Задачи и функции служб ГСМ. Типы и категории складов ГСМ. Состав сооружений склада

Введение.

 

История развития средств транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов.

 

Развитие транспорта и хранения нефти тесно связано с историей нефтяной промышленности, а в России – с разработкой Бакинских нефтяных месторождений на Апшеронском полуострове.

    Первые сведения о добыче нефти уходят вглубь веков. Но вплоть до XVII века нефть черпали ведрами из колодцев, хранили в глиняных сосудах и бурдюках и в них же и транспортировали на верблюдах. В XVII веке начинают возникать первые склады нефти – земляные ямы глубиной 4-5м, устроенные в глинистых или каменистых грунтах. Такой способ хранения применялся до второй половины XIX века.

    Промышленную добычу нефти начали в Румынии по статистическим данным мировая добыча нефти в 1857 году составило 320 м3. В России нефть начали добывать в 1863 году с развитием добычи старые средства транспортировки оказались непригодными. В 1872 году мастерскими московско-нижегородской ж.д. были изготовлены первые ЖДЦ. В 1873 году появилась парусная шхуна «Александр» и речная баржа братьев Артемьевых с отделением в трюме для перевозки нефти. В 1878 году выстроен для Каспийского моря первый в мире танкер-пароход «Зороастр» грузоподъемностью 250 т. Тогда же были построены две первые стальные керосиновые баржи вместимостью 560 т каждая. В дальнейшем впервые в мировой судостроительной практике отечественные инженеры создают танкер «Спаситель» - 1882 г. с машинным отделением, отнесенным на корму – прототип современных танкеров двухвинтовой танкер «Асан Дадаев» - 1987г. Большую роль в развитии отечественного наливного флота сыграл выдающийся русский инженер (позднее академик) В.Г. Шухов, который впервые в мире поставил вопросы строительства этого флота на научные основы.

    Первый нефтепровод местного значения диаметром 50 мм. Был сооружен в России в 1878 году. В это время возникают первые нефтебазы, оборудованные резервуарными парками, трубопроводными коммуникациями, паровыми насосными установками. Первый стальной резервуар был построен в 1878г. по проекту В.Г.Шухова.

    Первый магистральный трубопровод диаметром 203 мм и длиной 883 км с 16 насосными станциями был построен в России в 1986-1906гг. Это был самый крупный трубопровод в мире. Он был предназначен для перекачки экспортного керосина из Баку в Батуми. Инициатива сооружения этого трубопровода принадлежала Д.М. Менделееву, а выполнен трубопровод по проекту В.Г. Шухова.

    До 1917 г. в России было построено 1147 км магистральных трубопроводов общей пропускной способностью 2.5 млн.т./г. К 1941 г. протяженность магистральных трубопроводов составила 4100 км, суммарная годовая пропускная способность 7,9 млн. тонн, максимальный диаметр 300 мм. Насосные станции образовались плунжерными насосами. Текущие развитие трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в послевоенное время значительно укрепилось, приоритет получили трубопроводы больших диаметров (>1200 мм). Суммарная добыча нефти в 80-е годы достигла 620-640 млн. тонн. Аэрофлот ежегодно потреблял до 15 млн. тонн авиакеросина, до 1 млн. тонн авиабензина, масел и смазок.

В настоящее время основными направлениями технического прогресса в области транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа являются:

- применение труб большого диаметра (1220, 1420, 1620);

- освоение и внедрение транспорта газа в сжиженном состоянии;

- тепловая изоляция трубопроводов и резервуаров;

- применение поверхностно-активных веществ (жидкостей) при перекачке вязких н/п и нефтей;

-совершенствование средств и способов ремонта трубопроводов и резервуаров:

- улучшение качества материала труб и в связи с этим повышение рабочего давления в газопроводах до 7,5 Мпа и более;

- повышение единичной мощности перекачивающих агрегатов;

- развитие кольцевания трубопроводов в единую сеть;

- внедрение вычислительных технологий, автоматизация процессов управления;

- Повышение эффективности и надежности;

- Развитие сети подземного хранения нефти и газа.

 

 

Тема 1: Основные сведения о складах ГСМ в авиапредприятии ВТ.

Задачи и функции служб ГСМ. Типы и категории складов ГСМ. Состав сооружений склада

План:

1. Задачи и функции службы ГСМ эксплуатационного предприятия.

2. Типы и категории складов ГСМ в зависимости от их назначения, размещения и емкости.

3. Сооружения склада ГСМ, их распределение по зонам.

 

1. В соответствии с приказом главного управления ГУ ГВФ СССР №832 от 28.12.1965 г. В управлениях ГА были организованы отделения ГСМ, а в авиапредприятиях, эскадрильях и отдельных авиагруппах – службы ГСМ. Необходимость этого была связана с резким увеличением расхода авиатоплива, в первую очередь авиакеросина с выходом на авиатрассы самолетов с ТВД и одновременное ужесточение требований к качеству и чистоте авиатоплива.

Основными задачи службы ГСМ предприятия ГА являются:

- выявление потребности в ГСМ, необходимых для топливобеспечения авиационной техники, авиационной техники, автотранспорта, аэродромной механизации и создания запасов на предприятиях и в прикрепленных организациях ГА, разработка планов снабжения и представления в установленные сроки заявок (договоров) на поставку ГСМ;

- своевременное обеспечение заправки соответствующим ГСМ ВС, а также автотранспорта и средств аэродромной механизации;

- обеспечение безопасности и регулярности полетов путём выполнения требований государственных стандартов и нормативных документов по проведению лабораторного и аэродромного контроля качества при приеме, хранении, выдаче ГСМ, по очистке, дозировании ПВК жидкости и заправке ВС;

- надлежащая эксплуатация, техническое обслуживание, текущий ремонт средств приема, слива, хранения, очистки, выдачи, заправки ГСМ и их совершенствование, направленное на повышение безопасности полетов, регулярности полетов, количественную и качественную сохранность, постоянную готовность объектов ГСМ к топливообеспечению авиационной и наземной техники;

- организация и проведение установленных мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;

- составление и выполнение текущих и перспективных планов работы службы ГСМ, механизации и автоматизации производственных процессов, а также совершенствование лабораторной базы по контролю качества ГСМ;

- разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды, экономии и борьбе с потерями ГСМ, приему, организации хранения и сдачи отработанных нефтепродуктов;

- оперативный учет и отчетность движения ГСМ, регулярная инвентаризация его качества, правильное ведение документации;

- организация и совершенствование метрологического обеспечения технологических процессов и контроля качества ГСМ, планирование проведения и контроль за сроками поверки приборов и средств измерений, градуировка резервуаров и других расходных емкостей, содержание средств измерений и приборов в исправном состоянии;

- обеспечение рабочих мест на объектах ГСМ необходимым оборудованием, материалами, документацией и наглядными пособиями в соответствии с установленными требованиями;

- внедрение мероприятий научной организации труда, организация рационалистической и изобретательской работы, повышение уровня профессиональных знаний, путем проведения технической учебы, изучение руководящих документов, повышение квалификации;

- периодическая проверка организации приема, хранения, фильтрации, контроля качества ГСМ, а также заправки ВС в приемных портах и на временных аэродромах ПАНХ.

- содействие специалистам научно-исследовательских институтов ГА в проведении работ по исследованию оборудования.

 

2. Склад ГСМ – это комплекс объектов, сооружений, оборудования, технических средств для приема, хранения, подготовки и выдаче на заправку, контролю качества ГСМ.

В зависимости от назначения и расположения склады ГСМ делятся на расходные и перевалочные.

Расходный склад выполняет основные функции от приема ГСМ до выдачи на заправку, сооружается на территории авиапредприятия.

Перевалочный сооружается на основной транспортной магистрали, если отсутствует возможности её подведения на территории авиапредприятия. Перевалочный склад служит для кратковременного хранения и транспортирование на расходные склады.

В зависимости от общей вместимости резервуаров склада ГСМ и вместимости отдельных резервуаров все склады ГСМ в соответствии с требованиями норм и правил СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» делятся на категории.

Категория Наибольшая вместимости резервуаров, м^3 Общая вместимости склада ГСМ, м^3
I - Свыше 100 тыс.
II - Свыше 20 тыс. до 100 тыс. (вкл)
IIIа до 5000 Свыше 10 тыс. до 20 тыс. (вкл)
IIIб до 2000 Свыше 2 тыс. до 10 тыс. (вкл)
IIIв до 700 До 2 тыс. (вкл)

Все склады ГСМ авиапредприятия должны иметь по периметру продуваемые ограждения из негорючих материалов высотой не менее 2 метров.

Подъезд к складу должен быть шириной не менее 3,5м, иметь твёрдое покрытие.

Склады ГСМ I и II категории должны быть оборудованы двумя КПП. 1 – с выездом на дороги общего пользования. 2 – на техническую дорогу предприятия. Склады ГСМ III категории должны иметь 1 КПП с дорогой.

Внутри на территории склада ГСМ прокладывается кольцевая дорога шириной не менее 3,5 метров. Она должна иметь удобный подъезд ко всем объектам. Территория в любое время года должна поддерживаться в надлежащем порядке и санитарном состоянии.

Все объекты склада ГСМ оборудуются системами защиты от атмосферного электричества.

На складе прокладывают инженерные сети: тепло-, газ-, водоснабжение. На объектах склада в соответствии с нормами размещаются комплекты первичных средств пожаротушения.

Освещение склада ГСМ должно изготавливаться во взрывозащищённом исполнении.

 

3. В зависимости от функционального назначения объекта территория склада ГСМ делится на 5 зон:

· Зона приема ГСМ

· Зона хранения ГСМ

· Зона выдачи ГСМ

· Административно-хозяйственная зона

· Зона вспомогательных сооружений и помещений

 

В состав зоны приема ГСМ входят устройства для слива н/п (в зависимости от способа доставки)

- сливные эстакады;

- причалы или пирсы с трубопроводными коммуникациями;

- устройства для подключения под слив автоцистерн;

- узлы приема авиатоплив при его доставке по трубопроводу;

- насосная станция;

- средства очистки ГСМ от загрязнений – фильтры тонкой очистки, фильтры предварительной очистки;

-трубопроводные коммуникации с арматурой.

Для приема н/п в таре сооружаются разгрузочные платформы.

 

Зоны хранения ГСМ включает в себя резервуарный парк – группа или отдельно стоящие резервуары, а также трубопроводные коммуникации с запорной арматурой. Группа резервуаров или отдельно стоящие резервуары должны иметь обвалование. Это земляной или бетонный вал, высотой не менее метра, основание которого должно находиться не ближе 3м от стенки резервуара. Гребень обвалования должен иметь ширину не менее 0,5м. Объем обвалования должен быть не менее вместимости резервуара, наибольшего объема.

Во всех случаях максимальный уровень разливающегося при аварии н/п должен быть ниже гребня обвалования на 200 и более мм.

Внутри обвалования сооружается колодец для приема дождевых стоков. Он сообщается через специальный затвор с производственно-ливневой канализацией, при этом для очистки дождевых стоков от н/п, смываемых с поверхности, устанавливаются песколовки и нефтеловушки.

Для хранения авиаГСМ для каждой марки топлива сооружается не менее трех резервуаров. Каждый резервуар подключается к трубопроводной сети, автоколонкой для каждой марки авиатоплива. Резервуары должны иметь не менее двух приемно-раздаточных патрубков.

Для хранения ГСМ в таре сооружают специальное помещение из огнестойких материалов.

Зона выдачи включает в себя пункты выдачи (налива) цистерн ТЗ подготовленным, очищенным и обезвоженным топливом.

Пунктами выдачи авиамасел, подогреваемых до установленной температуры.

В состав оборудования пунктов налива ТЗ входят: фильтры тонкой очистки, фильтры водоотделители, дозаторы ПВК-ж, счетчики, защитное оборудование, а именно: гидравлически амортизаторы, нейтрализаторы статического электричества, а также трубопроводные коммуникации с арматурой и раздаточные устройства: резинотканевый или металло-рукав с присоединительными устройствами.

В состав АХЗ входит здание, в котором размещены: помещения для персонала, администрации, лаборатория контроля качества, мастерские, санитарно-бытовые помещения.

В состав зоны вспомогательных помещений и сооружений входят: склады тех. имущества и первичные устройства для очистки сточных вод от н/п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: