что подростки в итоге неприятной ситуации могут:

• Зрело и адекватно проанализировать ситуацию и сделать правильные выводы;

• Неадекватно проанализировать ситуацию и, по итогу, замкнуться в себе;

• Не анализировать ситуацию, а реагировать на произошедшее с агрессией.

       Следовательно, по результатам прожитых ситуаций, подросток либо становится уверенным в себе, принимает правильные решения, либо становится замкнутым и неуверенным в себе человеком, либо агрессивным.

       Про наблюдение сцен. На это влияет больше всего родители и средства массовой информации. Так как подростку доступен интернет, он может читать новости, в которых не скупаются на приукрашивание, читать различные истории реальных людей. Он может принять как со страхом «а вдруг это случится со мной?» или просто пропустить мимо себя, принять как факт. Влияние родителей может проявляться в чрезмерном контроле, рассказ приукрашенных историй и запугивание. В таких случаях подростку приходиться очень тяжело, но это отдельная тема для статьи.

Чувства и ощущения подростка

       Как я писала ранее, подростки весьма ранимы, но это зависит от причин, которые написаны выше. Сейчас я хочу рассмотреть и описать две ситуации, когда подросток приходит в новый коллектив.

Ситуация 1.

       Вы, среднестатистический подросток лет 15-16, записались в кружок игры на гитаре. Вы долго таили мечту, чтобы научится петь и играть на гитаре. И вот появилась возможность записать на этот кружок. Сегодня состоится ваше первое занятие в этом кружке. Вы там никого не знаете, поэтому немного волнуетесь, но вы уверены, что всё пройдёт хорошо.

       Итак, вы заходите в аудиторию, где проходит занятие. До его начала 15 минут и вы решили пока познакомиться со всеми ребятами, которые там присутствуют. Вы видите, что они смотрят на вас оценивающе, кто-то из них успел между собой познакомиться и сплотиться. Вы представляетесь – называете своё имя. Кто-то в ответ вам назвал своё, кто-то с некой неохотой и скептицизмом тоже назвал своё.

       Заходит преподаватель, начинается занятие. Вы все снова называетесь по имени, преподаватель начинает играть с вами игру на знание ритма, чтобы вас сплотить. По итогу занятия вы приобретаете хороших знакомых, из-за которых вы с радостью ходите в кружок игры на гитаре.

Ситуация 2.

       Опять же, вы среднестатистический подросток лет 15-16 записываетесь в кружок игры на гитаре. Вы там никого не знаете и из-за этого сильно переживаете.

       Когда наступает дата начала занятий, вы начинаете волноваться ещё сильнее: вас пробирает дрожь, а сердце бешено колотится. Уже стоя перед дверью в аудиторию, вы понимаете, что ситуация ухудшается: вас бросает то в жар, то в холод, конечности трясутся, становится тяжело дышать. Вам страшно. Вы не знаете, что там за люди. Но вы преодолеваете себя, делаете маленький шаг навстречу судьбе и заходите в аудиторию, здороваясь перед всеми дрожащим голосом. Сначала вы тихо сидите и смотрите в пол. У вас в голове мысли о том, что о вас плохо думаю, вдруг вас осуждают и уже ненавидят. Вы пытаетесь успокоиться, но паника начинает накрывать вас всё сильнее. И друг с вами хочет познакомиться рядом сидящий сосед. Вы обмениваетесь именами, информацией, почему пришли. Вам всё ещё страшно, но стало чуточку легче.

       Вскоре заходит преподаватель, вы все представляетесь. Преподаватель предлагает сыграть вам в игру на ритм, чтобы сплотить вас. Все начинают. В ходе игры вы часто ошибаетесь из-за дикого волнения, но преподаватель вас успокаивает, что нет ничего страшного в ваших ошибках. Под конец занятия вы чувствуете себя более-менее комфортно, но вам всё равно кажется, что вас осуждают.

       Через несколько занятий вы со всеми подружились и навязчивое чувство пропало.

       На самом деле вариация того, что испытывает подросток, когда вступает в новый коллектив огромна. 1 ситуация описывает то, чтобы хотелось испытывать, когда приходишь в новый кружок или класс, но 2 ситуация часто является суровой реальностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: