... С целью сохранения здоровья детей школьного возраста необходимо провести оптимизацию учебно-воспитательного процесса: оценить и привести в соответствие с СанПиН расписание уроков и дополнительного блока, организацию работы групп продленного дня, продолжительность уроков и перемен, а также физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение дня, недели, года.
Следует вспомнить, что основой организации учебно-воспитательного процесса является умственная работоспособность школьника, для которой характерны подъемы и спады в определенные часы дня, в течение недели и учебного года. Наиболее продуктивная работа подавляющего большинства учащихся отмечается на 2 3-м уроке, а непродуктивная -на 4-5-м для младших школьников и 5-6-м — для учащихся основной школы. Подобная динамика умственной работоспособности сохраняется и в различные дни недели: наиболее продуктивна учебная деятельность во вторник и среду, тогда как в пятницу она непродуктивна, низкого качества. Поэтому при составлении расписания необходимо пользоваться знаниями основ организации учебного процесса и степенью трудности предмета. Не забывайте, что учебные занятия должны обеспечивать не только педагогический, но и физиолого-гигиенический эффект — сохранение устойчивого уровня работоспособности и функционального состояния учащихся.
|
|
Необходимо помнить, что основная структурная единица педагогического процесса в школе — урок. Однако его длительность не может быть одинаковой для всех школьников. Более короткая продолжительность урока необходима там, где обучаются дети со сниженными учебными возможностями или с хроническими заболеваниями (классы компенсирующего обучения, санаторные школы).
Учебная работа школьников складывается не только из занятий в школе, но и приготовления домашних заданий. Все вместе это определяет суммарную или общую учебную нагрузку. С учетом того, что учебная нагрузка составляет основное содержание жизни детей и подростков на протяжении всего школьного периода, она задает ритм и распорядок дня. В тех случаях, когда общая учебная нагрузка чрезмерна, т. е. занимает большую часть времени бодрствования школьников, основные потребности растущего организма (активный отдых, сон, занятия по интересам) систематически не удовлетворяются, что приводит к изменениям в состоянии здоровья. В связи с этим целесообразно периодически проводить опрос-анкетирование учащихся о затратах времени на приготовление домашнего задания по тому или иному предмету. Это позволит контролировать количество задаваемого учебного материала по разным предметам с целью выявления общего объема и его нормализации. Хотелось бы напомнить, что для выполнения домашних заданий подавляющему большинству учащихся требуется значительно больше времени, чем это определено гигиеническими нормативами: их выдерживают лишь 13 - 17 % первоклассников, 27-30 % второклассников, 50 % третьеклассников, 58 % четвероклассников. Среди учащихся 5- 7-х классов лишь 12-15 % готовят уроки свыше рекомендуемого времени. Старшеклассники же в 22-30 % случаев тратят на приготовление уроков по 5 6 часов.
|
|
В последние годы неумеренные амбиции и стремление к быстрым успехам затмевают для отдельных педагогов и родителей заботу о здоровье детей, особенно в классах и учреждениях повышенной сложности обучения. В результате в условиях укороченной 5-дневной недели количество уроков в день возрастает в начальной школе до шести, а в средних и старших классах — до восьми и более. С учетом приготовления домашних заданий рабочий день учащихся достигает 10-12 часов в начальных классах и 15-16 часов в старших.
Таким образом, чрезмерные учебные нагрузки, нерациональный отдых, ухудшение материального состояния многих семей, постоянно действующие и нарастающие стрессовые ситуации негативно сказываются не только на психическом и физическом здоровье детей школьного возраста, но и на сопряженной с ним социальной адаптации: растет число социально дезадаптированных школьников, девиантных форм их поведения (поведение с отклонением от принятых в обществе норм). Существуют интересные и перспективные направления в работе некоторых школ, ориентированных на укрепление здоровья детей. В таких школах строго нормирована учебная нагрузка, рационально организован режим обучения с обязательным включением двигательной активности и в сетку расписания, и во внешкольный компонент; некоторым учащимся (с ослабленным здоровьем, высокой утомляемостью) и/или классам (компенсирующего обучения, гимназическим) обеспечен щадящий режим; проводится оздоровительная работа: ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры, используются фитокомпозиции, на высоком уровне организовано школьное питание и физкультурно-оздоровительная работа; гарантировано взаимодействие учителя и ученика на основе взаимопонимания: стиль общения педагога с детьми и организация деятельности учителя строятся с учетом психофизиологии, состояния здоровья школьника. Такой индивидуально-дифференцированный подход также способствует снижению отрицательного влияния неблагоприятных внутришкольных факторов на детский организм...
(Начальная школа плюс до и после. 2009. № 8.
С. 6 -11. Текст приведен в сокращении)
Литература по дисциплине
«Технологии обучения»
Основная
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2012.
3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1, 2. М.; НИИ школьных технологий, 2006. — (Энциклопедия образовательных технологий).
5. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей / [Н. В. Бордовская и др.]; под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М., 2011.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
|
|
Дополнительная
7. Вергелес Г. И., Денисова А. А., Казакова А. А. Неуспеваемость младшего школьника: причины, диагностика, предупреждение, преодоление: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.
8. Вергелес Г. И., Конева В. С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 2005.
10. Раев А. И. Избранные труды по педагогической психологии. - СПб., 2006.
11. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: Учебное пособие для студентов вузов. — М„ 2007.
12. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Вергелес Г. И., Денисова А. А.