Проверочные тесты по теме: «Социальная структура общества»

Вариант 3

Часть 1.

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Ответами к заданиям 2–5, 7-11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании   социального статуса.

Престиж, авторитет, стратификация, социальная гармония, статусный набор

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2.  Какие из приведённых примеров социальных групп относятся к демографической структуре населения?

1) женщины, мужчины 2) родители, дети 3) белорусы, татары 4) мусульмане, христиане  

3.  Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение людей всегда причиняет ущерб общественному порядку.

Б)  Отклоняющимся называют поведение, выходящее за рамки социальных норм. 

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4.  Какую социальную роль может исполнять подросток?

1) водитель автотранспортного средства 2) опекун младшего брата

3) депутат муниципального собрания 4) покупатель в магазине  

5. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одарённости человека.

Б) Отклоняющееся поведение может быть связано с преступными деяниями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Ватт/час, а энергосберегающая лампа - 20 Ватт/час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в месяц составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? (стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой составляет 1,66 руб. за 1 кВт/ч)

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.  Какие термины относятся к понятию «социальные санкции»?

1) предупреждение, запрет 2) производство, обмен

3) мышление, речь            4) выборы, референдум  

8.  Ивану 15 лет, он девятиклассник. Его семья – это родители и старший брат. В этих характеристиках проявляется

1) социальная мобильность      2) личный авторитет

3) социальный статус личности 4) этническая принадлежность человека

9.   Верны ли суждения?

А)  Внутреннее устройство общества, отражающее связь его основных сторон, называют социальной структурой  

Б)  Среди ролевого набора личности можно выделить роли, которые в равной мере могут исполняться как взрослыми, так и подростками.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Какие термины относятся к понятию «социальные нормы»?

1) предупреждение, разрешение 2) обучение, образование

3) воображение, мышление 4) класс, сословие

11. Выберите верные суждения о социальной мобильности?

А) Социальная мобильность может осуществляться как стихийно, так и регулироваться государством

Б) В процессе горизонтальной мобильности появляются люмпены

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

 

Причины отклоняющегося поведения 25-летние 60-летние
Некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению.              15 %                             30 %
Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера.                            10 %                            10 %
Отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека.                                                     60 %                            55 %
Человек случайно попадает в плохую компанию.                15 %                             5 %

 

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

13. Ира живёт с родителями и дедушкой. Она учится в 7 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу, как малым группам?

1)  общность повседневного быта 2) ведение совместного хозяйства

3)  кровнородственная связь 4) прямые личные контакты  

14. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении.

А) Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

Б) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

1)  верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15.  Установите соответствие между предметом исследования и типом социологических наук; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

А) численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов

Б) народы Земли, их культура и бытовой уклад, традиции и обычаи

В) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определенным общественным группам, психологические характеристики этих групп.

Г) властные отношения, с государственно-политической организация общества, политические институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Д) деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств, национальное и мировое хозяйство

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

1) социальная психология 2) политология 3) экономика

4) этнография                        5) демография

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и иных символов).

 

  А Б В Г Д
         

 

16.  Иван коллекционирует необычные фотоснимки, сделанные разными людьми, его коллекция насчитывает уже около 1000 экземпляров, он устраивает выставки для знакомых и друзей. Поведение Ивана может считаться проявлением

1) социальной роли 2) девиации 3) социального конфликта 4) морального выбора

17. Родители Т. жили в деревне, он переехал в город, окончил институт и стал врачом. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

1) социальную мобильность   2) социальное неравенство

3) социальную стратификацию 4) социальную коммуникацию

18.  Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

А) Понятие «социальная стратификация» означает систему признаков и критериев социального расслоения в обществе.

Б) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Учитель обществознания рассказывал о социальной структуре общества. Сравните такие общности, как класс и сословие. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) принадлежность к общности, как правило, передаётся по наследству

2) принадлежность к общности, как правило, определяет образ жизни

3) принадлежность к общности отражает социальное неравенство

4) в качестве основы социального деления выступает отношение представителей общности к собственности на ресурсы производства

 

Черты сходства

Черты отличия

       
       

 

20. Вставьте пропущенное слово.

 

Виды социальной мобильности и их характеристики

 

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Групповая Изменение своего статуса социальными слоями и классами, связана, как правило, с достигаемыми статусами
                 ………………… Социальное перемещение конкретного человека, связано прежде всего с дос­тигаемыми статусами









Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

  Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее cyть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего «культурного программирования», во время которого ребёнок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. С самых первых мгновений своей жизни новорождённый испытывает нужды и потребности, которые, в свою очередь, влияют на поведение тех, кто должен о нём заботиться.

Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребёнка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека...

Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом... Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста... Значение семьи для социа­лизации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ре­бёнка формируется вначале более или менее исключительно в её рамках. В совре­менной ситуации, когда большое число женщин работает, а их дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников являются ещё более значи­мыми, чем раньше... Отношения со сверстниками часто сохраняют значение на протяжении всей жизни человека. Особенно это характерно для поселений с невы­сокой мобильностью, где индивиды могут быть членами одной неформальной груп­пы или иметь одну и ту же группу друзей практически всю жизнь. Даже когда это не так, отношения со сверстниками, по-видимому, оказывают значительное влия­ние и после периодов детства и отрочества. Неформальные группы людей одного возраста на работе, да и в других ситуациях, обычно оказываются очень важными при формировании позиций и привычек индивида.

 Школьное образование — формальный процесс, поскольку определяется фикси­рованным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты со­циализации и в несколько ином отношении. Наряду с формальным набором учеб­ных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой про­граммой, определяющей специфические условия обучения...

     Не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубо­чайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления...

                                                                                                                                    (Э. Гидденс)                                                                                                                                  

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Как автор характеризует процесс социализации? Какие функции социализации рассмотрены в тексте? (Укажите любые две функции). Участниками каких групп, указанных в тексте может быт человек?

23. Какие четыре агента социализации названы автором? Используя факты личного социального опыта, проиллюстрируйте тремя примерами «скрытую программу», определяющие специфические условия обучения» в школе.

24. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами мысль автора о том, что «социализация является не разновидностью некоего культурного программирования».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: