Симметрия. Дисимметрия. Асимметрия

Тема. Симметрия. Равновесие и баланс

Равновесие – это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы друг с другом. Оно зависит от распределения масс композиции между собой. Равновесие бывает статичным и динамичным.

Баланс – это временное, динамическое, мгновенное равновесие, образующееся при введении новых элементов в композицию. Или, иначе говоря, это - динамический поиск равновесия.

Несмотря на ассоциативный характер большинства выразительных средств композиции, все они имеют объективную основу, лежащую в реальности, окружающей человека, одной из которых является сила тяжести.

С незапамятных времён человек, наблюдая природные формы, сопоставляя их друг с другом, сравнивая их, отбирал их по свойствам прочности, устойчивости, то есть тех качеств, которые объясняются степенью приспособленности этих форм воздействию прежде всего силы тяжести. Глядя на камень, прочно лежащий на земле, человек путём наблюдения и опыта соображал, что устойчивость этого камня обеспечивается уравновешенностью частей камня относительно вертикали, которая есть ни что иное, как линия действия силы тяжести.

Первый образ архитектурного сооружения – вертикально поставленный камень – первый образ опоры, столба, колонны – свидетельство не только познания человеком объективного существования силы тяжести, но и правильного использования законов силы тяжести, в частности, законов равновесия.

То, что вертикально поставленный камень не падал, означало, что человек понял: этот камень не упадёт до тех пор, пока все его части будут взаимно уравновешены в пределах формы камня. То есть форма будет устойчива тогда, когда все её части будут одинаковы относительно какой-то одной линии, оси, проходящей через середину этой фигуры.

Правильность подтверждения этой мысли человек черпал из наблюдений за окружающим миром. Устойчивым было дерево, ствол которого был прямым относительно вертикали. Устойчив цветок на стебле, колос пшеницы, лист, висящий на ветке и т. д.

Постепенно эти уравновешенность относительно середины или воображаемой оси стала означать для человека прочность, стабильность, постоянство, то есть стали синонимом правильной организации формы фигуры. «Правильное» превратилось в понятие «красивое».

Блаженный Августин говорил: «Красота - сияние истины».

Равновесие физическое переросло в понятие видимое, визуальное. Равновесие в историческом развитии стало означать для человека прочность, стабильность, постоянство, то есть стало синонимом правильной организации, конструктивности и красоты формы.

С точки зрения физики равновесие наступает тогда, когда действующие силы компенсируют друг друга, т.е. взаимно дополняют или взаимно уничтожают друг друга. В этом случае тело неподвижно, статично. Пример – весы с гирями.

С точки зрения визуальной организации плоскости равновесия можно достичь:

· расположив одинаковые группы фигур на одинаковом расстоянии от какой-либо действительной или воображаемой оси, горизонтальной или вертикальной;

· расположив какую-либо фигуру или группу фигур в центре плоскости так, чтобы какая-либо ось проходила через центр фигуры или через середину фигуры. Такое положение фигуры или группы будет называться уравновешенным, статичным.

Это принцип симметрии. Но стоит сдвинуть одну из фигур в статичной и симметричной композиции несколько в сторону, равновесие композиции нарушится. Возникает напряжение, неуравновешенность, которую хочется восстановить. Есть два пути: либо вернуться к прежнему, статичному, уравновешенному положению, либо добиться равновесия, зрительно изменив массы. Во втором случае возникает временное, динамичное равновесие, называемое балансом.

Баланс – временное, динамичное, мгновенное равновесие, образующееся при введении новых элементов в композицию.

Статичное равновесие – это стоящий на земле кубический камень, баланс – идущий по канату канатоходец, который не падает, но постоянно балансирует то влево, то вправо, то есть находится в динамическом равновесии.

Симметрия. Дисимметрия. Асимметрия

Если фигура имеет абсолютно равные, зрительно одинаковые части относительно какой-либо оси, проходящей через нее, то такая фигура называется симметричной, а сам принцип организации фигуры, имеющей одинаковые части относительно какой-либо оси или плоскости, называется симметрией (греч. «соразмерность»).

Точка, ось или плоскость, относительно которой одинаково располагаются части фигуры, называется центром, осью или плоскостью симметрии.

Виды симметрии:

· зеркальная;

· симметрия поворота (центричная – лепестки ромашки);

· симметрия переноса (винтовая лестница, ряд окон на фасаде).

Принцип симметрии широко распространен в природе и жизни людей, он долго считался наиболее правильным и потому красивым.

Но абсолютной симметрии в природе не существует (например, прожилки на листе дерева). Такая частично нарушенная симметрия называется дисимметрией (яблоко, в котором червяк прогрыз дырку). Дисимметрия создает внутреннее напряжение, вносит беспокойство, привлекает внимание. Дисимметрия – это частичная симметрия.

Асимметрия – это когда обе половины изображения динамично уравновешены или неуравновешенны относительно оси равновесия (в асимметричной композиции вместо оси симметрии появляется ось равновесия). Асимметрия бывает уравновешенной или неуравновешенной.

Асимметричная композиция подвижна, не замкнута, имеет возможность развития. К ней всегда что-то можно добавить.

Ассоциативная связь:

· симметричная композиция – это статика; дисимметричная – баланс; асимметричная – динамика.

Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, сразу прочитывается. Асимметричная композиция раскрывается постепенно, требует более длительного осмысления. Симметрия активно используется в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, реже – в станковой живописи, скульптуре и графике. Этот прием особенно хорош для утверждающих тем и образов.

Примеры симметрии – православные храмы, храмы Древнего Египта древнегреческие

храмы.

            

 

Любая классическая композиция строится по типу симметрии. Примеры центричной симметрии: росписи блюд, решение плафонов, росписи платков, паркетных полов.

Примеры асимметричных композиций: весь стили модерн и постмодерн.

Все в художественном произведении взаимосвязано, и добиться гармонии можно, применяя принцип равновесия, пользуясь различными средствами композиции.

 

Задание по теме:

Подберите примеры изображений, иллюстрирующих виды симметрии, асимметрии, дисимметрии, зеркальной, центричной, переноса. Скомпонуйте их на формат А4. Распечатайте файл, подпишите каждую иллюстрацию. Подпишите общее название «Виды симметрии», название группы, фамилию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: