Оценка уровня развития ловкости

 

При измерении способности человека к освоению новых движений необходимо использовать новые, ранее неизвестные двигательные задания различной координационной сложности, например,

1. Из исходного положения руки в стороны, ноги на ширине плеч: свободные вращательные движения правой рукой по часовой стрелке, левой – в противоположном направлении. Учитывают время и количество повторений до безошибочного выполнения задания.

2. Из того же исходного положения левой прямой рукой вращать перед собой, правой – чертить треугольник с основанием внизу.

3. Исходное положение – правая рука на голове, левая согнута и повернута ладонью к животу. Правой рукой совершать движения вверх-вниз, левой – вращательные на уровне живота.

 

Тесты на сохранение равновесия:

1. Поддержание равновесия на одной ноге (поза «ласточки») с открытыми (закрытыми) глазами. Регистрируют время удержания позы.

2. Проба Ромберга заключается в стойке на одной ноге, подошва второй ноги касается колена опорной, руки вперед – в стороны, глаза закрыты.

3. Сохранение равновесия, стоя на набивном мяче. Варианты:

а) на одной ноге;

б) с различными положениями рук.

Тесты для измерения способностей к управлению движениями по пространственно-динамическим параметрам:

 1. Метания набивных мячей (1 – 2 кг) двумя руками от груди (из-за головы, снизу) на расстояние, равное 25, 50, 75 % максимального результата в данном упражнении. Задание повторяют 3 - 5 раз, в расчет принимают среднюю величину отклонения (%) от заданного параметра (то же в следующем тесте). Меньшая ошибка свидетельствует о лучшей способности испытуемого различать мышечные усилия.

2. Прыжки с места к отметкам на расстоянии, равное 25, 50, 75 % максимального результата в данном упражнении. Оценивают среднюю ошибку различения усилий в трех-пяти прыжках.

 

Тест для оценки способности к ориентации в пространстве:

Ходьба к цели с закрытыми глазами на расстояние 5 – 30 м в коридоре шириной 1 – 3 м. Время не регламентируют. Обследуемый останавливается самостоятельно. Регистрируют расстояние от ближайшей ноги до центра круга (диаметром 50 – 100 см), пробу повторяют 3 – 5 раз. В расчет принимают средний результат.

 

  Тесты для комплексной оценки координационных способностей:

     1. Бег со старта «змейкой» на дистанцию 30 м между пятью стойками высотой 1,5 м. Результат теста оценивают по таблице 4.1 или сравнивают со временем бега на дистанцию 30 м со старта [5]. Меньшая разница свидетельствует о лучших координационных способностях.

2. Челночный бег с перенесением кубиков 4 х 9 м. Результат теста оценивают по табл. 1.1.

 

 

Таблица 1.1 – Оценка координационных способностей по результатам бега    на 30 м «змейкой» и челночного бега 4 х 9 м, с

Оценка

    Юноши

  Девушки

Челночный бег 4 х 9 м Бег 30 м «змейкой» Челночный бег 4 х 9 м Бег 30 м «змейкой»
удовлетворительно 9,7  5,8  11,1 7,7
хорошо 9,2  5,3  10,5 6,7
отлично 8,8  4,8  10,2 5,7

 

Оценка уровня развития специальной ловкости волейболиста.

  1) Бег по периметру одной стороны площадки против часовой стрелки.

Набивные мячи № 1, 2, 3 лежат на трёхметровой линии (линии нападения): № 1 и 3 – на расстоянии 1м от боковой линии, № 2 – на середине. Две скамейки стоят перпендикулярно к сетке между зонами 2 – 3 и 3 – 4 у сетки. Старт – из зоны 1 из положения упор присев, кувырок вперёд, рывок до набивного мяча №1: взять мяч, разбег для нападающего удара и бросок двумя руками через сетку в зону нападения; пролезть под скамейкой, рывок к мячу №2 и далее те же действия, что и в начале теста. После броска мяча № 3 через сетку – падение (перекат на грудь – живот, бедро – спину) и финиширование бегом спиной вперёд вдоль боковой линии до лицевой.

Оценивается время перемещения в секундах:

 

Таблица 1.2 – Оценка уровня специальной ловкости по результатам бега по периметру стороны площадки

Уровень развития Юноши (с) Девушки (с)
Высокий 17,0 18,0
Хороший 18,0 19,0
Средний 19,0       20,0

 

        

Броски в цель.

На высоте, составляющей 80% от максимального прыжка волейболиста, и на расстоянии 80 – 100 см от средней линии натягивают верёвку. В середине противоположной площадки маркируется мишень размером 1×1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие (попадания)

 

Таблица 1.3 – Оценка уровня специальной ловкости по точности попадания в мишень        

Уровень развития Юноши (раз)     Девушки (раз)
Высокий 9 8
Хороший 7 6
Средний 5 4

                     

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Дать характеристику координационным способностям человека.

2. Перечислить основные средства развития ловкости волейболиста.

3. Назвать методы развития ловкости на занятиях по волейболу.

4. Какие вы знаете тесты для комплексной оценки координационных способностей волейболистов.

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Развитие ловкости и гибкости на учебных занятиях по волейболу: методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» /Сост. ст. преп. Е.И. Потёмкина, Н.Г. Улеева – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – 20 с.

 2. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей /В.А. Романенко – Донецк: Изд-во Донецкого национального университета, 2005. – 290 с.

3. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. /Под ред. Ю.Н. Клещёва, А.Г. Айриянца – 3-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 270 с., ил.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: