Проверочные тесты по теме: «Социальная структура общества»

Проверочные тесты по теме: «Социальная структура общества».

Вариант 1

Часть 1.

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Ответами к заданиям 2–5, 7-11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании  «социального контроля».

Социальный статус, социальная мобильность, социальная норма, конфликт, социальная санкция, социальная стратификация.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2.   В социальную структуру общества входит множество общностей и групп. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

1) избиратели 2) дворянство 3) фермеры 4) осетины

3. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?

А) Элементами социальной структуры являются большие и малые социальные группы.

Б) Биологические признаки человека являются основой социальной

структуры общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4.   Какой из перечисленных статусов является предписанным?

1) мужчина 2) профессор 3) мать 4) автовладелец

5.  Верны ли следующие суждения о социальных нормах? Социальные нормы

А)    способствуют согласованию интересов отдельных личностей, групп

людей, больших и малых сообществ.

Б)    применяются для разрешения возникающих в обществе конфликтов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6.   Мария вставила карту в банкомат и набрала ПИН-код. После этого на экране банкомате появились странные изображения. Мария подумала, что банкомат неисправен, и попыталась вернуть карту. Однако банкомат заблокировал карту. Мария позвонила по телефону, указанному на банкомате, но не стала дожидаться прибытия сотрудников банка и пошла в магазин. Вернувшись из магазина, она обнаружила, что её карты в банкомате нет, банкомат работает, сотрудников банка поблизости нет. Какие опасные с точки зрения безопасности личных финансов действия совершила Мария? Как ей следовало поступить в данной ситуации?

Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

7. Надежда после замужества уволилась с работы и посвятила себя ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. В данном примере отражается

1) высокая социальная мобильность 2) реализация социальной роли

3) выполнение социальной нормы  4) действие социальной теории

8. Дочь князя Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала супругой французского короля. Рано овдовев, она возглавила совет французской знати, утверждала все важнейшие законы свой подписью на латыни «Anna Regina». В этом, прежде всего, проявились

1) особенности внешности   2) свойства темперамента

3) признаки социальной роли 4) врожденные качества

9. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Одним из проявлений вертикальной социальной мобильности служит миграция населения.

Б) Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной социальной мобильности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Какая социальная груши выделена по политическому признаку

1) католики 2) консерваторы 3) интеллигенция 4)    крестьяне

11.  Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Общество осуществляет социальный контроль только посредством правовых норм.

Б) Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.

1) верно только А 2) верно только Б 3)  верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. В стране Р. в ходе социологического опроса респондентам, проживающим в

населённых пунктах с различной численностью жителей (данные приводятся в тысячах человек), предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты в процентах от числа опрошенных представлены в виде гистограммы.

 

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

13.   Социальный слой (группа) членством в которой человек обязан исключительно своему рождению, называется

1) классом 2) сословием 3) стратой 4) кастой

14. Верны ли суждения?

А) Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к маргиналам.

Б)    Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется восходящей социальной мобильностью.

15. Установите соответствие между социальной группой и примером к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРИМЕРЫ

А) менеджер Г. Б) дворник Х.                    В) владелец крупного ресторана П.

Г) сиделка Н. Д) бухгалтер-экономист Р. Е) олигарх О.

  СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА        

1) высший класс 2) средний класс 3) нижний класс                                                                                                                                                                                                              

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и иных символов).

 

А Б В Г Д Е
           

16. К малой социальной группе можно отнести

1) учителей одного города                      2) депутатов муниципальных собраний страны

3) студентов гуманитарных факультетов 4) врачей районной поликлиники

17.   По какому признаку объединяются такие социальные общности как католики и протестанты?

1) конфессиональному 2) территориальному 3) демографическому 4) этническому

18.  Верны ли суждения?

А) Механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых норм поведения, называется социальным престижем

Б) В обществоведении под социальной стратификацией понимают разделение общества на общности и группы

19.  Каждому человеку приходится в жизни исполнять множество социальных ролей. Укажите общие социальные роли подростка и взрослого и различные роли подростков и взрослых. Выберите и расставьте в соответствующие столбцы таблицы общие роли взрослых и подростков и роли, которые могут исполняться представителями только одной из указанных групп (порядок элементов внутри столбца таблицы значения не имеет).

1) владелец планшетного компьютера

2) участник обсуждения футбольного чемпионата в специальном форуме

3) функционер политической партии 4) участник движения скаутов

 

                 Общие роли

             Различные роли

       
       

 

20. Вставьте пропущенное слово.

 

                                     Социальный статус

   Предписанный ………………………










Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) <...> из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и

том же уровне. Перемещение некого индивида из баптистской в методистской религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую при сохранении при этом своего профессионального статуса, - примеры горизонтальной социальной мобильности   

  Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт.

                                                                                                                                      (П. Сорокин)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Какое определение социальной мобильности даёт П. Сорокин? Мобильность каких двух социальных субъектов анализи­руется в тексте? В каких формах, по мысли автора, существуют восходя­щие течения социальной мобильности?

23. Описывая ситуации социальной мобильности, П. Сорокин привёл такое сравнение: «В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту» Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мобильности, две её формы и направление социального перемещения, отражённые в приведённом сравнении. Проиллюстрируйте любую из форм собственным примером.

24. С переходом общества в индустриальную фазу развития социальная мобильность существенно возрастает. Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите три причины это­го явления.

Проверочные тесты по теме: «Социальная структура общества».

Вариант 2

Часть 1.

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Ответами к заданиям 2–5, 7-11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании  

социальных наук.

Математика, биология, этнография, физика, демография, психология.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне 2) рязанцы 3) русские 4) пассажиры

3. Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?

А) Социальный статус человека выражается в наличии у него определённых прав и обязанностей.

Б) Уровень дохода человека является одним из показателей его социального статуса.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Каждое утро Татьяна готовит завтрак для мужа и дочери. Этот пример иллюстрирует особенности

1) соблюдения обычая       2) проведения социальной политики

3) выполнения нормы права 4) реализации социальной роли

5. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А) Образование и профессиональные навыки помогают индивиду продвигаться по социальной лестнице.

Б) Войны и революции усиливают групповую социальную мобильность.

1)   верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6.  Ирина Михайловна потеряла свою пластиковую карту. Она искала карту дома и спрашивала у знакомых, но никто её карту не находил. Через три дня на телефон Ирины Михайловны пришло сообщение о снятии денег с потерянной карты. На следующий день после получения сообщения Ирина Михайловна обратилась в банк и заблокировала карту. Какие опасные с точки зрения безопасности личных финансов действия совершила Ирина Михайловна? Как ей было надо правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

7. Врач из небольшой сельской больницы переехал с семьёй в город, где стал работать врачом в престижной платной клинике. Данный случай является примером

1) социализации                  2) социальной адаптации  

3) социальной мобильности 4)   усвоения общественных норм

8.   Группа, отношения между членами которой четко регламентированы в

соответствующих документах и носят деловой характер, называется

1) поселенческой 2) референтной 3) условной 4) формальной

9.   Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А) Социальные нормы включают в себя представления людей о должном, справедливом, позитивном.

Б) Социальные нормы позволяют сделать общественные отношения более устойчивыми, стабильными, определенными.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10.  Группы подразделяются по объему на большие, средние и малые. Размер группы влияет на характер отношений входящих в нее людей. Спецификой малых социальных группявляется

1) формально определенный характер взаимодействий

2) эмоционально окрашенные межличностные отношения

3) вхождение представителей различных национальностей

4) отсутствие общих интересов, целей и задач

11. Верны ли следующие утверждения о социальных нормах?

А) Социальные нормы изменяются вместе с развитием общества.

Б) Следование социальным нормам обеспечивается только силой общественного мнения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. В стране Z в 2004 и 2010 годах проводились опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос «К какой группе населения Вы, скорее всего, отнесли бы свою семью?» Результаты опросов (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

 

  2004 г. 2010 г.
Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты 18 9
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения 41 30
Денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является для нас проблемой 30 45
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но нам затруднительно приобретать действительно дорогие вещи 10 15
Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки - машину, квартиру, дачу и многое другое 1 1

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

13.   Среди групп, указанных в перечне, малой социальной группой, отличающейся устойчивым составом и эмоционально-окрашенными отношениями, является

1) народность 2) школьный класс 3) духовенство 4) студенчество

14. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А) Все социальные нормы регулируют общественные отношения.

Б) Социальные нормы могут обеспечиваться силой государства.

1) верно только А 2) верны только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15.  Установите соответствие между определениями и понятиями. В каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

   ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека

Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу

В) перемещение человека из одной социальной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам

  ПОНЯТИЯ

1) социальное нера­венство  2) социальная норма        3) социальная роль

4) социальная стра­тификация 5) социальная мо­бильность

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

А Б В Г Д
         

16.   По профессиональному признаку выделяют социальную общность

1) туристы 2) замужние женщины 3) подростки 4) учителя

17.  При входе главы государства в парламент все присутствующие должны подниматься со своих мест, приветствуя его. Примером каких социальных норм является данное поведение?

1) этикета 2) правовых 3) обычая 4) эстетических

18. Верны ли суждения? 

А) Критерием социальной стратификации является доход.

Б) Социальный контроль выражается в применении санкций  

19. На уроке обществознания в классе обсуждалось, чем схожи и чем различаются нормы права и нормы морали. Выберите и расставьте в соответствующие столбцы таблицы порядковые номера черт сходства и черт отличия (порядок элементов внутри столбца таблицы значения не имеет).

1) существуют только в письменной форме 2) ограничивают свободу людей

3) регулируют поведение людей                 4) обеспечиваются силой государства

 

Черты сходства

Черты отличия

       
       

 

20. Вставьте пропущенное слово.

 

Социальная психология Наука о закономерностях поведения и деятельности людей в социальных группах.
…………………….. Наука о закономерностях воспроизводства населения

 











Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

 

  По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского населения в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отдаленным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период и индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе.

  Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростка поиск собственной личности приобретает особую остроту.

В этот период переход от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно четки.

Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Хотя СМИ активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями,

проблема разрыва между поколениями представляется упрощенно. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большое влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большое влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодежи не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся со взглядами членов их семей.

21.  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22.  Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией. Автор называет изменения, происходящие в подростковом возрасте, революционными. Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристике.

23. Используя текст и обществоведческие знания, предположите, почему СМИ активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения и проиллюстрируйте их примерами.

24. На уроке обществознания Михаил высказал предположение, что старшие члены семьи не оказывают значительного влияния на становление личности подростка. Однако не все одноклассники Михаила согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в приведенном тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на данный вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: