Тема 3.4. Прибыль
1. Понятие издержек производства и себестоимости продукции. Образование и распределение прибыли.
2. Норма прибыли и ее экономическая роль. Масса прибыли.
3. Механизм ценообразования.
1. Понятие издержек производства и себестоимости продукции. Образование и распределение прибыли.
Вспомним пример, который мы рассматривали в теме «Капитал и производство новой (добавленной) стоимости: производство на швейной фабрике 100 костюмов.
Ст = СП + ЗП + Пв
Схема 1. Структура стоимости товара.
270000 руб. = 210000 руб. + 30000 руб. + 30000 руб.
Затраты капитала на производство продукции называются издержками производства (Сс)
Сс = СП + ЗП
240000 руб. = 210000 руб. + 30000 руб.
Себестоимость продукции – это расходы (затраты) капитала на производство товара.
а) на всю продукцию (издержки производства)
б) на единицу продукции (240000 руб.: 100 костюмов = 2400 руб.)
Расходы, входящие в себестоимость продукции делятся на 2 вида:
1. Прямые расходы (или переменные затраты): зарплата работников, затраты на сырье, материалы, другие предметы труда
Общая их величина изменяется в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестоимость единицы продукции не изменяется по величине.
2. Косвенные (или условно-постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска изделий: зарплата служащих, страхование имущества, затраты на амортизацию основного капитала, аренда зданий, коммунальные услуги.
Поэтому при росте количества благ себестоимость единицы продукции снижается.
После производства продукции, следующим этапом ее движения станет реализация, которая осуществляется на рынке, где действуют свои законы. Какие?
Студенты самостоятельно формулируют закон стоимости, закон спроса и закон предложения. Под действием этих законов стоимость товара превращается в цену.
Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Ст = Сс + Пв Ц = Сс + Пв
Как найти величину прибыли, получаемую предпринимателем от продажи товара?
Предположим, наше предприятие определило оптимальную цену для себя в размере 2700 руб.
Прибыль – это разница между ценой и себестоимостью продукции.
Пв = 2700руб. – 2400 руб.= 300 руб.
Пв = Ц - Сс
Факторы, влияющие на прибыль
Схема 2. Соотношение цен и стоимости товара.
1. Себестоимость продукции.
На нашей швейной фабрике себестоимость одного костюма составляет 2400 руб., при цене реализации 2700 наша прибыль составит 300 руб. (2700 – 2400).
У конкурентов себестоимость составила 2300 руб., следовательно, прибыль – 400 руб. (2700 – 2300)
2. Уровень цен.
Ц1 – убыток: предположим, рыночная цена костюма составила 2300 руб., следовательно, на каждом костюме наше предприятие теряет 100 руб.
(2300 – 2400 = - 100 руб.)
Ц2 – самоокупаемость: Ц = 2400руб. Пв = Ц-Сс= 2400-2400=0
Ц3 – упущенная выгода: Ц = 2500 руб. Пв= 2500-2400=100 руб., но предприятие намеревалось получить 300 руб., значит 200 руб. оно потеряло
Ц4 – реализация прибыли, заключенной в товаре (равновесная цена): рыночная цена костюма и планируемая нами цена совпали и составила 2700 руб., значит Пв= 2700 – 2400 = 300 руб. (Ожидаемая прибыль)
Ц5 – сверхприбыль: товар находится в дефиците и рыночная цена поднялась до 3000 руб., значит ПВ = 3000 – 2300 = 600 руб. (300 руб. – ожидаемая прибыль, и еще 300 руб. – сверхприбыль)
«Как здоровый пациент имеет нормальную температуру, так и здоровый рынок должен иметь нормальные цены. Непомерно высокие цены – всегда признак экономического нездоровья.» Г. Форд
3. Масштабы производства.
1 вариант: объем продукции 100 костюмов: Пв= 100 костюмов х 300 руб. прибыли = 30000 руб.
2 вариант: объем продукции 110 костюмов: Пв= 110 костюмов х 300 руб. прибыли = 33000 руб.
Чем больше партия товара, тем большую прибыль присваивает предприятие.
Распределение валовой прибыли на предприятии.
Схема 3. Распределение валовой прибыли






