Социально-педагогические факторы рискованного поведения несовершеннолетних

Дедович Н.Ю.,

педагог-психолог

 

Рискованное поведение – это поведение, которое возникает в результате воздействия тех или иных факторов риска и является явно или потенциально опасным как для самого несовершеннолетнего, так и для окружающих его людей и общества в целом. Подростки, а старшие подростки особенно, имеют обострённую социальную позицию, которую подкрепляют повседневным общением с ровесниками. Надо отметить, что в возрасте 14 – 16 лет, несовершеннолетние, очень хорошо рассуждают и выстраивают логические связи на уровне взрослого человека. Но если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков значительно падает.

Выделяют 2 типа рискованного поведения: положительное и отрицательное

  В  случае положительного риска подросток рискует с пользой для себя. Это поведение, помогает ему развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п. Здесь «поведение» включает в себя множество ситуаций, а не только то, как он себя ведет. Это и достижение целей  определенных результатов, это - проба нового, общение с людьми разного возраста и разных социальных групп. Дети оспаривают авторитет взрослых конструктивными способами, в том числе и тем, что демонстрируют свою самостоятельность и способность решать вопросы,  поставленные перед ними самой жизнью.

 Положительный риск можно разделить на три категории:
1. Риск, связанный с повседневной жизнью:

- Социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений);
- Эмоциональный (подростковая влюблённость, приглашения на свидания, признания в любви, разделение своих чувств с друзьями);
- Физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности).

2. Школьный риск
- академический (выбор интересующих подростка занятий и заданий повышенной сложности);
- атлетический (умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т.п.),

- внеклассная деятельность (участие в кружках, научных клубах, помощь в организации классных и общешкольных мероприятий)
3. Социальный риск
- участие в волонтерской  и благотворительной деятельности, связанной с пожертвованием.

Отрицательный риск. Здесь, поведение, включает опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для своей жизни: балансировать на краю крыши, ложиться на рельсы или перебегать перед близко идущим поездом, машиной и т.п. В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать различные психотактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливают. Всё это формирует рискованное поведение, в котором заложены три группы факторов.

Первую группу составляют когнитивные факторы: недооценка индивидуальной уязвимости и последствий рискованного поведения, незнание или недооценка эффективности поведенческих способов профилактики риска, низкий контроль восприятия своего поведения и его последствий.

Факторы второй группы можно определить, как социально-психологические. К ним относятся: противоречивые социальные нормы в отношении рискованного поведения, а также воздействие на несовершеннолетнего близкого социального окружения.

Третья группа, это - личностные факторы. К ним относятся: уровень нравственного развития, особенности мотивационной сферы, самовнушение, темперамент, черты характера, нарушения эмоциональной регуляции, поиск острых ощущений, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, положительное отношение к девиантному поведению, как к способу демонстрации своих способностей; поиск возбуждения и новых впечатлений; предшествующий опыт такого поведения, который в итоге позволил подростку избежать опасностей и достичь значимых целей; склонность пренебрегать социальными нормами.

Если подросток отличается импульсивностью и эмоциональной неустойчивостью, он в большей степени будет склонен к необдуманным решениям, особенно в условиях стресса. Оптимизм и склонность игнорировать негативную информацию, будут усиливать его чувство неуязвимости. Несовершеннолетние с высоким уровнем добросовестности в большей мере готовы использовать информацию, предоставленную членами ближайшего социального окружения, т.е. членам семьи. Если в семье имеют место затяжные конфликты, факты насилия, пренебрежение ребёнком, то взаимосвязь личностных, ситуативных и семейных факторов, способствует чрезмерно самостоятельным, и соответственно, ошибочным решениям подростка, которые и приводят его к рискованному поведению в старшем подростковом возрасте.

Стили семейного воспитания и характер отношений подростка с родителями определяются не только взаимоотношениями, но и тем, каковы личностные особенности подростка. Подростки с сильно выраженной тенденцией к независимости и самостоятельности, зачастую игнорируют любую информацию, исходящую от родителей. В зависимости от своих личностных характеристик, они по-разному понимают смысл воспитательных воздействий и требования их. Подросток, которому удалось безнаказанно нарушить социальные нормы, или успешно совершить потенциально опасные действия, становится более самоуверенным, стремится повторить этот опыт, тем самым закрепляя в себе негативные поведенческие реакции и мысли. Распространёнными образцами рискованного поведения подростков, которые могут вызвать озабоченность учреждения образования и родителей, являются: драки, прогулы, различные формы девиантного поведения, употребление алкоголя, использование психоактивных веществ, курение табака, зацепинг (трейнсёрфинг) (способ передвижения на поезде, при котором несовершеннолетний цепляется к вагонам снаружи за различные поручни, лестницы, подножки и другие элементы. Зацепер может ехать на крыше, на открытых переходных и тормозных площадках, с боковых или торцевых сторон вагонов), противоправные действия (взлом и вандализм), различные способы поиска острых ощущений. В большинстве случаев эти действия направлены на то, чтобы быть значимым среди сверстников, не понимая, что такая форма поведения может предложить ему обмен на собственную жизнь.

Дети и подростки, имеющие различные эмоционально-поведенческие проявления, остро нуждаются в переориентации и чёткой ориентации в обществе. И здесь, педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, учитель-предметник становятся важным ориентиром для несовершеннолетних.

Какие отрицательные черты личности подростка являются поводом, для оказания ему социально-педагогической поддержки и психологической помощи? Это, прежде всего:

- замкнутость, необщительность;

- конфликтность;

- агрессивность;

- низкая мотивация к учению;

- повышенная ранимость;

- девиации в поведении;

- низкий социометрический статус;

- семейное неблагополучие.

Первоочередной задачей при построении сопровождения несовершеннолетних является диагностический этап сбора первичной информации, проводимый педагогом-психологом и педагогом социальным в учреждении образования. Параллельно классные руководители активно организовывают тесное сотрудничество с семьями учащихся, ведут наблюдение за взаимодействием всех учащихся в социуме, изучают межличностные отношения, выявляют референтные группы, проводят мониторинг посещения учащимися страниц в социальных сетях. Совместно с СППС, на методических объединениях, групповых консультациях, совещаниях при директоре, советах по профилактике анализируют полученную информацию. На основе полученных данных, выделяют группы подростков с наибольшей склонностью к рискованному поведению или другими словами, требующие социально-педагогической поддержки и психологической помощи. В данную группу входят и учащиеся, которые характеризуются одновременно высокими показателями экстраверсии и низкими показателями ответственности. Так как высокий уровень активности, потребность в острых ощущениях, неспособность планировать и контролировать свое поведение, наличие склонности пренебрегать социальными нормами и мнением других людей, приводят их к рискованным поступкам и непоправимым последствиям.   

С несовершеннолетними, нуждающихся в оказании социально-педагогической поддержки и психологической помощи, на протяжении учебного года проводится коррекционная работа по минимизации негативных проявлений, устранению неблагополучия и развитию личностно-ориентированных характеристик. Специалисты СППС, классные руководители, учителя-предметники отслеживают и визуально оценивают эмоциональные состояния несовершеннолетних, их поведенческие реакции, вербальные высказывания с целью своевременного выявления девиантного поведения и предотвращения, в последующем состояния, которое, в свою очередь, может привести к возникновению аутоагрессивных намерений.

Таким образом, своевременное выявление факторов, позволяет на ранних этапах устранить риски в поведении  учащихся. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание — та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя, педагога – психолога, родителей. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в разрешении возникающих проблем.

 

 

     

 

 

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: