Приложение 24. А. В. Миронов. Игра как средство реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования

Как известно, ведущей для дошкольников является игровая деятель­ность, а для младших школьников — учебная. Для осознанного управ­ления процессом перехода от игровой деятельности к учебной учителю (воспитателю) необходимо представлять сходство и различие игровой и учебной деятельности.

В психолого-педагогической литературе можно встретить множество определений и характеристик игровой и учебной деятельности. Мы остановимся лишь на одном аспекте, являющемся для преемственно­сти принципиальным. Этот аспект касается целевых установок в игре и учебе. В учебной деятельности цели учителя и ученика совпадают. Например, на уроке математики учитель говорит: «Сегодня мы научимся считать до десяти». Это — цель учителя, одновременно она становится и целью учеников. В игровой же деятельности цели учителя и учеников не совпадают. Если для учителя целью, реализуемой посредством игры, является получение учащимися новых знаний, умений, навыков, то для школьников целью деятельности являются отнюдь не запланированные учителем знания и умения, а сам процесс игры, желание стать победи­телем, получить приз, заслужить похвалу или имитация той или иной деятельности взрослого человека...

В аспекте преемственности особый интерес представляют дидакти­ческие игры, поскольку именно дидактическая игра кроме игровой цели (цель ребенка, школьника, направленная на выигрыш) имеет и учебную цель (цель воспитателя, учителя, направленная на формирование зна­ний, умений, навыков). Дидактическая игра занимает заметное место в образовательном процессе как дошкольного учреждения, так и началь­ной школы. Дело в том, что на начальных этапах обучения установка на выполнение учебной работы еще не сформирована, и учителю в этом случае помогает игра, включающая имитацию той или иной деятельно­сти, посредством которой и формируются необходимые знания, способы деятельности, отношения, происходит развитие ребенка.

Представленные ниже примеры использования дидактических игр показывают, что в них чаще всего реализуются уже имеющиеся у школьников знания, оперируя которыми через те или иные действия они осваивают новые умения. Умения же при многократном использо­вании превращаются в навыки.

Примером дидактической игры, направленной на формирование умений и навыков, является игра «Ветер и флюгер». Цель учителя в дан­ной игре — отработать у учащихся практические навыки в определении направления ветра. Перед началом игры обозначается направление на север. На слова ведущего «Ветер дует с севера» учащиеся («флюгеры») поворачиваются лицом на юг, «Ветер с запада» — на восток и т. д. Если ведущий произносит «буря», учащиеся кружатся, «переменно» — по­качиваются на месте, «штиль» - замирают. Побеждает тот, кто сделает меньшее число ошибок...Но основной вопрос обеспечения преемствен­ности образовательного процесса через игру заключается в другом. Он связан с постепенной трансформацией игровой деятельности в учебную, а это происходит посредством осознания детьми не только игровой, но и учебной цели. Проиллюстрируем, как могут сочетаться игровая и дидактическая цели на примере игры-путешествия по теме «Древня Русь» (по Л. П. Борзовой). Класс делится на несколько групп «путешественников во времени». Учитель объясняет игровое задание: «Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Древней Руси. Наш задача — познакомиться с ней поближе, приподняв завесу веков. Мы совершим воображаемое путешествие на "машине времени". Каждая группа должна составить отчет о своем путешествии и потом прочитать его в классе. Может быть, вы что-то решите показать в сценке. В задании для каждой группы написано, на чем нужно сосредоточить внимание в описании событий путешествия. Итак, капитаны получают по жребию конверты для своих групп. В добрый путь».

По форме проведения -это игра-путешествие. Путешествуя на «ма­шине времени», учащиеся оказываются в различных ситуациях, которые потом описывают (устно), привлекая соответствующую информацию. Кроме игровой цели (имитировать действия «путешественника во вре­мени»), до школьников доведена и учебная цель - знакомство с исто­рией Древней Руси. Результаты такого знакомства — отчеты в форме рассказа или инсценировки - и будут оцениваться в конце урока. Кроме формирования знаний по истории Древней Руси (учащиеся приобре­тают их, используя в ходе подготовки популярные иллюстрированные исторические энциклопедии) и умений характеризовать исторические события данная игра развивает историческое воображение, мышление и другие качества личности.

Итак, трансформация игровой деятельности в деятельность учебную происходит по мере осознания детьми учебной цели. На первых порах игра является дидактической лишь в представлении педагога, который вводит в содержание игры элементы, направленные на закрепление со­ответствующих знаний, умений, но дети об этом ничего не знают. Эти знания и умения (а также развитие ума, воображения, памяти и др.) являются сугубо «побочным продуктом» их игровой деятельности. По­степенно до сведения детей доводится, что они в процессе игры узнают, чему научатся. Таким образом, игровая деятельность приобретает черты учебной деятельности. В конечном счете на первое место выходит ди­дактическая цель, игра же становится средством ее достижения. Игровая и учебная цели в этом случае доводятся до учащихся следующим обра­зом: «Сегодня на уроке мы узнаем... и научимся... В этом нам поможет игра...» или: «Сегодня на уроке мы узнаем... и научимся... Занятие наше мы проведем в форме игры».

В плане трансформации игровой деятельности в учебную прин­ципиальным становится и вопрос оценки результатов. На игровых занятиях дошкольников на первых порах оцениваются лишь игровые результаты: выявляется и награждается победитель, обсуждается вы­полнение правил игры, взаимопомощь в команде и т. п. Постепенно, по мере введения в игру дидактических целевых установок, оценке подлежат и дидактические результаты. В приведенном выше примере с игрой — путешествием в прошлое дидактический аспект оценки бу­дет заключаться в оценке рассказа учащихся («отчета»), т. е. в оценке того, как они владеют историческим материалом эпохи Древней Руси. Развивающие игры. Развивающие игры, в отличие от дидактических, основной педагогической целью имеют не формирование знаний, уме­ний, навыков, а развитие логических операций, воображения, наблюда­тельности, памяти и других психических характеристик. В эту группу попадают игры-задания для дошкольников типа «Найди пять различий», «Продолжи ряд», «Убери лишнее», пазлы, трансформеры, загадки и т. п. В работе с более взрослыми детьми не следует забывать о классических играх — шашках, шахматах. В настоящее время детям предлагаются многочисленные компьютерные игры, развивающие внимание, двига­тельную реакцию и др. (Здесь не обсуждается вопрос о воспитательной составляющей электронных игр, это тема для отдельного разговора.)

Каковы возможности развивающих игр в реализации принципа пре­емственности? Вопрос может решаться по нескольким направлениям.

Первое — когда преемственность осуществляется через подбор игр в соответствии с их возрастными возможностями. Этот аспект отчасти решается самими детьми — несоответствующие их возрасту игры для них неинтересны, в такие игры они играть не будут. Второй аспект преемственности напрямую связан с учебной деятельностью, а имен­но с формированием и развитием универсальных учебных действий. Многие из игр, по сути, повторяют учебные задания на формирование универсальных учебных действий (УУД), их диагностику. Игровые задания типа «Продолжи ряд», «Убери лишнее», «Найди десять от­личий» имеют непосредственное отношение к познавательным УУД (классификация, сравнение, анализ, синтез).

Отсюда исходит и основное направление обеспечения преемствен­ности образовательного процесса посредством развивающих игр. При работе с дошкольниками развивающие игры используются «в чистом виде», т. е. без доведения до детей дидактических целей, без называния развиваемых логических операций. Используемая в них терминология: «наведем порядок», «сравним», «обозначим знаками (придумаем зна­ки)». Постепенно — уже в начальной школе — начинают использоваться термины «классификация», «моделирование», «связи», «обобщение» (в том числе и в игровой деятельности).

В настоящее время в соответствии с ФГОС в начальной школе составляется специальная программа развития УУД. В идеале такая программа может быть сквозной, включающей и дошкольное образо­вание. И тогда в непрерывный процесс формирования и развития УУД могли бы включаться и соответствующие развивающие игры. Однако эту работу следует пока рассматривать как перспективную, поскольку опыт составления таких программ для начальной школы невелик...

 

(Начальная школа. 2013. № 12. С. 22-26)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: