На сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии:
· использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Лефко)
· использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак)
· аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант); применение противопоказано для больных шизофренией
· целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон)
· ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз)
· кинестетическая эмпатия, т.е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Рудестам)
· техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз)
· использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер)
· целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т.д.
· организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами (X. Пейн).
Слайд
КАК ПРОХОДИТ СЕАНС ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ?
Внутри ТДТ есть много разных направлений, которые смотрят на процесс по-своему. Внутри одного направления разные люди будут работать по-своему. А один и тот же терапевт может предложить совсем разные вещи в зависимости от того, кто является клиентом и чего клиент хочет.
Но можно отметить, что как минимум, 50% времени танцевально-терапевтической сессии занято техниками танцевально-терапевтической работы, а остальные 50% используются для рефлексии.
ТДТ не предполагает каких-то конкретных движений; скорее всего это не будет похоже на танец в общепринятом представлении. Любое движение и/или неподвижность на сессии может рассматриваться как танец. Главное - это внимательность к телу, осознанность этого движения и размещение его в определенный смысловой контекст.
Слайд
РОЛЬ МУЗЫКИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Музыка является неотъемлемой и определяющей составляющей танцевальной терапии. Музыкальное сопровождение используется со следующими целями: создание настроения; выявление стереотипов движения; обращение человека к своей памяти; для подкрепления ритмов, способствующих возникновению определенных чувств и отношений (например, ритмов, вызывающих сильные и мощные движения, приводящие к уменьшению напряжения и агрессии). Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.
Слайд
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ОТ ДРУГИХ ТАНЦЕВ?
Танцуя где угодно, в том числе в клубе, люди могут наблюдать разные терапевтические эффекты - меняется состояние, настроение, самоощущение, отношения с людьми. Танец, религиозный или светский, выполнял множество подобных функций с древних времён. Это не является ли психотерапией.
Психотерапия – это тот танец, который размещён в психотерапевтический контекст. Это значит, что есть 1- человек, который обращается с определённым запросом относительно себя и своей жизни и 2 - есть фигура профессионала - психотерапевта. На первом месте терапевтические цели, которые они совместно стараются реализовать посредством танца.
Слайд