Младшие классы
I Знакомство с инструментом
1.Как переводится название инструмента фортепиано:
А) мягко – твёрдо;
Б) громко - тихо;
В) чёрное – белое.
2.К какой группе инструментов принадлежит рояль:
А) к клавишно-духовым;
Б) к струнным ударно-клавишным;
В) к струнным-щипковым.
3. Родственниками – предшественниками фортепиано были:
А) арфа, гусли;
Б) барабан, литавры;
В) клавикорд, клавесин.
4. Как называется подставка для нот на инструменте фортепиано:
А) пюпитр;
Б) подпорка;
В) пульт.
5. Что собой представляет клавиатура на инструменте фортепиано:
А) чередование чёрных и белых клавиш;
Б) чередование чёрных и белых кнопок;
В) чередование чёрных и белых ступенек.
6. Что такое аппликатура:
А) правильное положение кисти рук;
Б) наиболее удобный выбор пальцев при игре;
В) наиболее удобная посадка за инструментом.
|
|
7. Рычаги для ног, применяемые при игре на инструменте, называются:
А) подставки;
Б) педали;
В) клавиши.
8. Что даёт применение левой педали:
А) удлинение звука, изменение его окраски;
Б) приглушение звука, изменение его окраски;
В) выключение звука.
9. Что даёт применение правой педали:
А) выключение звука;
Б) приглушение звука, изменение его окраски;
В) удлинение звука, изменение его окраски.
10. На какие равные «отрезки» делится клавиатура:
А) сантиметры;
Б) октавы;
В) дециметры.
II Звук, нота, нотоносец, скрипичный и басовый ключи
1.Что такое нота:
А) знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука;
Б) знак, указывающий на силу звучания звука;
В) знак, указывающий на окраску звучания.
2.Какие звуки относятся к музыкальным:
А) скрип двери;
Б) шелест листвы;
В) звон колокола.
3. Чем отличаются музыкальные звуки от шумовых:
А) длительностью звучания;
Б) громкостью звучания;
В) высотой звучания.
4. Что такое тембр:
А) окраска звучания;
Б) длительность звучания;
В) громкость звучания.
5. Какими знаками пользуются для записи музыкальных звуков:
А) дорожными;
Б) знаками препинания;
В) нотами.
6.Какие свойства звука отражаются в нотной записи:
А) отталкивание, притяжение;
Б) высота, длительность, сила, тембр;
|
|
В) температура, вес, рост.
7. Что такое нотный стан или нотоносец:
А) подставка для нот;
Б) 5 линеек, на которых записываются ноты;
В) человек, несущий ноты.
8.В каком ключе записываются высокие ноты:
А) в скрипичном;
Б) басовом;
В) в теноровом.
9.В каком ключе записываются низкие ноты:
А) в скрипичном;
Б) в теноровом;
В) в басовом.
10.Для чего служат добавочные линейки:
А) для обозначения очень высоких или очень низких звуков, когда не хватает 5-ти линеек;
Б) для выделения некоторых звуков;
В) для обозначения тактов.
11. Для чего в нотной записи используется знак 8---------------
А) для исполнения музыки октавой выше или ниже;
Б) для исполнения музыки в 8 раз громче или тише;
В) для исполнения музыкального фрагмента 8 раз.
12. Какое второе название имеет скрипичный ключ:
А) ключ Фа;
Б)ключ Соль;
В) ключ До.
13. Какое второе название имеет басовый ключ:
А) ключ Фа;
Б)ключ Соль;
В) ключ До.
III Темп, динамические оттенки.
1. Что такое темп:
А) скорость исполнения музыки;
Б) сила звучания музыки;
В) окраска звучания.
2. Где, как правило, обозначается темп:
А) в конце музыкального произведения;
Б) в середине музыкального произведения;
В) в начале музыкального произведения.
3. Что такое динамические оттенки:
А) изменение скорости исполнения;
Б) изменение громкости звучания в процессе
исполнения музыкального произведения;
В) изменение высоты звучания.
4. К тихим, слабым динамическим оттенкам относятся:
А) форте, фортиссимо;
Б) меццо-пиано, меццо-форте;
В) пиано, пианиссимо.
5. К громким, сильным динамическим оттенкам относятся:
А) меццо-пиано, меццо-форте;
Б) форте, фортиссимо;
В) пиано, пианиссимо.
6. Как обозначается постепенное ослабление звучности:
А) crescendo;
Б) diminuendo;
В) ritenuto.
7. Как обозначается постепенное усиление силы звука:
А) mezzo forte;
Б) mezzo piano;
В) crescendo.
8. Динамические оттенки очень важны:
А) для записи музыкального произведения;
Б) для точной передачи музыкального выражения;
В) для украшения нотной записи.
9. К медленным темпам относятся:
А) lento, adagio;
Б) allegro, vivo;
В) moderato, andantino.
10. К быстрым темпам относятся:
А) lento, adagio;
Б) allegro, vivo;
В) moderato, andantino.
11. К умеренным темпам относятся:
А) lento, adagio;
Б) allegro, vivo;
В) moderato, andantino.
IV Длительности, размер, такт, паузы.
1.Что такое длительность звука:
А) сила его звучания;
Б) время его звучания;
В) скорость его звучания.
2. Что определяют цифры в размере:
А) количество долей в такте и их длительность;
Б) количество нот и скорость их звучания;
В) количество тактов в произведении.
3. Музыкальная нотная запись делится на равные отрезки времени:
А) часы;
Б) такты;
В) минуты.
4. Что такое затакт:
А) сильная доля такта, с которой начинается произведение;
Б) неполный такт, с которого начинается произведение;
В) слабая доля такта, которой заканчивается произведение.
5. Где, как правило, выставляется размер такта:
А) в конце произведения;
Б) в начале произведения;
В) в середине произведения.
|
|
6. Что такое пауза:
А) знак звучания;
Б) знак молчания;
В) знак согласия.
7. Длительность, равная сумме двух половинных длительностей:
А) четвертная;
Б) половинная;
В) целая.
8. Длительность, равная сумме двух четвертных длительностей:
А) восьмая;
Б) четвертная;
В) половинная.
9. По времени звучания вдвое короче четвертной длительности:
А) половинная;
Б) шестнадцатая;
В) восьмая.
10. По времени звучания вдвое короче восьмой длительности:
А) шестнадцатая;
Б) половинная;
В) четвертная.
11. Знак молчания, равный по длительности целой ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
12.Знак молчания, равный по длительности половинной ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
13.Знак молчания, равный по длительности четвертной ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
14.Знак молчания, равный по длительности восьмой ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
15.Знак молчания, равный по длительности шестнадцатой ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
V Знаки альтерации
1. Что такое альтерация:
А) изменение высоты звука;
Б) изменение силы звука;
В) изменение темпа исполнения.
2. Где в произведении записываются знаки альтерации:
А) перед ключом, в начале произведения;
Б) после ключа, в начале произведения;
В) в конце произведения.
3. Знак альтерации, понижающий ноту на ½ тона, называется:
А) бекар;
Б) диез;
В) бемоль.
4. Знак альтерации, повышающий ноту на ½ тона, называется:
А) бекар;
Б) диез;
В) бемоль.
5. Знак альтерации, отменяющий действующий знак альтерации, называется:
А) бекар;
Б) бемоль;
В) диез.
|
|
6. Ключевые знаки альтерации это-:
А) знаки, написанные в начале произведения, около ключа;
Б) знаки, появляющиеся перед нотами;
В) знаки, которые отменены.
7. Знаки альтерации, которые выставляются непосредственно перед нотой в произведении, называются:
А) встречными;
Б) случайными;
В) попутными.
8. Какие знаки альтерации сохраняются только в данном такте:
А) ключевые;
Б) сопровождающие;
В) случайные.
VI Мотив, фраза, предложение, период, кульминация
1. Что в музыке называется мотивом:
А) группа нот, расположенные в 4-х тактах;
Б) наименьшие музыкально-смысловые группы нот;
В) плавное ведение мелодии.
2. Во что складываются мотивы:
А) в интервалы;
Б) в музыкальные фразы;
В) в сложное предложение.
3. Во что складываются фразы:
А) в музыкальные мотивы;
Б) в музыкальные предложения;
В) в музыкальные периоды.
4. Во что складываются предложения:
А) в музыкальные фразы;
Б) в периоды, простейшую музыкальную форму;
В) в музыкальные мотивы.
5. Точка высшего напряжения, подъёма, развития в музыкальном построении называется:
А) кульминация;
Б) финал;
В) разряд.
Средние классы
Объём изучаемого материала младших классов в средних классах даётся как повторение.
VII Штрихи, артикуляция
1. Что такое артикуляция:
А) артистичная игра;
Б) энергичное движение руками;
В) правильное исполнение, произношение мелодии.
2. Как исполнить штрих non legato:
А) отрывисто;
Б) связно;
В) не связно.
3. Как исполнить штрих legato:
А) связно;
Б) отрывисто;
В) не связно.
4. Штрих staccato обозначается в нотах:
А) линией над или под нотой;
Б) пунктиром над или под нотой;
В) точкой над или под нотой.
5. Что такое акцент:
А) это динамическое выделение звуков;
Б) это динамическое ослабление звуков;
В) это постепенное усиление звучности.
VIII Знаки сокращенного нотного письма
1.При повторении без изменений какой-либо части произведения пользуются знаком сокращенного письма:
А) паузой;
Б) репризой;
В) вольтой.
2. При повторении пьесы или её части бывают разные окончания, в этом случае пользуются:
А) репризой;
Б) вольтой;
В) суфлером.
IX Гамма, аккорды, арпеджио
1. Гамма – это:
А) поступенное движение звуков лада от тоники до тоники;
Б) движение аккордов;
В) движение интервалов.
2. Как определить название гаммы:
А) по длительности и темпу;
Б) по звучанию и ритму;
В) по главному тону и ключевым знакам.
3. Аккорд – это:
А) созвучие, состоящее не менее чем из 3-х звуков;
Б) сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно;
В) ритмическая фигура из 3-х нот.
4. Исполнение звуков аккорда не одновременно, последовательно одного звука за другим, называется:
А) гамма;
Б) арпеджио;
В) аккорд.
5. Хроматическая гамма – это гамма с восходящей или нисходящей последовательностью звуков:
А) по полутонам;
Б) по целым тонам;
В) по четверть тонам.
X Мажорный и минорный лады
1. Мажорный лад – это:
А) лад, в основе которого лежит минорное трезвучие;
Б) лад, в основе которого лежит увеличенное трезвучие;
В) лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие.
2. Минорный лад - это:
А) лад, в основе которого лежит минорное трезвучие;
Б) лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие;
В) лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие.
3.Какие виды имеет минорная гамма:
А) только натуральный;
Б) натуральный, гармонический, мелодический;
В) гармонический, мелодический.
4.Какая ступень повышается в гармоническом миноре:
А) 5-я;
Б) 6-я;
В) 7-я.
5.Какие ступени изменяются в мелодическом миноре:
А) 5-я и 6-я;
Б) 6-я и 7-я;
В) 5-я и 7-я.
6.Какая гамма в нисходящем движении исполняется как натуральная минорная:
А) гармонический минор;
Б) мажорная гамма;
В) мелодический минор.
7. Какая последовательность тонов и полутонов образует мажорную гамму:
А) тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон;
Б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон;
В) полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон.
XI Мелизмы
1. Что мы называем мелизмами:
А) повторение одного и того же звука;
Б) музыкальные отрывки;
В) мелодические фигуры, украшающие основную мелодию;
2. Как называется мелизм, обозначенный в нотах :
А) мордент;
Б) трель;
В) форшлаг.
3. Как называется равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков:
А) форшлаг;
Б) мордент;
В) трель.
4. Как называется мелизм, обозначенный в нотах :
А) трель;
Б) форшлаг;
В) мордент.
XII Ритм, ритмические фигуры, знаки увеличения длительностей
1. Ритм - это:
А) организованная последовательность длительностей звуков;
Б) быстрая смена звуков;
В) организованная последовательность движений пианиста.
2. Точка, стоящая около ноты увеличивает длительность:
А) на целую длительность;
Б) на половину длительности;
В) на треть длительности.
3. Синкопа – это:
А) перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую;
Б) перемещение тактового акцента со слабой доли на сильную;
В) неполный такт в начале произведения.
4. Деление длительности на три части образует:
А) трио;
Б) терцет;
В) триоль.
5. Какое сочетание длительностей получило название пунктирного ритма:
А) четверть с точкой и восьмая;
Б) восьмая с точкой и шестнадцатая;
В) четверть с точкой и шестнадцатая.
6. Если лига соединяет соседние одинаковые ноты, то получится:
А) одна более крупная длительность;
Б) исполнение одной ноты приемом legato;
В) исполнение двух нот приемом legato.
7.Знак , стоящий над или под нотой называется:
А) фермата;
Б) стаккато;
В) акцент.
Старшие классы
Объём изучаемого материала младших и средних классов в старших даётся как повторение.
XIII Музыкальные термины
1. Какой язык используется для обозначения большинства музыкальных терминов:
А) английский;
Б) итальянский;
В) испанский.
2. Что в основном определяют музыкальные термины в произведениях:
А) темп и характер исполнения;
Б) содержание и основную мысль произведения;
В) место исполнения произведения.
3.Какие из перечисленных терминов относятся к обозначению характера исполнения:
А) vivo, lento;
Б) scherzando, tranquillo;
В) subito, diminuendo.
4.Какие из перечисленных терминов используются для обозначения изменения темпа:
А) presto, andantino;
Б) con brio, energico;
В) accelerando, ritenuto.
5. Обозначение Da capo al fine является:
А) термином для обозначения темпа;
Б) знаком сокращенного нотного письма;
В) знаком обозначения характера исполнения.
XIV Формы, жанры музыкальных произведений
1. Многоголосная музыка с самостоятельным значением каждого голоса называется:
А) кантилена;
Б) аккорд;
В) полифония.
2. Какие произведения относятся к формам полифонии:
А) сонатины;
Б) этюды,
В) инвенции.
3. Сонаты, вариации, концерты относятся к произведениям:
А) свободной формы;
Б) крупной формы;
В) этюдной формы.
4. Многочастное музыкальное сочинение, написанное для какого-либо инструмента, в котором одна из частей написана в форме сонатного аллегро, называется:
А) симфония;
Б) соната;
В) фуга.
5.Концерт – это музыкальная форма, написанная для:
А) какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра;
Б) симфонического оркестра;
В) какого-либо сольного инструмента без сопровождения оркестра.
6.Пьеса для совершенствования какого-либо вида техники исполнения называется:
А) инвенция;
Б) этюд;
В) прелюдия.
7. Какое название произведения переводится как «выдумка», «изобретение»:
А) инвенция;
Б) соната;
В) прелюдия.
8. Как с французского переводится рондо:
А) ромб;
Б) квадрат;
В) круг.
9.Какая музыкальная форма строится на проведениях одной темы – основной мысли произведения:
А) соната;
Б) фуга;
В) концерт.
10.Как называется музыкальная форма, где тема повторяется целиком несколько раз, но каждый раз в измененном виде:
А) фуга;
Б) сюита;
В) вариация.
11. Сюита представляет собой:
А) последование разнохарактерных пьес;
Б) одночастное произведение;
В) последование разных упражнений.
12. Жанр вокальной музыки, который получил особую популярность в 19-м веке:
А) кантата;
Б) оратория;
В) романс.
13. Аккомпанемент – это:
А) музыкальное сопровождение солиста;
Б) музыкальная пьеса для оркестра;
В) музыкальная форма произведения.
XV Композиторы, стили, направления в музыке
1. Какие композиторы относятся к венским классикам:
А) И.Бах, Г.Гендель, К.Глюк;
Б) Р.Шуман, Ф.Шуберт, Ф.Шопен;
В) Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен.
2. Стиль и направление в музыке 17-го, начала 19-го веков, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, называется:
А) барокко;
Б) классицизм;
В) романтизм.
3. Классицизм переводится с латинского как:
А) образцовый;
Б) новый;
В) странный.
4. Барокко переводится с итальянского как:
А) причудливый;
Б) выразительный;
В) прекрасный.
5. Музыке романтизма свойственны:
А) изображение красоты повседневной действительности во всем богатстве её красок и постоянной изменчивости;
Б) возвышенный строй чувств и поэтическое видение мира;
В) воплощение представлений о разумной гармонии мира и возвышение героических и нравственных идеалов.
6.Какие композиторы относятся к композиторам-романтикам:
А) И.Бах, Г.Гендель;
Б) Ф. Шопен, Ф.Лист;
В) С.Прокофьев, Д.Шостакович.
7. Направление в музыке и искусстве, основанное на возрождении классических традиций, воссоздании старинных жанров и форм, распространенное в 20-м веке, называется:
А) неоклассицизм;
Б) импрессионизм;
В) романтизм.
8. Какое сочинение принадлежит П.И. Чайковскому:
А) «Детские сцены»;
Б) «Детский альбом»;
В) «Детские игры».
9. Какие пьесы входят в состав пьес «Альбома для юношества» Р. Шумана:
А) «Сладкая грёза», «Неаполитанская песенка»;
Б) «Смелый наездник», «Первая утрата»;
В) «Пятнашки», «Прогулка».
10. Великий композитор 19 века, прославившийся в концертной деятельности как пианист-виртуоз:
А) Ф.Лист;
Б) И. Брамс;
В) Э. Григ.
11. Русский композитор, пианист, основатель Петербургской консерватории:
А) Чайковский П.И.;
Б) Рахманинов С.В.
В) Рубинштейн А.Г.
Ответы на тесты
Младшие классы
1 раздел
1-А; 2-Б; 3-В; 4-А; 5-А; 6-Б; 7-Б; 8-Б; 9-В; 10-Б.
2 раздел
1-А; 2-В; 3-В; 4-А; 5-В; 6-Б; 7-Б; 8-А; 9-В; 10-А; 11-А; 12-Б; 13-А.
3 раздел
1-А; 2-В; 3-Б; 4-В; 5-Б; 6-Б; 7-В; 8-Б; 9-А; 10-Б; 11-В.
4 раздел
1-Б; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-А; 6-Б; 7-В; 8-В; 9-В; 10-А; 11-В; 12-В; 13-Б; 14-А; 15-В.
5 раздел
1-А; 2-Б;3-В; 4-Б;5-А; 6-А; 7-Б; 8-В.
6 раздел
1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-Б; 5-А.
Средние классы
7 раздел
1-В; 2-В; 3-А; 4-В; 5-А.
8 раздел
1-Б; 2-Б.
9 раздел
1-А; 2-В; 3-А; 4-Б;5-А.
10 раздел
1-В; 2-А; 3-Б; 4-В; 5-Б; 6-В; 7-Б.
11 раздел
1-В; 2-В; 3-В; 4-В.
12 раздел
1-А; 2-Б; 3-А; 4-В; 5-Б;6-А; 7-А.
Старшие классы
13 раздел
1-Б; 2-А; 3-Б; 4-В; 5-Б.
14 раздел
1-В; 2-В; 3-Б; 4-Б; 5-А; 6-Б; 7-А; 8-В; 9-Б; 10-В; 11-А; 12-В; 13-А.
15 раздел
1-В; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-Б; 6-Б; 7-А; 8-Б; 9-Б; 10-А; 11-В.