Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни.
2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550).
3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.
Признаки эпопеи.
· В основе лежит важнейшее историческое событие, от которого зависит судьба целого народа (Отечественная война 1812 года).
· Большое число действующих лиц различных сословий и классов.
|
|
· Главный герой исторического романа - эпопеи – народ.
10. Композиция романа-эпопеи.
Чередование военных сцен с мирными:
1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России.
2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке.
3 том. Война 1812 года.
4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война.
Эпилог. Судьбы героев после войны 1812 года.
Композиция 1 тома.
· Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских.
· Наличие авторских философских отступлений, посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории.
· Наличие пейзажных зарисовок, разнообразных по своей функциональной роли.
· Обилие массовых сцен.
2 часть 1 тома.
Ключевые эпизоды:
1.Сцена смотра войск в Браунау (1-3 главы).
2. Изображение войны «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы).
3. Шенграбенское сражение:лжегероизм (Жерков, Долохов) и истинный героизм Тимохина и Тушина (15-17, 20-21 главы).
4. Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (3, 12, 15-17, 20-21).
3 часть 1 тома.
Аустерлицкое сражение:
1. Кутузов и император Александр (15-16 главы).
2. Николай Ростов в бою (13,17,18).
3. Подвиг князя Андрея и его разочарование в Наполеоне (11-12, 16, 19).
Особенности психологизма в романе.
Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Для этого он использует разные приёмы.
|
|
1. Психологический анализ. Автор анализирует и объясняет причины того или иного психологического состояния героев. (Чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных).
2. Внутренний монолог. Автор передаёт поток мыслей и переживаний персонажа. (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов).
3. «Диалектика души» (термин Чернышевского). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями. (Психологическое состояние Пьера в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере).
4. Психологические детали (чаще – портрет, через который раскрывается внутреннее состояние души человека).
5. Сны (А. Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения).
Домашнее задание:
Перечитать т.1, ч.1 романа «Война и мир».
Охарактеризовать салон Анны Павловны Шерер:
-Основной художественный приём – «срывание всех и всяческих масок». Определите темы разговоров в салоне.
- Как показывает автор реакционность общества?
-Найдите примеры разоблачения лицемерия А.М. Друбецкой, князя Василия через противопоставление того, что говорят герои, тому, как говорят, и истинной цели посещения салона.
-В чём противопоставлены посетителям салона Пьер Безухов и Андрей Болконский?
- Сравните приём гостей в салоне Шерер (1-5 главы) и приём гостей на именинах у Ростовых (7-9, 14-17 главы): причины сбора гостей, характер приветствия гостей отношение к просьбе Друбецкой и т. д.
- Борьба за наследство графа Безухова (7-8, 18, 21). Как раскрываются корысть и лицемерие князя Василия, Друбецкой и других? В чём противопоставлен им Пьер?
Все делаем письменно, прикрепляем в дневник или в контакт.