Как известно, ведущей для дошкольников является игровая деятельность, а для младших школьников — учебная. Для осознанного управления процессом перехода от игровой деятельности к учебной учителю (воспитателю) необходимо представлять сходство и различие игровой и учебной деятельности.
В психолого-педагогической литературе можно встретить множество определений и характеристик игровой и учебной деятельности. Мы остановимся лишь на одном аспекте, являющемся для преемственности принципиальным. Этот аспект касается целевых установок в игре и учебе. В учебной деятельности цели учителя и ученика совпадают. Например, на уроке математики учитель говорит: «Сегодня мы научимся считать до десяти». Это — цель учителя, одновременно она становится и целью учеников. В игровой же деятельности цели учителя и учеников не совпадают. Если для учителя целью, реализуемой посредством игры, является получение учащимися новых знаний, умений, навыков, то для школьников целью деятельности являются отнюдь не запланированные учителем знания и умения, а сам процесс игры, желание стать победителем, получить приз, заслужить похвалу или имитация той или иной деятельности взрослого человека...
|
|
В аспекте преемственности особый интерес представляют дидактические игры, поскольку именно дидактическая игра кроме игровой цели (цель ребенка, школьника, направленная на выигрыш) имеет и учебную цель (цель воспитателя, учителя, направленная на формирование знаний, умений, навыков). Дидактическая игра занимает заметное место в образовательном процессе как дошкольного учреждения, так и начальной школы. Дело в том, что на начальных этапах обучения установка на выполнение учебной работы еще не сформирована, и учителю в этом случае помогает игра, включающая имитацию той или иной деятельности, посредством которой и формируются необходимые знания, способы деятельности, отношения, происходит развитие ребенка.
Представленные ниже примеры использования дидактических игр показывают, что в них чаще всего реализуются уже имеющиеся у школьников знания, оперируя которыми через те или иные действия они осваивают новые умения. Умения же при многократном использовании превращаются в навыки.
Примером дидактической игры, направленной на формирование умений и навыков, является игра «Ветер и флюгер». Цель учителя в данной игре — отработать у учащихся практические навыки в определении направления ветра. Перед началом игры обозначается направление на север. На слова ведущего «Ветер дует с севера» учащиеся («флюгеры») поворачиваются лицом на юг, «Ветер с запада» — на восток и т. д. Если ведущий произносит «буря», учащиеся кружатся, «переменно» — покачиваются на месте, «штиль» - замирают. Побеждает тот, кто сделает меньшее число ошибок...Но основной вопрос обеспечения преемственности образовательного процесса через игру заключается в другом. Он связан с постепенной трансформацией игровой деятельности в учебную, а это происходит посредством осознания детьми не только игровой, но и учебной цели. Проиллюстрируем, как могут сочетаться игровая и дидактическая цели на примере игры-путешествия по теме «Древня Русь» (по Л. П. Борзовой). Класс делится на несколько групп «путешественников во времени». Учитель объясняет игровое задание: «Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Древней Руси. Наш задача — познакомиться с ней поближе, приподняв завесу веков. Мы совершим воображаемое путешествие на "машине времени". Каждая группа должна составить отчет о своем путешествии и потом прочитать его в классе. Может быть, вы что-то решите показать в сценке. В задании для каждой группы написано, на чем нужно сосредоточить внимание в описании событий путешествия. Итак, капитаны получают по жребию конверты для своих групп. В добрый путь».
|
|
По форме проведения -это игра-путешествие. Путешествуя на «машине времени», учащиеся оказываются в различных ситуациях, которые потом описывают (устно), привлекая соответствующую информацию. Кроме игровой цели (имитировать действия «путешественника во времени»), до школьников доведена и учебная цель - знакомство с историей Древней Руси. Результаты такого знакомства — отчеты в форме рассказа или инсценировки - и будут оцениваться в конце урока. Кроме формирования знаний по истории Древней Руси (учащиеся приобретают их, используя в ходе подготовки популярные иллюстрированные исторические энциклопедии) и умений характеризовать исторические события данная игра развивает историческое воображение, мышление и другие качества личности.
Итак, трансформация игровой деятельности в деятельность учебную происходит по мере осознания детьми учебной цели. На первых порах игра является дидактической лишь в представлении педагога, который вводит в содержание игры элементы, направленные на закрепление соответствующих знаний, умений, но дети об этом ничего не знают. Эти знания и умения (а также развитие ума, воображения, памяти и др.) являются сугубо «побочным продуктом» их игровой деятельности. Постепенно до сведения детей доводится, что они в процессе игры узнают, чему научатся. Таким образом, игровая деятельность приобретает черты учебной деятельности. В конечном счете на первое место выходит дидактическая цель, игра же становится средством ее достижения. Игровая и учебная цели в этом случае доводятся до учащихся следующим образом: «Сегодня на уроке мы узнаем... и научимся... В этом нам поможет игра...» или: «Сегодня на уроке мы узнаем... и научимся... Занятие наше мы проведем в форме игры».
В плане трансформации игровой деятельности в учебную принципиальным становится и вопрос оценки результатов. На игровых занятиях дошкольников на первых порах оцениваются лишь игровые результаты: выявляется и награждается победитель, обсуждается выполнение правил игры, взаимопомощь в команде и т. п. Постепенно, по мере введения в игру дидактических целевых установок, оценке подлежат и дидактические результаты. В приведенном выше примере с игрой — путешествием в прошлое дидактический аспект оценки будет заключаться в оценке рассказа учащихся («отчета»), т. е. в оценке того, как они владеют историческим материалом эпохи Древней Руси. Развивающие игры. Развивающие игры, в отличие от дидактических, основной педагогической целью имеют не формирование знаний, умений, навыков, а развитие логических операций, воображения, наблюдательности, памяти и других психических характеристик. В эту группу попадают игры-задания для дошкольников типа «Найди пять различий», «Продолжи ряд», «Убери лишнее», пазлы, трансформеры, загадки и т. п. В работе с более взрослыми детьми не следует забывать о классических играх — шашках, шахматах. В настоящее время детям предлагаются многочисленные компьютерные игры, развивающие внимание, двигательную реакцию и др. (Здесь не обсуждается вопрос о воспитательной составляющей электронных игр, это тема для отдельного разговора.)
|
|
Каковы возможности развивающих игр в реализации принципа преемственности? Вопрос может решаться по нескольким направлениям.
Первое — когда преемственность осуществляется через подбор игр в соответствии с их возрастными возможностями. Этот аспект отчасти решается самими детьми — несоответствующие их возрасту игры для них неинтересны, в такие игры они играть не будут. Второй аспект преемственности напрямую связан с учебной деятельностью, а именно с формированием и развитием универсальных учебных действий. Многие из игр, по сути, повторяют учебные задания на формирование универсальных учебных действий (УУД), их диагностику. Игровые задания типа «Продолжи ряд», «Убери лишнее», «Найди десять отличий» имеют непосредственное отношение к познавательным УУД (классификация, сравнение, анализ, синтез).
Отсюда исходит и основное направление обеспечения преемственности образовательного процесса посредством развивающих игр. При работе с дошкольниками развивающие игры используются «в чистом виде», т. е. без доведения до детей дидактических целей, без называния развиваемых логических операций. Используемая в них терминология: «наведем порядок», «сравним», «обозначим знаками (придумаем знаки)». Постепенно — уже в начальной школе — начинают использоваться термины «классификация», «моделирование», «связи», «обобщение» (в том числе и в игровой деятельности).
|
|
В настоящее время в соответствии с ФГОС в начальной школе составляется специальная программа развития УУД. В идеале такая программа может быть сквозной, включающей и дошкольное образование. И тогда в непрерывный процесс формирования и развития УУД могли бы включаться и соответствующие развивающие игры. Однако эту работу следует пока рассматривать как перспективную, поскольку опыт составления таких программ для начальной школы невелик...
(Начальная школа. 2013. № 12. С. 22-26)