Классификация форм государства

В научной литературе создано огромное количество типологий государственных форм, для чего используются самые различные основания для классификаций и обобщении. Кроме социальных типологий. Наиболее полно представлены формализованные типологии государства.

Формализованные классификации связаны главным образом с классификацией государственных форм, осуществляемой по разным основаниям.

Советское государство ведение при любых классификациях, в том числе по форме, всегда исходило из классовых критериев. При этом считалось недопустимым выявление общих признаков для антагонистических по типу государств (например, буржуазного и социалистического типов), в связи с чем общая классификация форм государства в отечественной литературе отсутствовала: они давались лишь в зависимости от исторического типа государства [12;150].

В зарубежной литературе, напротив, классовая сущность государства совершенно не принимается во внимание. Создается множество «общих» классификаций формы государства. В зависимости от распределения полномочий между органами государства выделяются дуалистические, тринитарные, квалритарные формы. Американский автор Н. Паркинсон строит четырехчленную классификацию форм: монархия, олигархия, демократия, диктатура. Английский автор Р. Макайвер говорит о демократическом и династическом типах, немецкий политолог Р. Дарендорф - о демократических и антидемократических типах.

В последние годы в отечественной литературе предлагается вариант «сквозной», обобщающей классификации всех государственных форм. Для создания такой классификации предлагается взять в качестве критерия признак, отвлеченный от социальной характеристики государства, - способ организации и осуществления государственной власти, взятый в единстве всех ее ветвей, территориального осуществления, методов ее деятельности, форм прямых и обратных связей с населением.

Соответственно в истории развития государственных форм можно выделить три главные разновидности: монократическая, сегментарная, и поликратическая. Это классификация позволяет учесть и содержательную сторону формы, т.е. определить, у каких структур находится реальная государственная власть.

Монократическая государственная форма характеризуется отсутствием разделения ролей в организации государственного управления обществом и имеет высокоцентрализованный характер. Она существовала при фашизме в Германии, Италии и других государствах; существует в мусульманских странах - фактически абсолютных монархиях, хотя во многих из них монархи в последние десятилетия даровали конституции; в странах тоталитарного социализма. Государственная власть находится в руках одного центра, независимо от того, каким является этот центр - абсолютным монархом, военным революционным советом или партийно-государственной бюрократией. Для этой формы характерна централизация государственного устройства, хотя она может официально называться федерацией, иметь автономные национальные образования  [16; С.410]. Но на деле во многом это - «юридическая декларация». Государство, его территориальные единицы управляются из центра, местное самоуправление не признается принципиально или не существует фактически. Наконец, здесь действует тоталитарный режим. Многие права и свободы граждан не признаются даже официально, а другие, упомянутые в конституциях, нарушаются в массовом порядке. Среди методов осуществления государственной власти доминирует принуждение, а то и прямое насилие. Эта форма государственности всегда связана с установлением обязательной идеологии, зачастую - с огосударствлением экономики и жизни общества в целом, с крайне элитарным характером государственной власти.

В современных условиях монократическая государственная форма представлена несколькими разновидностям и:

1) теократическая (в странах мусульманского фундаментализма);

2) экстремистская (при фашизме);

3) милитаристская (в условиях военных переворотов);

4)монократичсская государственная форма (партократическая республика) в странах тоталитарного социализма.

Сегментарная государственная форма представляет собой промежуточное явление между монократической формой и поликратической. Она предполагает известное разделение ролей между разными институтами государства по управлению обществом. Однако здесь нет «равновесия» элементов управления, системы взаимных сдержек и противовесов. Решающая роль принадлежит либо монарху, реже - правительству. Роль судов традиционно слаба, а парламент принижен. Федерация, если она существует, характеризуется ограниченностью полномочий ее субъектов или их реальной роли (например, Венесуэла), административно-территориальные единицы не имеют выборных представительных органов или находятся под административной опекой назначенных центром чиновников. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления: требования, запреты, ограничения, хотя провозглашаются и отчасти осуществляются демократические нрава и свободы. Политическая система имеет элементы соревновательности, но они недостаточно развиты, определенная идеология пользуется преимуществами [21; С.94].

Сегментарная форма государства присуща большинству государств, но се градации очень широки: от форм, близких к монократической, до почти поликратической формы. Иордания, Марокко, Египет, Таиланд или Сирия стоят ближе к первой, Польша или Чехия — ко второй. Такие же градации существуют и среди постсоветских государств. Россия больше продвинулась по пути к поликратической государственной форме.

Поликратическая государственная форма характеризуется разделением властей: размежеванием ролей по управлению при их взаимодействии, системой взаимных сдержек и противовесов, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (президент, парламент, суды, а иногда и специальные контрольные органы) и на местном уровне (создание сравнительно децентрализованного, «кооперативного» федерализма, органов местного самоуправления, не подконтрольных назначенным чиновникам). В государственном режиме, кроме случаев чрезвычайного положения, преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными и «честными» выборами, поисками консенсуса и компромиссов, с гарантиями демократических прав граждан. Данная государственная форма может существовать и при унитарной монархии, и в условиях федеративной президентской республики, и при сложном унитарном государстве, и при федерации. Управление ими децентрализовано в той степени, в какой это не нарушает единой природы государственной власти.

Большое значение для деятельности органов государства в условиях данной формы имеют не только прямые (директивные, управленческие), но и обратные связи органов государства и должностных лиц с населением. Это - открытая государственная форма.

Здесь существует соревновательная или социопримирительная политическая система, государственная власть открыта для давления на нее со стороны различных заинтересованных групп, общество характеризуется идеологическим плюрализмом [19; С.15]..

Как уже отмечалось, поликратичсская форма складывается в некоторых постсоциалистических государствах, хотя эти процессы в них нигде не завершены. В нашей стране понкратическая государственная форма еще не созрела, хотя с 2000 г. такие процессы развиваются более успешно.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: