Теории социальных изменений

Трактовки понятия «социальные изменения»

Социальные изменения - одна из форм реально и объективно существующего, окружающего нас, людей мира. Это понятие является конкретизацией более широкого, философского понятия – «изменение». Это – коренное, атрибутивное свойство всякой реальности -- реальности вообще, как объективной, впрочем, так и субъективной, как природы, так и общества.

Социальные изменения – важная проблема, как философии, так и социальной науки – социологии, в первую очередь, а также многих других наук, изучающих социальную, общественную жизнь людей.

Понятие это весьма неопределенное, достаточно абстрактное и философическое. Видимо, поэтому оно не всегда уточняется, определяется и проявляется в словарях, учебниках и учебных пособиях по социологии.

Обратимся к тем источникам, в которых все же имеют место попытки определить рассматриваемое нами понятие в «Российской социологической энциклопедии» (общ. ред. Г.В. Осипова, М., 1999), понятию посвящено всего пять строк. Однако, определение ему дается как раз посредством этих строк. «Изменение социальное, - говорится здесь, -переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения» (с.145). Само же изменение определяется здесь как процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций, отношений (там же).

А вот представлено данное понятие уже в учебнике «Социологоя» -авторский коллектив А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. (М., 1995): «понятием социальные изменения обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях между собой, а так же и с индивидами».

И далее говорится, что также изменения могут быть на уровне межличностных отношений (семья), на уровне организаций и институтов (наука и образование), малых и больших социальных групп, на социальном и глобальном уровнях (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие стран и т.д.)

И, наконец, ещё одно, на этот раз последнее из тех, которые я хочу привести, понятие «социальные изменения», определение его В. Г. Харчевой («Основы социологии», учебник. М., 1997). Указывая на то, что термин «социальные изменения» был введен недавно (ничего себе, «недавно»!) она пишет: «…социальные изменения – это важнейшие изменения социальных структур, моделей социального действия и социальной интеракции), включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах» (с. 242).

Эта дефиниция, по мнению самой В. Г. Харчевой чрезвычайно широка, так как изменения, о которых тут идет речь относятся и к человеческому поведению, и к культуре, и к социально значимым символам. Иного, более узкого и определенного определения понятию «социальные изменения» она не дает.

Она замечает, «что все (практически) ученые, так или иначе, связывают социальные изменения с понятием «социальные процессы». А процессы эти могут происходить в любых сферах общества: экономической, политической, нравственной и т.д., а их результатами являются новые социальные структуры, системы, явления и феномены».(243)

Таким образом, социальные изменения - это процесс перехода от одного состояния к другому в жизни (общественной, социальной) людей, с чем бы он не был связан; процесс трансформации одной социальной системы в другую, какой бы социальной (связанной с общественной жизнью людей) системе не шла речь; процесс метаморфозы в социальной жизни людей - превращение одной её формы в другую.

Теории социальных изменений

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественной экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

1. Эволюционные изменения – изменения, совершаемые без насилия;

2. Революционные изменения – изменения, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок;

Эволюционный подход берёт своё начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту индивидов к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведёт к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором считал производственные силы общества, рост которых ведёт к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественной экономической формации. С одной стороны, производственные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречия с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих.

М. Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создаёт определённые социальные структуры, облегчающие общественное развитие или затрудняющие его.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества. В тоже время они не могли объяснить кризисов и распад общественных структур. Ограниченность этих теорий в 20 веке была преодолена путём поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса.

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась как своеобразный замкнутый цикл подъёма, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая таким образом свою стабильность.

Теория социального изменения по Т. Парсонсу строится на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем-организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. По Парсонсу действительно глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: