В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы АНТИТЕЗЫ и ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Н.Г.Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).
Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя называть человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество». Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся, делит их на любимых и нелюбимых, любимые принадлежат к полюсу «мира», нелюбимые – к полюсу «войны».
Любимые герои Толстого.
Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.
В отличие от нелюбимых, любимые герои писателя обычно не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, любить и быть любимыми. Главный объект творчества писателя – душа человека. Писателю интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя.
|
|
Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ.
Нелюбимые герои Толстого
Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз проходят перед нами, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной. Духовная нищета нелюбимых героев особенно ярко показана в событиях 1812 года; они озабочены только собственной судьбой, а не судьбой страны. Характерно, что к концу романа люди типа Курагиных или Друбецких один за другим исчезают из текста – становятся окончательно неинтересны Толстому.
Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.
Два героя (князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».
|
|
Основные темы романа.
«Мысль народная». - Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной.
В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частица народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.
«Мысль семейная». - Тема семьи одна из главных и важных в романе.
Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.
Проблематика романа.
- Проблема роли личности и народных масс в истории.
- Тема войны и мира, антивоенная тема.
- Проблема взаимоотношений народа и дворянского класса.
- Проблема истинного и ложного героизма.
- Проблема обличения бездуховности высшего светского общества, его антипатриотизма.
- Проблема поиска смысла жизни.
- Проблема настоящей жизни. Отсюда и частные нравственные проблемы: долга и чести, дружбы, любви и другие.