Используя сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений, определите, являются ли известные Вам вузы действительно инновационными

Андреева Е., соц. Работа, 1 курс

Тестовые задания

1. Продолжите перечень показателей качества образования :

а) Состояние материально-технической базы учебного заведения;

б) Мотивация преподавательского состава;

в) Качество учебных программ

г) Качество студентов

д) Качество инфраструктуры

е) Качество знаний

ж) Инновационная активность руководства

з) Внедрение процессных инноваций

и) Востребованность выпускников

к) Конкурентоспособность выпускников на рынке труда

л) Достижения выпускников

2. Продолжите перечень направлений, по которым в педагогике могут проводиться инновационные преобразования:

а) совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

б) обновление содержания образования;

в) улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

г) разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

д) проектирование новых моделей образовательного процесса;

е) обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

ж) обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

з) разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Почему целевой установкой реформирования современной высшей школы является личностный подход в образовании? В чем его суть? Раскройте его методологический потенциал.

Овет: Сейчас отмечается возрастающий интерес к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка.

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Методологический потенциал заключается в том, что личностных подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

 

 

Почему в трансформирующемся обществе возрастает роль исследовательского обучения? Какие составляющие оно включает? Дайте характеристику различных видов этой аналитической образовательной деятельности.

Ответ: Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В ходе выполнения научно-исследовательской работы происходит соединение академических знаний и практических действий. Каждый ученик может реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется тесное взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой. Учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. «Возможность выбора темы исследования, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности».

Основные виды учебно-исследовательской деятельности:

· проблемно-реферативное исследование, которое включает: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

· аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

· диагностико-прогностическое исследование направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

· изобретательско-рационализаторское исследование предполагает усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;

· экспериментально-исследовательская деятельность включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата;

· проектно-поисковая деятельность направлена на поиск, разработку и защиту проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

· описательное исследование - наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Рассмотрим некоторые виды исследовательской деятельности.

Используя сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений, определите, являются ли известные Вам вузы действительно инновационными.

Ответ: Традиционное обучение: 1) базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

Инновационное развивающее обучение: 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

ТГУ им. Г.Р. Державина действительно является инновационным, потому что на первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности, во время обучения формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, а также обучение нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: