Виды цен. Стратегия ценообразования

ВИДЫ ЦЕН

В зависимости от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на:

1. Оптовые цены на продукцию промышленности.

2. Розничные цены

3. Закупочные цены.

4. Цены на продукцию строительства

5. Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки.

 

6. Тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, физическим и юридическим лицам (за телефон, услуги ЖКХ)

7. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены)

 

 

Издержки производ- ства (себестои- мость)     Прибыль     Акциз     НДС

Оптовая (отпускная) цена предприятия

Снабженческо- сбытовая (оп-

товая) наценка

 

 

НДС

Издер- жки При- быль

 

Оптовая цена промышленности

Торговая наценка (скидка)

 

НДС

Издер- жки При- быль

Розничная цена

                   

 

Рис. 2. Структура розничной цены

 

В составе оптовых цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Оптовые (отпускные) цены предприятия – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям.

Эта цена должна возместить собственные издержки производства и обращения и обеспечить получение нормальной прибыли, позволяющей выжить и развиваться в рыночных условиях.

Оптовая цена предприятия включает себестоимость единицы продукции, прибыль в расчете на единицу продукции, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз (по подакцизным товарам)

Ставки НДС: по продовольственным товарам и товарам детского ассортимента – 10%, по остальным товарам – 20%.

Ц = Сс + Пв + НДС + А

ПРИМЕР: Рассчитайте отпускную цену за 1 ц. молока по Великосельскому аграрному техникуму. Себестоимость 1 ц молока составляет – 2875 руб. Хозяйство ожидает получить 45% прибыли.

1. Определяем величину прибыли

2875 руб. х45%: 100% = 1293,75 руб.

2. Определяем стоимость молока (Сс+Пв)

2875 руб. + 1293,75 руб. = 4168,75 руб.

3. Рассчитываем величину НДС (молоко – продовольственный товар – 10%)

4168,75 руб. х 10%: 100% = 416,88 руб.

4. Рассчитываем величину цены за 1 ц. молока

4168,75 руб. + 416,88руб. = 4585,63 руб.

 

Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым структурам.

Она включает оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку и дополнительную часть НДС.

Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить оптовым организациям затраты и обеспечить получение прибыли (цена за услуги по снабжению и сбыту товара).

Розничными называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают товары в сфере розничной торговли.

Она включает оптовую цену промышленности, торговую наценку и НДС. Торговая наценка включает издержки торговых организаций и их прибыль.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе.

Закупочные цены – это оптовые цены, по которым реализуется с-х продукция предприятиями, фермерами и домашними хозяйствами. Эти цены по существу являются договорными или свободными, складывающимися в зависимости от соотношения спроса и предложения на оптовом рынке с-х продукции.

Цены на продукцию строительства выступают в виде сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с грузоотправителей и населения.

СТРАТЕГИЯ  ЦЕН

Предприятия-производители выбирают стратегию цен, представ­ляющую собой возможные способы действия для достижения по­ставленных целей с помощью цен и с учетом стадий жизненного цикла товара. На практике наибольшее распространение получили следующие виды ценовых стратегий: стратегия высоких, средних, низких, дифференцированных, льготных, дискриминационных, ста­бильных, нестабильных, гибких, конкурентных, «психологических» цен, цен массовых закупок и ценового лидерства.

Стратегия высоких цен («снятия сливок») предполагает продажу товара по первоначально высоким ценам, а затем постепенное их снижение. Она применяется при продаже товаров-новинок и престижных товаров, а также при низкой зависимости спроса от цен. Стратегия высоких цен может привести к положительным резуль­татам при условиях высокого уровня текущего спроса со стороны значимого числа потребителей, высокого качества товара и огра­ниченности конкуренции.

Стратегия низких цен («прорыв на рынок») предполагает про­дажу товара первоначально по низким ценам, а затем повышение цен на товары по мере завоевания рынка. Она используется при массовых поставках товара на рынок, высокой зависимости спроса от цен и сокращении издержек производства и обращения.

Стратегия средних цен является наиболее типичной и строится на основе получения средней нормы прибыли на вложенный капитал.

Стратегия дифференцированных цен связана с применением раз­личных скидок и надбавок к среднему уровню цен на товары по отдельным рынкам и покупателям. Разновидностями ее являются стратегии льготных и дискриминационных цен, а также стратегия массовых закупок. Льготные цены обычно устанавливаются для по­купателей, в которых особенно заинтересована фирма, или в виде временной меры для стимулирования продаж (например, сезонная распродажа товаров). Высокие дискриминационные цены устанавли­ваются для нежелательных и некомпетентных покупателей, а также при проведении правительством страны общей дискриминацион­ной политики по отношению к другим странам.

В случае приобретения товаров в больших количествах преду­сматриваются скидки.

Стратегия стабильных цен предполагает продажу товаров по не­изменным ценам в течение длительного времени. Она практикуется при массовых продажах однородных товаров и большом числе кон­курентов.

Стратегия нестабильных цен предполагает тесную зависимость цены товара от колебаний спроса со стороны потребителей, издер­жек производства и объема продаж.

Стратегия гибких (эластичных) цен ставит цены в зависимость от возможностей покупателя торговаться и используется при заклю­чении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров (например, товары инвестиционного назначения).

Стратегия ценового лидерства предполагает установление произ­водителями цен в соответствии с ценами фирмы-лидера по конк­ретному товару на данном рынке.

Стратегия конкурентных цен — ответная реакция производите­лей на снижение цен конкурентами. Она проводится двумя метода­ми: сохранением прежнего уровня цен с потерей доли рынка или снижением цен вслед за конкурентами, но с сохранением доли рынка.

Стратегия «психологических» цен связана с учетом психологи­ческих особенностей различных групп потребителей. Так, к «психо­логическим» можно отнести цены на престижные высококачествен­ные товары известных фирм (например «Роллс-ройс» в автомобиль­ной промышленности, «Ролекс» в часовой и др.). К «психологическим» можно отнести и цены, которые обычно чуть ниже круглой суммы (например, не 800 руб., а 799 руб.). Это позволяет создавать впечат­ление точного определения затрат на производство и уступки по­купателю. Учитывается и то, что покупатели любят получать сдачу.

В зависимости от выбранной стратегии цен строится общая по­литика ценообразования фирмы, которая предполагает определе­ние исходной цены товара и ее дальнейшую корректировку с учетом рыночных факторов.

 




double arrow
Сейчас читают про: