1. Цена и ценообразующие факторы
2. Виды цен. Стратегия ценообразования
3. Методика расчета отпускной цены продукции на предприятии.
1. Цена и ценообразующие факторы
Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, и является важнейшей экономической категорией. В данном определении идет речь о двух видах цен. Цена продавца (цена предложения товара) — это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. Цена покупателя (цена спроса на товар) — количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за товар. Рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) — цена, согласованная продавцом и покупателем, т.е. цена, по которой реально будет продан товар. Она представляет собой важнейший элемент рыночного механизма и формируется под воздействием большого количества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Это связано с тем, что на рынке, как правило, существует не один продавец и не один покупатель, а некоторое их количество. В этих условиях цена предложения определяется как цена не конкретного продавца, а совокупности продавцов. Одновременно цена спроса определяется не как цена, которую согласен заплатить данный конкретный покупатель, а как результат совокупного спроса. Значительную роль в формировании цен играет государство, устанавливающее определенные ценовые ограничения, например на товары, имеющие социальную значимость. Процесс формирования рыночных цен связан с уровнем затрат на производство и реализацию продукции, т.е. непосредственно с деятельностью конкретного производителя. Как правило, производственные предприятия реализуют товар не конечному потребителю, а торговому посреднику, следовательно, присутствует и его влияние на рыночную цену товара. Учитывая все это, можно представить следующую схему формирования рыночной цены товара (рис.1).
| ЦЕНА ТОВАРА |
| Цена покупателя (спрос) |
| Цена продавца (предложение) |
| Цена производителя |
| Цена потребителя |
| Цена торговых посредников |
| Государственные и местные налоги, ценовые ограничения |
| Доходы и предпочтения потребителей |
| Стоимость посреднических услуг |
| Издержки производства и прибыль производителей |
Рис. 1. Схема формирования рыночной цены товара
В то же время следует учесть, что совокупность факторов, непосредственно влияющих на рыночную цену товара, значительно шире представленной, причем практически каждый из этих факторов является комплексным.
Среди ценообразующих факторов следует выделить следующие комплексные факторы: величина средних издержек производства, средняя отраслевая норма прибыли, состояние денежной системы, соотношение спроса и предложения, наличие и состояние конкурентной среды, монопольное регулирование, государственное регулирование цен.
1. Предприятия, производящие аналогичную или близкую по потребительским свойствам продукцию, имеют различный организационно-технический уровень производства, рабочую силу различной квалификации, используют сырье и материалы, полученные из различных источников. Все это формирует индивидуальные издержки производства для каждого предприятия. В то же время предприятие при формировании цены ориентируется на средние по отрасли издержки производства, равно как и на сложившуюся в отрасли среднюю норму прибыли.
2. Непосредственное влияние на цены товаров оказывает состояние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции доходов населения, покупательная способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты по отношению к денежным единицам основных торговых партнеров и др.
3. Значительно влияние на формирование рыночных цен соотношения спроса и предложения. Спрос отражает потребности общества и складывается из производственного и личного потребления. Предложение представляет собой результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. В соответствии с законом спроса и предложения формируется равновесная цена, соответствующая равновесию между спросом и предложением на товарном рынке.
4. Другим, не менее важным фактором, воздействующим на цены в условиях рыночной экономики, выступает ценовая конкуренция, основывающаяся на снижении цен в процессе конкурентной борьбы. В отдельных случаях может наблюдаться продажа товаров на рынке по ценам, ниже себестоимости, которая квалифицируется как демпинг и относится к ограничительной деловой практике, определяемой как методы недобросовестной конкуренции. Ограничительная деловая практика проводится фирмами для подрыва позиций конкурента и его вытеснения с рынка, установления контроля за действиями конкурента с целью прекращения его деятельности, обеспечения господствующего положения на рынке.
Неценовая конкуренция воздействует на цену товара через такие факторы, как отраслевые особенности производства (например, капитало- или трудоемкое); жизненный цикл товара (на какой стадии жизненного цикла находится товар); тип продукции (например, серийная или единичная); имидж фирмы; объем поставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем (характер взаимоотношений может определяться контрактом); условия платежа; франкирование цен (установление особых транспортных условий поставок).
Цены могут быть регулируемыми и свободными. Регулируемые цены находятся под контролем государства, которое может воздействовать на них различными способами. Первый — это установление фиксированных цен. Обычно такие цены могут устанавливаться на некоторые предметы первой необходимости. Государство может регулировать цены и другими способами, например, устанавливая предельный уровень рентабельности, рассчитываемой как отношение прибыли к себестоимости. В наиболее развитых странах доля регулируемых государством цен колеблется от 20 до 40%.
Свободные цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения.






