Приложение 26. О. А. Граничина. Проблемы устойчивого развития на современном этапе развития начального общего образования

Что же сегодня мешает устойчивому развитию начального образования? Обобщая данные многочисленных аналитических и эмпирических иссле­дований, можно отметить наиболее существенные проблемы начальной школы, причины которых кроются как внутри образовательной системы, так и вне ее. Начнем с факторов внешнего давления на начальную школу.

Неудовлетворительный уровень здоровья и эмоционального благо­получия детей.

В ходе современных научных дискуссий все чаще звучит термин «школьные болезни» из-за реально высокой значимости воздействия внутришкольной среды на здоровье детей.

Причина этого — чрезмерная интенсификация учебного процесса, неблагополучные санитарно-гигиенические условия обучения, непол­ноценное питание. Как следствие, за период обучения большая часть детей из групп риска переходит в III, IV группы здоровья. Особенно острой эта проблема является для учащихся популярных среди родите­лей гимназий, лицеев и пр., т. е. школ с повышенной учебной нагрузкой. Учебные нагрузки в таких школах приводят к тому, что большая часть детей, обучающихся в них, имеет нарушения в состоянии здоровья.

Исследования состояния здоровья детей показывают, что уже среди дошкольников численность практически здоровых детей составляет не более 10 %, у примерно 70 % обследованных детей — множественные функциональные нарушения. Наиболее распространены отклонения со стороны костно-мышечной системы, нарушения функционирова­ния органов пищеварения (более чем у 50 %). Зарегистрирован рост нарушений нервно-психического здоровья, существенное возрастание аллергопатологии. Среди детей, которые посещают ДОУ в возрасте до семи лет, в 13,5 % случаев выявлены отклонения в физическом развитии. По сведениям НИИ педиатрии, около 20 % детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а у 30-35 % дошкольников выявлены хронические заболевания. Таким образом, исходно сниженный уровень здоровья детей, приступающих к систематическому обучению в началь­ной школе, существенно ограничивает возможность успешного обуче­ния. Особенно это касается обучения ребенка в школе с повышенной учебной нагрузкой. За период обучения в школе состояние здоровья учащихся ухудшается. Проведенные исследования показывают, что реально состояние здоровья детей еще хуже, чем это зафиксировано в школьных документах. Исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте происходит значительный прирост нарушений состояния здоровья вследствие негативного влияния внутришкольной среды, особенно перегрузок в начальной школе (12 %)...

 

(Герценовские чтения. Начальное образование. 2013. Т. 4. № 2. С. 3-11. Текст приведен в сокращении)

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: