ВИДЫ ЦЕН
В зависимости от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на:
1. Оптовые цены на продукцию промышленности.
2. Розничные цены
3. Закупочные цены.
4. Цены на продукцию строительства
5. Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки.
6. Тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, физическим и юридическим лицам (за телефон, услуги ЖКХ)
7. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены)
| Издержки производ- ства (себестои- мость) | Прибыль | Акциз | НДС | ||||||
| Оптовая (отпускная) цена предприятия | Снабженческо- сбытовая (оп- товая) наценка |
НДС | |||||||
| Издер- жки | При- быль | ||||||||
|
Оптовая цена промышленности | Торговая наценка (скидка) |
НДС | |||||||
| Издер- жки | При- быль | ||||||||
| Розничная цена | |||||||||
Рис. 2. Структура розничной цены
В составе оптовых цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.
Оптовые (отпускные) цены предприятия – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям.
Эта цена должна возместить собственные издержки производства и обращения и обеспечить получение нормальной прибыли, позволяющей выжить и развиваться в рыночных условиях.
Оптовая цена предприятия включает себестоимость единицы продукции, прибыль в расчете на единицу продукции, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз (по подакцизным товарам)
Ставки НДС: по продовольственным товарам и товарам детского ассортимента – 10%, по остальным товарам – 20%.
Ц = Сс + Пв + НДС + А
ПРИМЕР: Рассчитайте отпускную цену за 1 ц. молока по Великосельскому аграрному техникуму. Себестоимость 1 ц молока составляет – 2875 руб. Хозяйство ожидает получить 45% прибыли.
1. Определяем величину прибыли
2875 руб. х45%: 100% = 1293,75 руб.
2. Определяем стоимость молока (Сс+Пв)
2875 руб. + 1293,75 руб. = 4168,75 руб.
3. Рассчитываем величину НДС (молоко – продовольственный товар – 10%)
4168,75 руб. х 10%: 100% = 416,88 руб.
4. Рассчитываем величину цены за 1 ц. молока
4168,75 руб. + 416,88руб. = 4585,63 руб.
Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым структурам.
Она включает оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку и дополнительную часть НДС.
Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить оптовым организациям затраты и обеспечить получение прибыли (цена за услуги по снабжению и сбыту товара).
Розничными называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают товары в сфере розничной торговли.
Она включает оптовую цену промышленности, торговую наценку и НДС. Торговая наценка включает издержки торговых организаций и их прибыль.
Разновидностью розничной цены является аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе.
Закупочные цены – это оптовые цены, по которым реализуется с-х продукция предприятиями, фермерами и домашними хозяйствами. Эти цены по существу являются договорными или свободными, складывающимися в зависимости от соотношения спроса и предложения на оптовом рынке с-х продукции.
Цены на продукцию строительства выступают в виде сметной стоимости строительно-монтажных работ.
Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с грузоотправителей и населения.
СТРАТЕГИЯ ЦЕН
Предприятия-производители выбирают стратегию цен, представляющую собой возможные способы действия для достижения поставленных целей с помощью цен и с учетом стадий жизненного цикла товара. На практике наибольшее распространение получили следующие виды ценовых стратегий: стратегия высоких, средних, низких, дифференцированных, льготных, дискриминационных, стабильных, нестабильных, гибких, конкурентных, «психологических» цен, цен массовых закупок и ценового лидерства.
Стратегия высоких цен («снятия сливок») предполагает продажу товара по первоначально высоким ценам, а затем постепенное их снижение. Она применяется при продаже товаров-новинок и престижных товаров, а также при низкой зависимости спроса от цен. Стратегия высоких цен может привести к положительным результатам при условиях высокого уровня текущего спроса со стороны значимого числа потребителей, высокого качества товара и ограниченности конкуренции.
Стратегия низких цен («прорыв на рынок») предполагает продажу товара первоначально по низким ценам, а затем повышение цен на товары по мере завоевания рынка. Она используется при массовых поставках товара на рынок, высокой зависимости спроса от цен и сокращении издержек производства и обращения.
Стратегия средних цен является наиболее типичной и строится на основе получения средней нормы прибыли на вложенный капитал.
Стратегия дифференцированных цен связана с применением различных скидок и надбавок к среднему уровню цен на товары по отдельным рынкам и покупателям. Разновидностями ее являются стратегии льготных и дискриминационных цен, а также стратегия массовых закупок. Льготные цены обычно устанавливаются для покупателей, в которых особенно заинтересована фирма, или в виде временной меры для стимулирования продаж (например, сезонная распродажа товаров). Высокие дискриминационные цены устанавливаются для нежелательных и некомпетентных покупателей, а также при проведении правительством страны общей дискриминационной политики по отношению к другим странам.
В случае приобретения товаров в больших количествах предусматриваются скидки.
Стратегия стабильных цен предполагает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного времени. Она практикуется при массовых продажах однородных товаров и большом числе конкурентов.
Стратегия нестабильных цен предполагает тесную зависимость цены товара от колебаний спроса со стороны потребителей, издержек производства и объема продаж.
Стратегия гибких (эластичных) цен ставит цены в зависимость от возможностей покупателя торговаться и используется при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров (например, товары инвестиционного назначения).
Стратегия ценового лидерства предполагает установление производителями цен в соответствии с ценами фирмы-лидера по конкретному товару на данном рынке.
Стратегия конкурентных цен — ответная реакция производителей на снижение цен конкурентами. Она проводится двумя методами: сохранением прежнего уровня цен с потерей доли рынка или снижением цен вслед за конкурентами, но с сохранением доли рынка.
Стратегия «психологических» цен связана с учетом психологических особенностей различных групп потребителей. Так, к «психологическим» можно отнести цены на престижные высококачественные товары известных фирм (например «Роллс-ройс» в автомобильной промышленности, «Ролекс» в часовой и др.). К «психологическим» можно отнести и цены, которые обычно чуть ниже круглой суммы (например, не 800 руб., а 799 руб.). Это позволяет создавать впечатление точного определения затрат на производство и уступки покупателю. Учитывается и то, что покупатели любят получать сдачу.
В зависимости от выбранной стратегии цен строится общая политика ценообразования фирмы, которая предполагает определение исходной цены товара и ее дальнейшую корректировку с учетом рыночных факторов.






