Трактовка арий и речитативов

Трактовка арий и речитативов. Главной цели, связи музыки и драматического действия, Глюк подчиняет все элементы оперного спектакля. Ария у него перестает быть чисто концертным номером, демонстрирующим во­кальное искусство певцов: она органически включается в развитие драматического действия и строится не по обычному стандарту, а в соответствии с состоянием чувств и переживаний героя, исполняющего данную арию. Речитативы в традиционной опере seria, почти лишенные музыкальной содержательности, служили лишь необходимой связкой между концертными номерами; кроме того, действие развивалось именно в речитативах, а в ариях останавливалось. В операх Глюка речитативы отличаются музыкальной выразительностью, прибли­жаются к ариозиому пению, хотя и не оформляются в законченную арию.

Таким образом, между музыкальными номерами и речитативами стирается существовавшая ранее резкая грань: арии, речитативы, хоры, сохраняя самостоятель­ные функции, вместе с тем объединяются в большие дра­матические сцепы. Примерами могут служить: первая сцена из «Орфея» (у гробницы Эвридики), первая кар­тина второго действия из той же оперы (в преиспод­ней), многие страницы в операх «Альцеста», «Ифигеиия в Авлиде», «Ифигеиия в Тавриде».

Увертюра.

Увертюра в операх Глюка по общему со­держанию и характеру образов воплощает драматиче­скую идею произведения. В предисловии к «Альцесте» Глюк пишет: «Я полагал, что увертюра должна как бы предупреждать зрителей о характере действия, которое развернется перед их взорами...». В «Орфее» увертюра в идейном и образном отношениях еще не связана с са­мой оперой. Но увертюры из «Алъцесты» и «Ифнгешш в Авлиде» представляют собой симфонические обобще­ния драматической идеи этих опер.

Непосредственную связь каждой из этих увертюр с оперой Глюк подчеркивает тем, что не дает им само­стоятельного заключения, а сразу переводит и первое действие. Кроме того, увертюра к «Ифигенйи в Лвлпде» имеет тематическую связь с оперой: на музыке вступи­тельного раздела основана ария Агамемнона (отца Ифи­генйи), которой начинается первое действие:

«Ифигения в Тавриде» начинается небольшим всту­плением («Тишина, Буря»), прямо переходящим в пер­вое действие.

Балет.

Балет. Как уже было сказано, Глюк в своих операх не отказывается от балета. Напротив, в парижских ре­дакциях «Орфея» и «Альцесты» (по сравнению с вен­скими) он даже расширяет балетные сцены. Но балет у Глюка, как правило, ие является вставным диверти­сментом, не связанным с действием оперы. Балет в опе­рах Глюка большей частью мотивирован ходом драма­тического действия. В качестве примеров можно приве­сти демоническую пляску фурий из второго действия «Орфея» или балет по случаю выздоровления Адмета в опере «Альцеста». Лишь в конце некоторых опер Глюк помещает большой дивертисмент после неожидан­но наступающей счастливой развязки, но это неизбеж­ная дань обычной в ту эпоху традиции.

Типичные сюжеты и их трактовка. Основой для либ­ретто опер Глюка послужили античные и средневеко­вые сюжеты. Однако античность в операх Глюка не бы­ла похожа на тот придворный маскарад, который гос­подствовал в итальянской опере seria и особенно во французской лирической трагедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: