ЛЕКЦИЯ № 5
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ».
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЛОВКОСТЬ (КООДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ)……………………….1
1.1. Ловкость, её виды и проявление……………………………….1
1.2. Развитие специальной ловкости волейболиста……………….2
1.3. Средства развития специальной ловкости на учебных занятиях по волейболу………………………………………….3
1.4. Методические подходы и методы развития ловкости………..5
1.5. Оценка уровня развития ловкости……………………………..7
1.6. Оценка уровня развития специальной ловкости волейболиста…………………………………………………….9
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ……………………………………………………..10
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….10
1. Ловкость (координационные способности)
Ловкость, её виды и проявление.
Ловкость (координационные способности) – сложное комплексное двигательное качество, определяется как способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
|
|
Основу ловкости составляют координационные способности, которые можно представить в виде трех групп:
1) способность точно измерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
2) способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;
3) способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивой положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованностью, закрепощенностью движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:
- способности человека к точному анализу движений;
- деятельности анализаторов и особенно двигательного;
|
|
- сложности двигательной задачи;
- уровня развития других физических способностей (скоростных, силовых, гибкости и др.);
- волевых качеств (смелости и решительности);
- возраста;
- общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков).
Развитие специальной ловкости волейболиста
Одним из специальных физических качеств, необходимых для игры в волейбол, лучшего и более быстрого овладения техническими приёмами, является специальная ловкость.
В волейболе ловкость проявляется в умении быстро перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой на площадке. Оно органически связано с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. Ловкость приобретается в процессе обучения, усвоения многих разнообразных двигательных навыков и умений. При воспитании этого физического качества следует постепенно переходить от простых упражнений к более сложным, осваивать упражнения в левую и правую стороны, усиливать противодействие занимающихся в парных и групповых упражнениях [2].
Упражнения на ловкость требуют большого внимания, точности и быстроты движений. Поэтому целесообразно включать их в первую половину занятий, когда волейболист ещё внимателен и собран. Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и её совершенствовании.
В ходе игры непрерывно меняется обстановка, требующая быстроты ориентировки и моментального осуществления решений. К тому же точность выполняемых движений должна быть максимальной, иначе неизбежны технические ошибки. Целый ряд технических приёмов выполняется в безопорном положении, что предъявляет высокие требования к деятельности вестибулярного аппарата. Это требует высокого развития специальной ловкости и точности движений в пространстве.
Ловкость волейболиста имеет две разновидности:
1) акробатическая ловкость, которая проявляется в бросках, падениях, перекатах во время игры в защите;
2) прыжковая ловкость – умение владеть своим телом в безопорном положении при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых передач в прыжке.
Для воспитания ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых волейболист должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. Больше всего этим требованиям отвечают спортивные (баскетбол, футбол, гандбол и др.) и подвижные игры, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, отдельные виды лёгкой атлетики, связанные с преодолением препятствий (барьерный бег). Основные упражнения волейбола, выполняемые в непривычных условиях или из необычных положений, также способствуют воспитанию ловкости.
Средства развития специальной ловкости на учебных
занятиях по волейболу
Основными средствами воспитания специальной ловкости волейболистов являются гимнастические, акробатические, имитационные и основные упражнения по технике игры.
Упражнения для развития ловкости волейболиста:
- акробатические прыжки и перевороты;
- прыжки на батуте;
- спортивные игры на уменьшенных площадках;
- падения, кувырки;
- зеркальное выполнение упражнений;
- подвижные игры
Упражнения для воспитания акробатической ловкости волейболиста:
- из упора присев выполнить прыжок вверх-вперёд с последующим приземлением на руки – грудь – живот;
- передача в парах, после передачи кувырок вперёд и назад;
- падение в сторону (из упора присев) со скольжением на боку;
- бросок вперёд на руки – грудь – живот из положения динамической стойки;
- бросок в сторону с кувырком через плечо;
- бросок с кувырком вперёд;
- то же, что и в трёх предыдущих упражнениях, но выполнить приём мяча;
|
|
- кувырки вперёд и назад в различной последовательности в сочетании с имитацией или выполнением отдельных технических приёмов;
- игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 5 – 6 м, первую передачу выполняют над собой, вторую партнёру, после чего игрок делает кувырок вперёд или назад (выполнять 10 – 15 передач подряд, не теряя мяча);
- игроки располагаются парами: один с мячом под сеткой, второй на лицевой линии в различных исходных положениях (сидя лицом или спиной к партнёру, лёжа на животе или на спине и т. д.). Первый игрок ударяет мячом об пол, второй после отскока мяча от пола должен встать, выйти к мячу и выполнить передачу партнёру.
Упражнения для воспитания прыжковой ловкости волейболиста:
-прыжки с подкидного мостика с вращением вокруг вертикальной оси на 90°, 180°, 360°;
- прыжки с подкидного мостика или трамплина с имитацией в безопорном положении нападающих ударов, передач, блокирования;
- прыжки с подкидного мостика с последующим нападающим ударом через сетку (мяч подбрасывает партнёр);
- одиночные и многократные прыжки с места и разбега с поворотом на 90°, 180°, 270° и 360°;
- прыжки через различные предметы и снаряды (скамейка, верёвка) с поворотами и без поворотов;
- имитация блокирования, нападающих ударов с поворотом в воздухе на 90°, 180°;
- прыжки на батуте с поворотами вокруг вертикальной и горизонтальной оси и с имитацией отдельных технических приёмов;
- выполнение нападающих ударов «неловкой» рукой.
Упражнения, направленные преимущественно на воспитание специальной ловкости, используют в начале основной части занятия. Они требуют от студентов проявления не только физических, но и значительных нервных напряжений. Поэтому, в одном занятии не рекомендуется давать много разнообразных упражнений.