Подходы и методы в танцевальной терапии

На сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии:

· использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Лефко)

· использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак)

· аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант); применение противопоказано для больных шизофренией

· целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон)

· ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз)

· кинестетическая эмпатия, т.е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Рудестам)

· техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз)

· использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер)

· целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т.д.

· организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами (X. Пейн).

 

Слайд

КАК ПРОХОДИТ СЕАНС ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ?

Внутри ТДТ есть много разных направлений, которые смотрят на процесс по-своему. Внутри одного направления разные люди будут работать по-своему. А один и тот же терапевт может предложить совсем разные вещи в зависимости от того, кто является клиентом и чего клиент хочет.

Но можно отметить, что как минимум, 50% времени танцевально-терапевтической сессии занято техниками танцевально-терапевтической работы, а остальные 50% используются для рефлексии.

ТДТ не предполагает каких-то конкретных движений; скорее всего это не будет похоже на танец в общепринятом представлении. Любое движение и/или неподвижность на сессии может рассматриваться как танец. Главное - это внимательность к телу, осознанность этого движения и размещение его в определенный смысловой контекст.

 

Слайд

РОЛЬ МУЗЫКИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Музыка является неотъемлемой и определяющей составляющей танцевальной терапии. Музыкальное сопровождение используется со следующими целями: создание настроения; выявление стереотипов движения; обращение человека к своей памяти; для подкрепления ритмов, способствующих возникновению определенных чувств и отношений (например, ритмов, вызывающих сильные и мощные движения, приводящие к уменьшению напряжения и агрессии). Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.

Слайд

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ОТ ДРУГИХ ТАНЦЕВ?

Танцуя где угодно, в том числе в клубе, люди могут наблюдать разные терапевтические эффекты - меняется состояние, настроение, самоощущение, отношения с людьми. Танец, религиозный или светский, выполнял множество подобных функций с древних времён. Это не является ли психотерапией.

Психотерапия – это тот танец, который размещён в психотерапевтический контекст. Это значит, что есть 1- человек, который обращается с определённым запросом относительно себя и своей жизни и 2 - есть фигура профессионала - психотерапевта. На первом месте терапевтические цели, которые они совместно стараются реализовать посредством танца.

 

Слайд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: