1. Переход в положение лежа на месте. Команда: «ЛОЖИСЬ».
2. Вставание из положения лежа. Команда: «ВСТАТЬ».
3. Переход в положение лежа в движении. Команда: «ЛОЖИСЬ».
4. Переползание. Команда: «ВПЕРЕД».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
КОМАНДЫ К СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
1. Для построения группы в шереножный строй преподаватель становится в положение «смирно» лицом в сторону фронта и подает команду - «Во столько-то шеренг - СТАНОВИСЬ». Группа выстраивается влево от преподавателя. Для построения группы в колонну преподаватель становится в положение «смирно», лицом в сторону движения, и подает команду - «В колонну по столько-то СТАНОВИСЬ»: Группа выстраивается за преподавателем.
2. Если при построении группы есть неполный ряд, то при повороте в сторону неполной шеренги занимающийся неполного ряда переходит в переднюю шеренгу.
3. При расчете в двухшереножном строю, левофланговый второй шеренги по окончании расчета добавляет: «полный» или «неполный».
4. Выйти из строя можно только вперед. Поэтому, если вызываемый находится во второй шеренге, то он должен слегка ударить по плечу впереди стоящего; последний делает с левой ноги шаг вперед, затем с правой — шаг в сторону, пропускает выходящего из строя и снова становится на свое место, делая с левой ноги шаг в сторону и вступая в строй шагом назад с правой ноги. При возвращении занимающегося второй шеренги обратно в строй впереди стоящий в первой шеренге поступает так же.
5. В сомкнутом строю по команде «ВОЛЬНО» гимнаст расслабляет в колене правую или левую ногу, не сходя с места.
В разомкнутом строю по команде «ВОЛЬНО» надо отставить правую (левую) ногу на полшага в сторону, тяжесть тела передать равномерно на обе ноги, руки свободно согнуть за спиной.
5. Для всякого движения с места шагом (хотя бы и на один шаг) подавать команду — «Шагом — МАРШ».
6. Для всякого движения из положения шага на вместе командовать — «МАРШ», предварительно указав способ движения и направление (за исключением случая, предусмотренного командой «ПРЯМО»).
7. Положение «смирно» принимается по всякой предварительной команде, если до нее была команда «ВОЛЬНО».
8. Команду «смирно» подавать возможно реже, заменяя ее положением». Предусмотренным выше, или командой «СТАНОВИСЬ». Команда «смирно» подается, когда нужно сконцентрировать внимание занимающихся, например, в начале урока, при отдаче рапорта, в конце урока (перед роспуском группы) и т.д. При проведении же упражнений во второй части урока перед исполнением каждого упражнения следует подавать команду «Начи-НАЙ».
9. При подаче команды для размыкания группы необходимо всегда указывать форму движения, например: «От середины на два шага приставными шагами - «разом-КНИСЬ» и т.д., ибо всякая команда «разомкнись», поданная без указания формы движения, должна быть выполнена строевым способом, т. е. по исполнительной команде все занимающиеся, за исключением того, от которого производится размыкание, поворачиваются в указанную сторону и идут мелким учащенным шагом, смотря назад через плечо на идущего сзади, чтобы не отойти далеко от него; после остановки сзади идущего каждый делает еще один шаг (или столько, сколько было указано в команде) и поворачивается в исходную сторону.
10. Для движения группы налево или направо в обход командовать: «В обход налево (направо) шагом (бегом) - МАРШ» (на ходу «МАРШ» или «Бегом-МАРШ»). Для движения группы налево или направо в обход в колонну по одному из построения группы в колонне по три, по четыре, по пять и т.д. исполнить поворот направо (если правофланговый находится, справа) и далее командовать: «в колонну по одному в обход налево шагом - МАРШ».
11. Для движения «дроблением» командовать - «В колонны по одному, налево и направо в обход шагом — МАРШ» (на ходу — «МАРШ»).
12. При выполнении какого-либо задания на ходу (чередования шагов с приседаниями, с хлопками, с шагом на носках и т. п.) для прекращения его (но не движения вперед) подавать команду: «Строевым (походным) — МАРШ».
13. Во время выполнения вольных упражнений для прекращения движения командовать - «СТОЙ», причем команду «стой» подавать вместо того счета, на который требуется остановка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Организуя и проводя уроки физической культуры по разделу гимнастика, следует всегда заботиться о целесообразном размещении занимающихся как на месте, так и в движении. Применяемые для этой цели строевые упражнения являются прекрасным средством организации учащихся, воспитания дисциплины.
Занятия гимнастикой предъявляют к педагогу свои особые требования. Особенно это касается строевых упражнений. Здесь необходим целый ряд профессиональных качеств, без которых невозможно провести урок на высоком уровне. К ним относятся громкий командный голос, строевая выправка, уверенное владение строевыми приемами и самое главное глубокие знания и владение методикой обучения, которые гарантируют усвоение учебного материала занимающимися.
Содержание пособия предусматривает обогащение знаниями студентов факультета физической культуры по строевой подготовке. Несомненно, что эти знания пригодятся будущим педагогам при организации и проведении занятий по физической культуре. Послужат средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, походки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соизмерять их во времени и пространстве.
Учебное издание
Каманина Татьяна Николаевна,
Ляпин Рашит Ишмуратович,
Трофимов Олег Борисович
Хмельков Алексей Николаевич
Строевые и общеразвивающие упражнения в гимнастике
Редактор
Компьютерная верстка
Подписано в печать
Формат 60×84 1/16 усл.печ. л. 3,4
Тираж 50. Заказ №
Издательство ПГУ,
440026, Пенза, Красная, 40
Тел../факс(8412) 56-47-33; е-mail: iic@pnzgu.ru