Тестовые задания
1. Продолжите перечень показателей качества образования :
а) состояние материально-технической базы учебного заведения;
б) мотивация преподавательского состава;
в) Качество преподавательского состава.
г) Состояние материально-технической базы учебного заведения.
д) Мотивация преподавательского состава.
е) Качество учебных программ.
ё) Качество студентов.
ж) Качество инфраструктуры.
з) Качество знаний.
и) Инновационная активность руководства.
к) Внедрение процессных инноваций.
л) Востребованность выпускников.
м) Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
н) Достижение выпускников
2. Продолжите перечень направлений, по которым в педагогике могут проводиться инновационные преобразования:
а) совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
б) обновление содержания образования;
в) улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
г) разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
д) обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
е) совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
ё) улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
ж) проектирование новых моделей образовательного процесса;
з) обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
и) обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
к) разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Почему целевой установкой реформирования современной высшей школы является личностный подход в образовании? В чем его суть? Раскройте его методологический потенциал.
Характерной чертой всех инновационных систем является личностно ориентированное образование,в котором личность рассматривается как педагогическая категория, отражающая специфическую сферу образования и развития человека, и в этом отношении есть специфической целью этой сферы. В образовательном процессе человек овладевает опытом «быть личностью», то есть опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, самоопределения, самореализации, социальной ответственности) как целью деятельности, своеобразного внутреннего плана любой деятельности.
Целевой установкой реформирования современной высшей школы является также и личностный подходв образовании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как ксамосознательному ответственному субъектусобственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Личностный подход выступает как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Личностный подход способствует:
– осознанию каждым воспитанником себя как личности;
– выявлению, раскрытию своих возможностей;
– становлению самосознания.
Именно на основе личностного подхода оказывается возможным осуществление личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В условиях, когда содержание и формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам, учёт своеобразия личности обогащает коллектив и других его членов.
Модель личностного обучения включает в себя следующие требования:
1. Существенное увеличение объемов самостоятельной и индивидуальной работы студента;
2. Полный учет личностных, индивидуальных и психологических особенностей каждого студента;
3. Реализация индивидуальных графиков и планов обучения;
4. Качественное и эффективное информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение учебного процесса;
5. Современное техническое оснащение учебного процесса;
6.Продуктивное сотрудничество и взаимодействие студента и преподавателя.
Почему в трансформирующемся обществе возрастает роль исследовательского обучения? Какие составляющие оно включает? Дайте характеристику различных видов этой аналитической образовательной деятельности.
Процесс исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащихся определяется не только образовательной (обучающей), профессионально ориентированной, научно-исследовательской составляющими, но и необходимостью развития человека как личности. Этот процесс включает целостное развитие личности учащегося, склонного к научно-технической, исследовательской и творческой деятельности. Учащийся рассматривается в качестве субъекта развития профессионального и социального самоопределения; характеризуется стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания.
Из всего многообразия научных подходов наиболее значимыми для организации исследовательской деятельности в системе непрерывного образования являются следующие:
1. системный - организация непрерывной исследовательской деятельности рассматривается нами как целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
2. деятельностный - предполагает формирование широкого спектра видов и форм исследовательской деятельности;
3. компетентностный - служит формированию в процессе исследовательской деятельности необходимых компетенций, ориентированных на профессиональное поле деятельности;
4. индивидуально-личностный - относится к развитию личностных качеств обучающихся, выявлению возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Применительно к исследовательской деятельности системный подход включает следующие аспекты:
• системно-элементный, состоящий в выявлении элементов (этапов, ступеней) исследовательской деятельности для разных возрастных категорий и на разных образовательных уровнях обучающихся, составляющих в совокупности целостную систему;
• системно-комплексный, определяющий объединяющие компоненты, составляющие данную систему, общие принципы и характеристики исследовательской деятельности, присущие всем формам ее реализации, независимо от возраста и образования обучающегося;
• системно-функциональный, предполагающий выявление функций исследовательской деятельности, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие способы, методы и формы организации исследовательской деятельности;
• системно-структурный, заключающийся в выяснении внутренних свя-
зей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющий получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы, обеспечивающий разработку модели организации исследовательской деятельности в системе непрерывного образования;
• системно-целевой, обосновывающий необходимость и достаточность определения и выполнения целей и задач, стоящих перед исследовательской деятельность в образовательном процессе системы непрерывного образования;
• системно-ресурсный, заключающийся в выявлении необходимых ресурсов (способов, методов, образовательных программ исследовательской деятельности), требуемых для реализации исследовательской деятельности в системе непрерывного образования;
• системно-интеграционный, представляющий собой исследовательскую деятельность как интеграцию науки, образования и производства, обеспечивающих ее целостность, вариативность и преемственность;
• системно-коммуникационный, означающий влияние исследовательской деятельности на формирование индивидуальных качеств, компетентности, профессиональной направленности, уровня образования и воспитания личности; роль исследовательской деятельности в процессе подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности и экономики страны;
• системно-исторический, позволяющий выяснить условия становления исследовательской деятельности в образовательном процессе, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
Овладение проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном процессе системы непрерывного образования должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Обоснуйте, что преподавательская деятельность в высшей школе имеет, прежде всего, организующий характер. В чем это проявляется?
Преподавательская деятельность в высшей школе имеет, прежде всего, организующий характер, что проявляется в том, что педагог, во-первых, организовывает осмысливание учебной информации; во-вторых, организовывает обобщение знаний; в-третьих, организовывает закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля; в-четвертых, именно преподаватель обеспечивает применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и пр.
Все это позволяет студенту: применять различные способы осмысливания и углублять понимание учебного материала; обобщать усвоенный материал; закреплять изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания; применять изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и пр.
Основная задача современной высшей школы – создать условия для развития творческих способностей, развивать у студентов стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
6. Продолжите перечень требований, которые включает модель личностно-ориентированного обучения:
а) увеличение объемов самостоятельной и индивидуальной работы студента;
б) реализация индивидуальных графиков и планов обучения;
в) ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
г) отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
д) распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.






