Суверенитет государства: понятие и содержание

       Левин пишет, что «суверенитет – состояние полновластия государства на всей территории и его независимость от других государств». Суверен принимает решение об исключительном случае, чрезвычайном положении, приостановлении деятельности всего правопорядка.

Жан Боден приводит полномочия государственной власти, в которых реализуется суверенитет:

1. Издание и изменение законов

2. Право войны и мира

3. Назначение должностных лиц

4. Правосудие в последней инстанции и право помилования

5. Чеканка монет

6. Определение мер и весов

7. Взимание налогов и податей

Суверенитет

Реальный (политический) Формальный (юридический)
Фактическая способность государства вести самостоятельную политику Правоспособность государства

       Государства бывают также несуверенные или полусуверенные. Ярким представителем ограниченного суверенитета является федеративное устройство (суверенитет поделен между центром и субъектами); можно считать, что он принадлежит государству в целом, а полномочия, связанные с осуществлением суверенитета, поделены между высшими органами власти.

       Суверенитет государства ограничивают:

§ Союзы государств

§ Международное право и организации, призванные обеспечить его соблюдение

§ Права человека, получившие признание в международном и внутригосударственном праве

Суверенитет народа – его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни (общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства).

! Виталий Иванов («теория государства») считает, что народ не может быть суверенным, т.к. суверен не может быть ограничен. Следуя теории народного суверенитета – существует право наций на самоопределение и на создание самостоятельного государства. Однако сецессия в настоящее время не предусмотрена ни одной конституцией мира, даже в РФ. КС РСФР 13 марта 1992 года (№3-П) постановил, что сецессия нарушила бы территориальное единство, это несовместимо с международными нормами о правах народа и человека. А суверенитет – полновластие и независимость; народ не обладает независимостью в полной мере.

Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования отдельного государства.

! Личность не обладает суверенитетом.

       Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему, тогда государственный суверенитет совпадает с народным. В п.1 ст.3 Конституции РФ сказано: носителем суверенитета и единственным источников власти в РФ является ее многонациональный народ». Однако практически это далеко не всегда так: нередко государственная власть и государственный суверенитет не совпадают с народной властью и народным суверенитетом.

Закон как источник права: понятие и классификация.

Закон – НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом обладающий высшей юридической силой.

Признаки законов:

1. Принимается только представительным органом – парламентом, представляющим в формально-юридическом смысле весь народ (например, Федеральным Собранием в России, Конгрессом – в США и т.д.), или же непосредственно самим народом путем референдума;

2. Обладает высшей юридической силой;

3. Отражает волю и интересы всего общества или народа;

4. Издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

5. Принимается, изменяется и изменяется в особом законодательном порядке.

Классификации законов

В зависимости от издавшего органа и территории, на которую распространяется его действие Федеральные: 1. федеральные конституционные 2. федеральные обыкновенные законы. ! Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию; имеют приоритет над законами субъектов федерации.   Принятые субъектами: 1. конституционные. 2. обыкновенные (текущие) законы. ! Эти законы издаются высшими органами государственной власти субъектов федерации и имеют юридическую силу на территории субъекта.  
По юридической силе ! Некоторые ученые также выделяют обычные законы (отличаются более простым порядком принятия, не противоречат конституции, развивают положения конституционных законов). Конституция – основной закон. Органические (конституционные) законы – развивают отдельные положения конституции.
По степени обобщенности содержащихся в законах норм права Кодифицированные принимаются, если массив норм, регулирующих соответствующие отношения весьма обширен и может быть систематизирован. Некодифицированные регулируют относительно узкую группу отношений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: