Тема 7 Ценообразование

 

1. Цена и ценообразующие факторы

2. Виды цен. Стратегия ценообразования

3. Методика расчета отпускной цены продукции на предприятии.

 

1. Цена и ценообразующие факторы

Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, и является важ­нейшей экономической категорией. В данном определении идет речь о двух видах цен. Цена продавца (цена предложения товара) — это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. Цена покупателя (цена спроса на товар) — количество де­нег, которое покупатель способен и согласен уплатить за товар. Рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) — цена, согласо­ванная продавцом и покупателем, т.е. цена, по которой реально будет продан товар. Она представляет собой важнейший элемент рыночного механизма и формируется под воздействием большого количества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Это связано с тем, что на рынке, как правило, существует не один продавец и не один покупатель, а некоторое их количество. В этих условиях цена предложения определяется как цена не конк­ретного продавца, а совокупности продавцов. Одновременно цена спроса определяется не как цена, которую согласен заплатить дан­ный конкретный покупатель, а как результат совокупного спроса. Значительную роль в формировании цен играет государство, уста­навливающее определенные ценовые ограничения, например на товары, имеющие социальную значимость. Процесс формирова­ния рыночных цен связан с уровнем затрат на производство и реа­лизацию продукции, т.е. непосредственно с деятельностью конк­ретного производителя. Как правило, производственные предприя­тия реализуют товар не конечному потребителю, а торговому посреднику, следовательно, присутствует и его влияние на рыноч­ную цену товара. Учитывая все это, можно представить следующую схему формирования рыночной цены товара (рис.1).

 

 

ЦЕНА ТОВАРА
Цена покупателя (спрос)
Цена продавца (предложение)
Цена производителя
Цена потребителя
Цена торговых посредников
Государственные и местные налоги, ценовые ограничения
Доходы и предпочтения потребителей
Стоимость посреднических услуг
Издержки производства и прибыль производителей

 


Рис. 1. Схема формирования рыночной цены товара

 

 

В то же вре­мя следует учесть, что совокупность факторов, непосредственно влияющих на рыночную цену товара, значительно шире пред­ставленной, причем практически каждый из этих факторов яв­ляется комплексным.

 Среди ценообразующих факторов следует выделить следующие комплексные факторы: величина средних издержек про­изводства, средняя отраслевая норма прибыли, состояние денеж­ной системы, соотношение спроса и предложения, наличие и со­стояние конкурентной среды, монопольное регулирование, государ­ственное регулирование цен.

1. Предприятия, производящие аналогичную или близкую по по­требительским свойствам продукцию, имеют различный организа­ционно-технический уровень производства, рабочую силу различ­ной квалификации, используют сырье и материалы, полученные из различных источников. Все это формирует индивидуальные из­держки производства для каждого предприятия. В то же время пред­приятие при формировании цены ориентируется на средние по от­расли издержки производства, равно как и на сложившуюся в от­расли среднюю норму прибыли.

2. Непосредственное влияние на цены товаров оказывает состоя­ние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции доходов населения, покупательная способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты по отношению к денежным единицам основных торговых партнеров и  др.

3. Значительно влияние на формирование рыночных цен соотно­шения спроса и предложения. Спрос отражает потребности обще­ства и складывается из производственного и личного потребления. Предложение представляет собой результат производственной дея­тельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. В соответствии с законом спроса и предложения формируется рав­новесная цена, соответствующая равновесию между спросом и пред­ложением на товарном рынке.

4. Другим, не менее важным фактором, воздействующим на цены в условиях рыночной экономики, выступает ценовая конкуренция, основывающаяся на снижении цен в процессе конкурентной борь­бы. В отдельных случаях может наблюдаться продажа товаров на рынке по ценам, ниже себестоимости, которая квалифицируется как демпинг и относится к ограничительной деловой практике, определяемой как методы недобросовестной конкуренции. Огра­ничительная деловая практика проводится фирмами для подрыва позиций конкурента и его вытеснения с рынка, установления кон­троля за действиями конкурента с целью прекращения его дея­тельности, обеспечения господствующего положения на рынке.

Неценовая конкуренция воздействует на цену товара через та­кие факторы, как отраслевые особенности производства (напри­мер, капитало- или трудоемкое); жизненный цикл товара (на ка­кой стадии жизненного цикла находится товар); тип продукции (например, серийная или единичная); имидж фирмы; объем по­ставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем (ха­рактер взаимоотношений может определяться контрактом); усло­вия платежа; франкирование цен (установление особых транспорт­ных условий поставок).

Цены могут быть регулируемыми и свободными. Регулируемые цены находятся под контролем государства, которое может воздейство­вать на них различными способами. Первый — это установление фиксированных цен. Обычно такие цены могут устанавливаться на некоторые предметы первой необходимости. Государство может регулировать цены и другими способами, например, устанавливая предельный уровень рентабельности, рассчитываемой как отноше­ние прибыли к себестоимости. В наиболее развитых странах доля регулируемых государством цен колеблется от 20 до 40%.

Свободные цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения.

 





double arrow
Сейчас читают про: