I. Различай согласные «В – ф»

Различай

      парные

               согласные

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

 

 

УЧЕНИКА (ЦЫ) ___________ КЛАССА

____________ШКОЛЫ № ___________

___________________________________

___________________________________

 

 

 

ББК 74.3

 

 

Рецензент:  

 

Е.Е. Китик кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана факультета специальной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета.

 

Кондратьева А.А.  

«Различай парные согласные» логопедическая тетрадь. Пособие для детей, родителей, учителей младших классов.

 

Различай парные согласные. Данная тетрадь может быть использована для групповых и индивидуальных логопедических занятий с младшими школьниками, с речевым заключением «Трудности формирования чтения и письма», имеющими нарушение фонематического восприятия. А также, данное пособие могут использовать учителя начальных классов в качестве дополнительного материала по различению акустически близких звуков.

Лексический материал максимально адаптирован к системе коррекционно-логопедической работы с позиции компетентностного подхода.

Содержание тетради ориентировано на коммуникативно-деятельностную модель обучения с соблюдением элементов здоровьесберегающих технологий.

 

 

Утверждено экспертным советом ОО г. Степногорска, Акмолинской области,

Республики Казахстан от 25.11.11.

 

Содержание:

 

 

  1. Введение ………………………………………………4
  2. Парные согласные «В-Ф»…………………………….6
  3. Парные согласные «Б-П»……………………………..9
  4. Парные согласные «Д-Т»……………………………13
  5. Парные согласные «Г-К»…………………………....16
  6. Парные согласные «З-С»…………………………….21
  7. Парные согласные «Ш-Ж»…………………………..24
  8. Обобщение по теме…………………………………..29
  9. Приложение ………………………………………….32

10.Литература ……………………………………………37

 

 

Введение

 

На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.

Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.

Цели проекта:

1. Формирование фонематического слуха.

2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.

3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.

4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Задачи:

· Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.

· Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.

· Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук  не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.

· Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

В тетрадь включены задания по следующим направлениям:

- фонетические

- грамматические

- орфографические

- графические

Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:

1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).

2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).

3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение  чистоговорок, слов).

4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).

5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).

6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).

Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (са д ы – са д). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.

Согласно программе начальных  классов по русскому языку  проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.

Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.

В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов;  и на  словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.

На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения.

В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой. Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.

Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие  задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.

Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.

  

 

I. РАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «В – Ф»

 

Карандашный диктант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 1. Запиши пару согласным:

  

ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ
  Ф
З  
Г  
  Ш
Б  
  Т

 

      Задание № 2. Пальчиковая гимнастика.

                   

  

 

 

 


          Задание № 3. Прочти слоги:

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: