Для учащихся младших, средних, старших классов фортепианного отделения ДМШ

Младшие классы

I Знакомство с инструментом

1.Как переводится название инструмента фортепиано:

       А) мягко – твёрдо;

        Б) громко - тихо;

        В) чёрное – белое.

2.К какой группе инструментов принадлежит рояль:

        А) к клавишно-духовым;

        Б) к струнным ударно-клавишным;

           В) к струнным-щипковым.

3. Родственниками – предшественниками фортепиано были:

         А) арфа, гусли;

          Б) барабан, литавры;

          В) клавикорд, клавесин.

4. Как называется подставка для нот на инструменте фортепиано:

         А) пюпитр;

         Б) подпорка;

         В) пульт.

5. Что собой представляет клавиатура на инструменте фортепиано:

         А) чередование чёрных и белых клавиш;

         Б) чередование чёрных и белых кнопок;

         В) чередование чёрных и белых ступенек.

6. Что такое аппликатура:

         А) правильное положение кисти рук;

          Б) наиболее удобный выбор пальцев при игре;

          В) наиболее удобная посадка за инструментом.

7. Рычаги для ног, применяемые при игре на инструменте, называются:

           А) подставки;

           Б) педали;

           В) клавиши.

8. Что даёт применение левой педали:

          А) удлинение звука, изменение его окраски;

          Б) приглушение звука, изменение его окраски;

          В) выключение звука.

9. Что даёт применение правой педали:

           А) выключение звука;

           Б) приглушение звука, изменение его окраски;

           В) удлинение звука, изменение его окраски.

10. На какие равные «отрезки» делится клавиатура:

           А) сантиметры;

           Б) октавы;

            В) дециметры.                                                                                    

II Звук, нота, нотоносец, скрипичный и басовый ключи

 1.Что такое нота:

     А) знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука;

     Б) знак, указывающий на силу звучания звука;

     В) знак, указывающий на окраску звучания.

2.Какие звуки относятся к музыкальным:

     А) скрип двери;

      Б) шелест листвы;

      В) звон колокола.

3. Чем отличаются музыкальные звуки от шумовых:

     А) длительностью звучания;

     Б) громкостью звучания;

     В) высотой звучания.

4. Что такое тембр:

     А) окраска звучания;

     Б) длительность звучания;

     В) громкость звучания.

5. Какими знаками пользуются для записи музыкальных звуков:

      А) дорожными;

      Б) знаками препинания;

      В) нотами.

6.Какие свойства звука отражаются в нотной записи:

           А) отталкивание, притяжение;

           Б) высота, длительность, сила, тембр;

           В) температура, вес, рост.

  7. Что такое нотный стан или нотоносец:

    А) подставка для нот;

     Б) 5 линеек, на которых записываются  ноты;

     В) человек, несущий ноты.

8.В каком ключе записываются высокие ноты:

      А) в скрипичном;

      Б) басовом;

      В) в теноровом.

9.В каком ключе записываются низкие ноты:

      А) в скрипичном;

      Б) в теноровом;

      В) в басовом.

10.Для чего служат добавочные линейки:

      А) для обозначения очень высоких или очень низких звуков, когда не хватает 5-ти линеек;

       Б) для выделения некоторых звуков;

       В) для обозначения тактов.

  11. Для чего в нотной записи используется знак 8---------------

       А) для исполнения музыки октавой выше или ниже;

       Б) для исполнения музыки в 8 раз громче или тише;

       В) для исполнения музыкального фрагмента 8 раз.

12. Какое второе название имеет скрипичный ключ:

     А) ключ Фа;

        Б)ключ Соль;
        В) ключ До.

13. Какое второе название имеет басовый ключ:

     А) ключ Фа;

        Б)ключ Соль;
        В) ключ До.

III Темп, динамические оттенки.

1. Что такое темп:

     А) скорость исполнения музыки;

     Б) сила звучания музыки;

     В) окраска звучания.

 2. Где, как правило, обозначается темп:

           А) в конце музыкального произведения;

           Б) в середине музыкального произведения;

           В) в начале музыкального произведения.

 3. Что такое динамические оттенки:

           А) изменение скорости исполнения;

           Б) изменение громкости звучания в процессе

               исполнения   музыкального произведения;

           В) изменение высоты звучания.

 4. К тихим, слабым динамическим оттенкам относятся:

            А) форте, фортиссимо;

            Б) меццо-пиано, меццо-форте;

            В) пиано, пианиссимо.

5. К громким, сильным динамическим оттенкам относятся:

            А) меццо-пиано, меццо-форте;

            Б) форте, фортиссимо;

            В) пиано, пианиссимо.

6. Как обозначается постепенное ослабление звучности:

            А) crescendo;

              Б) diminuendo;

            В) ritenuto.

7. Как обозначается постепенное усиление силы звука:

             А) mezzo forte;

             Б) mezzo piano;

             В) crescendo.

8. Динамические оттенки очень важны:

             А) для записи музыкального произведения;

             Б) для точной передачи музыкального выражения;

             В) для украшения нотной записи.

 9. К медленным темпам относятся:

             А) lento, adagio;

             Б) allegro, vivo;

             В) moderato, andantino.

10. К быстрым темпам относятся:

             А) lento, adagio;

             Б) allegro, vivo;

             В) moderato, andantino.

11. К умеренным темпам относятся:

             А) lento, adagio;

             Б) allegro, vivo;

             В) moderato, andantino.

IV Длительности, размер, такт, паузы.

1.Что такое длительность звука:

             А) сила его звучания;

             Б) время его звучания;

             В) скорость его звучания.

 2. Что определяют цифры в размере:

           А) количество долей в такте и их длительность;

           Б) количество нот и скорость их звучания;

           В) количество тактов в произведении.

 3. Музыкальная нотная запись делится на равные отрезки времени:

             А) часы;

             Б) такты;

             В) минуты.

 4. Что такое затакт:

            А) сильная доля такта, с которой начинается произведение;

            Б) неполный такт, с которого начинается произведение;

            В) слабая доля такта, которой заканчивается произведение.

 5. Где, как правило, выставляется размер такта:

            А) в конце произведения;

            Б) в начале произведения;

            В) в середине произведения.

 6. Что такое пауза:

            А) знак звучания;

            Б) знак молчания;

            В) знак согласия.

 7. Длительность, равная сумме двух половинных длительностей:

            А) четвертная;

            Б) половинная;

            В) целая.

 8. Длительность, равная сумме двух четвертных длительностей:

             А) восьмая;

             Б) четвертная;

             В) половинная.

 9. По времени звучания вдвое короче четвертной длительности:

            А) половинная;

            Б) шестнадцатая;

            В) восьмая.

 10. По времени звучания вдвое короче восьмой длительности:

             А) шестнадцатая;

             Б) половинная;

             В) четвертная.

 

11. Знак молчания, равный по длительности целой ноте, изображается так:

А)

Б)  

В)

12.Знак молчания, равный по длительности половинной ноте, изображается так:

А)  

Б)     

В)                

13.Знак молчания, равный по длительности четвертной ноте, изображается так:

А)

Б)

В)

14.Знак молчания, равный по длительности восьмой ноте, изображается так:

А)

Б)

В)

15.Знак молчания, равный по длительности шестнадцатой ноте, изображается так:

А)

Б)

В)

 

V  Знаки альтерации

1. Что такое альтерация:

                 А) изменение высоты звука;

                 Б) изменение силы звука;

                    В) изменение темпа исполнения.

2. Где в произведении записываются знаки альтерации:

                А) перед ключом, в начале произведения;

                Б) после ключа, в начале произведения;

                В) в конце произведения.

3. Знак альтерации, понижающий ноту на ½ тона, называется:

                 А) бекар;

                  Б) диез;

                  В) бемоль.

4. Знак альтерации, повышающий ноту на ½ тона, называется:

                  А) бекар;

                  Б) диез;

                  В) бемоль.

5. Знак альтерации, отменяющий действующий знак альтерации, называется:

                  А) бекар;

                  Б) бемоль;

                  В) диез.

6. Ключевые знаки альтерации это-:

            А) знаки, написанные в начале произведения, около ключа;

            Б) знаки, появляющиеся перед нотами;

            В) знаки, которые отменены.

7. Знаки альтерации, которые выставляются непосредственно перед нотой в произведении, называются:

            А) встречными;

            Б) случайными;

            В) попутными.

8. Какие знаки альтерации сохраняются только в данном такте:

            А) ключевые;

            Б) сопровождающие;

            В) случайные.

VI Мотив, фраза, предложение, период, кульминация

1. Что в музыке называется мотивом:

            А) группа нот, расположенные в 4-х тактах;

             Б) наименьшие музыкально-смысловые группы нот;

             В) плавное ведение мелодии.

2. Во что складываются мотивы:

              А) в интервалы;

              Б) в музыкальные фразы;

              В) в сложное предложение.

 3. Во что складываются фразы:

              А) в музыкальные мотивы;

              Б) в музыкальные предложения;

              В) в музыкальные периоды.

 4. Во что складываются предложения:

               А) в музыкальные фразы;

               Б) в периоды, простейшую музыкальную форму;

               В) в музыкальные мотивы.

 5. Точка высшего напряжения, подъёма, развития в музыкальном построении называется:

               А) кульминация;

               Б) финал;

               В) разряд.

 

 



Средние классы

 

Объём изучаемого материала младших классов в средних классах даётся как повторение.

VII Штрихи, артикуляция

1. Что такое артикуляция:

                А) артистичная игра;

                Б) энергичное движение руками;

                В) правильное исполнение, произношение мелодии.

2. Как исполнить штрих non legato:

                А) отрывисто;

                Б) связно;

                В) не связно.

3. Как исполнить штрих legato:

                А) связно;

                Б) отрывисто;

                В) не связно.

4. Штрих staccato обозначается в нотах:

               А) линией над или под нотой;

               Б) пунктиром над или под нотой;

               В) точкой над или под нотой.

5. Что такое акцент:

              А) это динамическое выделение звуков;

              Б) это динамическое ослабление звуков;

              В) это постепенное усиление звучности.

 

VIII Знаки сокращенного нотного письма

1.При повторении без изменений какой-либо части произведения пользуются знаком сокращенного письма:

          А) паузой;

          Б) репризой;

          В) вольтой.

2. При повторении пьесы или её части бывают разные окончания, в этом случае пользуются:

           А) репризой;

           Б) вольтой;

           В) суфлером.

IX Гамма, аккорды, арпеджио

1. Гамма – это:

           А) поступенное движение звуков лада от тоники до тоники;

           Б) движение аккордов;

           В) движение интервалов.

2. Как определить название гаммы:

           А) по длительности и темпу;

           Б) по звучанию и ритму;

           В) по главному тону и ключевым знакам.

3. Аккорд – это:

            А) созвучие, состоящее не менее чем из 3-х звуков;

            Б) сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно;

            В) ритмическая фигура из 3-х нот.

4. Исполнение звуков аккорда не одновременно, последовательно одного звука за другим, называется:

              А) гамма;

              Б) арпеджио;

              В) аккорд.

5. Хроматическая гамма – это гамма с восходящей или нисходящей последовательностью звуков:

            А) по полутонам;

           Б) по целым тонам;

            В) по четверть тонам.

 

X Мажорный и минорный лады

1. Мажорный лад – это:

              А) лад, в основе которого лежит минорное трезвучие;

              Б) лад, в основе которого лежит увеличенное трезвучие;

              В) лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие.

2. Минорный лад - это:

              А) лад, в основе которого лежит минорное трезвучие;

              Б) лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие;

              В) лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие.

3.Какие виды имеет минорная гамма:

            А) только натуральный;

            Б) натуральный, гармонический, мелодический;

            В) гармонический, мелодический.

4.Какая ступень повышается в гармоническом миноре:

             А) 5-я;

             Б) 6-я;

             В) 7-я.

5.Какие ступени изменяются в мелодическом миноре:

             А) 5-я и 6-я;

             Б) 6-я и 7-я;

             В) 5-я и 7-я.

6.Какая гамма в нисходящем движении исполняется как натуральная минорная:

             А) гармонический минор;

             Б) мажорная гамма;

             В) мелодический минор.

7. Какая последовательность тонов и полутонов образует мажорную гамму:

              А) тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон;

              Б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон;

              В) полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон.

XI Мелизмы

1. Что мы называем мелизмами:

                     А) повторение одного и того же звука;

                     Б) музыкальные отрывки;

                     В) мелодические фигуры, украшающие основную мелодию;

2. Как называется мелизм, обозначенный в нотах :

                    А) мордент;

                    Б) трель;

                    В) форшлаг.

3. Как называется равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков:

                    А) форшлаг;

                    Б) мордент;

                    В) трель.

4. Как называется мелизм, обозначенный в нотах :

                    А) трель;

                    Б) форшлаг;

                    В) мордент.

XII Ритм, ритмические фигуры, знаки увеличения длительностей

1. Ритм - это:

             А) организованная последовательность длительностей звуков;

             Б) быстрая смена звуков;

             В) организованная последовательность движений пианиста.

2. Точка, стоящая около ноты увеличивает длительность:

             А) на целую длительность;

             Б) на половину длительности;

             В) на треть длительности.

3. Синкопа – это:

            А) перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую;

             Б) перемещение тактового акцента со слабой доли на сильную;

            В) неполный такт в начале произведения.

4. Деление длительности на три части образует:

           А) трио;

           Б) терцет;

           В) триоль.

5. Какое сочетание длительностей получило название пунктирного ритма:

           А) четверть с точкой и восьмая;

           Б) восьмая с точкой и шестнадцатая;

           В) четверть с точкой и шестнадцатая.

6. Если лига соединяет соседние одинаковые ноты, то получится:

          А) одна более крупная длительность;

          Б) исполнение одной ноты приемом legato;

          В) исполнение двух нот приемом legato.

7.Знак , стоящий над или под нотой называется:

          А) фермата;

          Б) стаккато;

          В) акцент.

Старшие классы

Объём изучаемого материала младших и средних классов в старших даётся как повторение.

XIII Музыкальные термины

1. Какой язык используется для обозначения большинства музыкальных терминов:

          А) английский;

          Б) итальянский;

          В) испанский.

2. Что в основном определяют музыкальные термины в произведениях:

         А) темп и характер исполнения;

        Б) содержание и основную мысль произведения;

         В) место исполнения произведения.

3.Какие из перечисленных терминов относятся к обозначению характера исполнения:

          А) vivo, lento;

          Б) scherzando, tranquillo;

             В) subito, diminuendo.

4.Какие из перечисленных терминов используются для обозначения изменения темпа:

          А) presto, andantino;

          Б) con brio, energico;

          В) accelerando, ritenuto.

    5. Обозначение Da capo al fine является:

               А) термином для обозначения темпа;

               Б) знаком сокращенного нотного письма;

               В) знаком обозначения характера исполнения.

 

XIV Формы, жанры музыкальных произведений

1. Многоголосная музыка с самостоятельным значением каждого голоса называется:

               А) кантилена;

               Б) аккорд;

               В) полифония.

2. Какие произведения относятся к формам полифонии:

              А) сонатины;

              Б) этюды,

              В) инвенции.

3. Сонаты, вариации, концерты относятся к произведениям:

              А) свободной формы;

              Б) крупной формы;

              В) этюдной формы.

4. Многочастное музыкальное сочинение, написанное для какого-либо инструмента, в котором одна из частей написана в форме сонатного аллегро, называется:

              А) симфония;

              Б) соната;

              В) фуга.

5.Концерт – это музыкальная форма, написанная для:

    А)  какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра;

    Б)  симфонического оркестра;

    В) какого-либо сольного инструмента без сопровождения оркестра.

6.Пьеса для совершенствования какого-либо вида техники исполнения называется:

      А) инвенция;

      Б) этюд;

      В) прелюдия.

7. Какое название произведения переводится как «выдумка», «изобретение»:

      А) инвенция;

      Б) соната;

      В) прелюдия.

8. Как с французского переводится рондо:

      А) ромб;

      Б) квадрат;

      В) круг.

9.Какая музыкальная форма строится на проведениях одной темы – основной мысли произведения:

     А) соната;

     Б) фуга;

     В) концерт.

10.Как называется музыкальная форма, где тема повторяется целиком несколько раз, но каждый раз в измененном виде:

     А) фуга;

     Б) сюита;

     В) вариация.

11. Сюита представляет собой:

    А) последование разнохарактерных пьес;

    Б) одночастное произведение;

    В) последование разных упражнений.

12. Жанр вокальной музыки, который получил особую популярность в 19-м веке:

         А) кантата;

         Б) оратория;

         В) романс.

13. Аккомпанемент – это:

        А) музыкальное сопровождение солиста;

        Б) музыкальная пьеса для оркестра;

        В) музыкальная форма произведения.

 

XV Композиторы, стили, направления в музыке

 

1. Какие композиторы относятся к венским классикам:

       А) И.Бах, Г.Гендель, К.Глюк;

         Б) Р.Шуман, Ф.Шуберт, Ф.Шопен;

       В) Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен.

2. Стиль и направление в музыке 17-го, начала 19-го веков, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, называется:

         А) барокко;

          Б) классицизм;

          В) романтизм.

3. Классицизм переводится с латинского как:

          А) образцовый;

          Б) новый;

          В) странный.

4. Барокко переводится с итальянского как:

          А) причудливый;

           Б) выразительный;

           В) прекрасный.

5. Музыке романтизма свойственны:

           А) изображение красоты повседневной действительности во всем               богатстве её красок и постоянной изменчивости;               

           Б) возвышенный строй чувств и поэтическое видение мира;

           В) воплощение представлений о разумной гармонии мира и возвышение героических и нравственных идеалов.

6.Какие композиторы относятся к композиторам-романтикам:

          А) И.Бах, Г.Гендель;

          Б) Ф. Шопен, Ф.Лист;

          В) С.Прокофьев, Д.Шостакович.

7. Направление в музыке и искусстве, основанное на возрождении классических традиций, воссоздании старинных жанров и форм, распространенное в 20-м веке, называется:

          А) неоклассицизм;

          Б) импрессионизм;

          В) романтизм.

8. Какое сочинение принадлежит П.И. Чайковскому:

           А) «Детские сцены»;

           Б) «Детский альбом»;

           В) «Детские игры».

9. Какие пьесы входят в состав пьес «Альбома для юношества» Р. Шумана:

          А) «Сладкая грёза», «Неаполитанская песенка»;

          Б) «Смелый наездник», «Первая утрата»;

          В) «Пятнашки», «Прогулка».

10. Великий композитор 19 века, прославившийся в концертной деятельности как пианист-виртуоз:

         А) Ф.Лист;

         Б) И. Брамс;

         В) Э. Григ.

 

11. Русский композитор, пианист, основатель Петербургской консерватории:

        А) Чайковский П.И.;

        Б) Рахманинов С.В.

        В) Рубинштейн А.Г.

 

 

Ответы на тесты

 

 

  Младшие классы

 1 раздел

1-А; 2-Б; 3-В; 4-А; 5-А; 6-Б; 7-Б; 8-Б; 9-В; 10-Б.

2 раздел

1-А; 2-В; 3-В; 4-А; 5-В; 6-Б; 7-Б; 8-А; 9-В; 10-А; 11-А; 12-Б; 13-А.

3 раздел

1-А; 2-В; 3-Б; 4-В; 5-Б; 6-Б; 7-В; 8-Б; 9-А; 10-Б; 11-В.

4 раздел

1-Б; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-А; 6-Б; 7-В; 8-В; 9-В; 10-А; 11-В; 12-В; 13-Б; 14-А; 15-В.

5 раздел

1-А; 2-Б;3-В; 4-Б;5-А; 6-А; 7-Б; 8-В.

6 раздел

1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-Б; 5-А.

 

Средние классы

7 раздел

1-В; 2-В; 3-А; 4-В; 5-А.

8 раздел

1-Б; 2-Б.

9 раздел

1-А; 2-В; 3-А; 4-Б;5-А.

10 раздел

1-В; 2-А; 3-Б; 4-В; 5-Б; 6-В; 7-Б.

11 раздел

1-В; 2-В; 3-В; 4-В.

12 раздел

1-А; 2-Б; 3-А; 4-В; 5-Б;6-А; 7-А.

 

Старшие классы

13 раздел

 1-Б; 2-А; 3-Б; 4-В; 5-Б.

14 раздел

 1-В; 2-В; 3-Б; 4-Б; 5-А; 6-Б; 7-А; 8-В; 9-Б; 10-В; 11-А; 12-В; 13-А.

15 раздел

1-В; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-Б; 6-Б; 7-А; 8-Б; 9-Б; 10-А; 11-В.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: