Контрольная работа по теме «Социальные отношения»

1.  Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальная стратификация

Вид разделения Социальные группы
Учителя
Демографический Подростки

 

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные конфликты

Тип конфликта Цель конфликта
Политический Борьба за властные полно­мочия
Борьба за ресурсы, сферы влияния, распределение соб­ственности

 

3. Выберите понятие, которое является обобщаю­щим для всех остальных, понятий представленно­го ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) богатые; 2) средний класс; 3) социальные страты; 4) высокий уровень образования; 5) представители престижных профессий.

 

4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) мать; 2) шаблон поведения; 3) ученик 10 клас­са; 4) пассажир автобуса; 5) социальная роль.

 

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «нацио­нальное самосознание».

1) знания; 2) оценки; 3) культура; 4) нацио­нальная общность; 5) национальный парк; 6) разделение труда.

 

6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «соци­альный конфликт».

1) противоборствующие стороны; 2) парадокс;3) эскалация; 4) патология; 5) скрытая стадия; 6) долгосрочный.

7.  Установите соответствие между видом девиантно­го поведения и конкретным примером поведения: к каждой позиции, данной в первом столбце, под­берите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР   ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А) гражданин Ш. и гражданка Э. подбирали бродячих собак и сдавали их в питомник Б) гражданин М. завещал имеющийся у него денежный вклад детскому дому В) гражданка М. ушла в гости к подруге, оставив свою трехлетнююдочь дома одну Г) студентка П. не уступила место в автобусе инвалиду Д) группа молодежи вовремя сухого жаркого лета разожгла в лесу костер для приготовления шашлыков   1) отклоняющееся позитивное 2) отклоняющееся негативное  

 

8. Найдите в приведенном списке конституционные принципы межнациональной политики. Запиши­те цифры, под которыми они указаны.

1) равенство прав и свобод человека и граждани­на независимо от его расы, национальности, языка

2) равноправие всех субъектов Российской Феде­рации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

3) контроль субъекта власти над действиями и идеями объектов власти

4) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности

5) накопление властных полномочий и возраста­ние власти

 

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, кото­рые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

Список терминов:
1 ответственность
2 общество
3 контроль
4 добровольность
5 производство
6 механизм
7 инициатива
8 самоконтроль
9 нормативный акт  

 

10. Найдите в приведенном списке признаки семьи партнерского типа. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) в конфликтной ситуации партнеры ищут ком­промиссы

2) семейные обязанности строго не закреплены

3) муж — глава семьи, без его ведома ничего не происходит

4) муж является основным добытчиком

5) совместное планирование семейного бюджета

 

11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1 Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.
2 Деление общества на страты допускает наличие привилегий у представителей некоторых страт
3 К критериям социальной стратификации относят объём власти.
4 Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека
5 Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.

12.  Маргарита вышла замуж и перешла жить в семью мужа, в которой столкнулась с незнакомым ей ра­нее бытом партнерской семьи. Какие примеры из жизни новой семьи Маргариты могут свидетельст­вовать о том, что семья носит партнерский харак­тер? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) родители мужа вместе обсуждают, что нужно купить на гонорар, полученный отцом семейства

2) возникшие разногласия родители мужа пытают­ся разрешить совместно, находя компромиссы

3) утром вся семья обсуждает, кто и что может купить по дороге домой и кто заберет младшую сестренку молодого мужа из детского сада

4) в небольшой квартире помимо родителей му­жа и молодой четы в отдельной комнате еще проживает бабушка мужа

5) после того как молодожены получили зарпла­ту, муж предложил все деньги сложить вместе и расписать возможные траты на месяц

6) летом вся семья вместе с бабушкой выезжает на дачу

 

13. Характеризуя социальный контроль, обществоведы выделяют такой его вид, как самоконтроль. Какой смысл обществоведы вкладывают в это понятие? Привле­кая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно, содержащее информацию о проявлении самоконтроля, второе – о месте самоконтроля в современном обществе.

 

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность любого критерия социальной стратификации.

 

 

15. Назовите любые три функции семьи и проиллюстрируйте при­мером каждую из них (сначала назовите функцию, а затем проиллюст­рируйте ее примером).

 

16. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

17. В одной из книг по социологии это социальное явление характеризуется так: «Индивиды и группы могут перемещаться в социальном пространстве.
На различных этапах возможны либо подъём, либо опускание индивида (группы в целом)». Назовите социальное явление, о котором идёт речь, и его вид. Назовите другой вид этого социального явления и кратко охарактеризуйте его сущность

 

 

18. К какой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний можно от­не­сти про­ве­де­ние меж­ду­на­род­но­го фе­сти­ва­ля мо­ло­де­жи? При­ве­ди­те любые два дру­гих при­ме­ра этой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний.

 

19. После окон­ча­ния тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа мо­ло­дой че­ло­век устро­ил­ся кон­суль­тан­том в фирму по про­из­вод­ству ком­пью­те­ров. Спу­стя не­ко­то­рое время он по­сту­пил на курсы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Из­ме­не­ния про­изо­шли и в его лич­ной жизни: он же­нил­ся на до­че­ри со­вла­дель­ца ком­па­нии. За­вер­ше­ние учебы на кур­сах сов­па­ло с его на­зна­че­ни­ем глав­ным ме­не­дже­ром пред­при­я­тия. Ил­лю­стра­ци­ей ка­ко­го со­ци­аль­но­го про­цес­са может слу­жить дан­ный сюжет? Какие фак­то­ры сыг­ра­ли здесь ре­ша­ю­щую роль? Как они на­зы­ва­ют­ся в со­цио­ло­гии?

20. Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация и мобильность в современном обществе»

 

Гендер — понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер — это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Не пол, но гендер обусловливает психологи­ческие качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Гендер — это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.

Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин. Через игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолет­ства начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским нача­лом. Хорошо известны игры девочек в «дочки-матери», «учителя», «доктора» и вообще «в куклы», а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культур­ная среда. Именно она определяет «сферу должного», которая в разных культу­рах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях действиях, вызовом и утверждением собственного «Я». Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответст­венностью, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, стремлением к по­иску согласия, компромисса, с ценностью равенства, справедливости и свободы и т.п. Тем не менее, представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины вы­сокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. В таких странах (Скандинавские страны, например) гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных куль­турах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от равноправия, и поведение женщины в обществе стро­го регламентировано.

И. Р. Чикалова, Е.И. Янчук

21. Укажите цель, для которой, по мнению авторов, в социальных науках используется понятие «гендер». Приведите названные ав­тором три характеристики понятия «гендер».

22. Автор утверждает: «Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин». Назовите приведенные автором любые три типичные характеристики мужчины и любые три типичные характеристики женщины, ожидаемые обществом.

23. Иллюстрируя на примере детских игр ранние акты социализации, авторы говорят о роли культурной среды в этом процессе. Проил­люстрируйте влияние культурной среды на социализацию маль­чиков или девочек (мальчиков и девочек) на трех примерах.

24. Авторы приводят различие в гендерной идеологии между эконо­мически развитыми странами и странами с традиционной культу­рой. Назовите одну любую причину, приведшую к различиям в гендерной идеологии. Приведите любые другие два примера, ил­люстрирующие различия в гендерной идеологии экономически развитых стран и стран с традиционной культурой.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: