Левин пишет, что «суверенитет – состояние полновластия государства на всей территории и его независимость от других государств». Суверен принимает решение об исключительном случае, чрезвычайном положении, приостановлении деятельности всего правопорядка.
Жан Боден приводит полномочия государственной власти, в которых реализуется суверенитет:
1. Издание и изменение законов
2. Право войны и мира
3. Назначение должностных лиц
4. Правосудие в последней инстанции и право помилования
5. Чеканка монет
6. Определение мер и весов
7. Взимание налогов и податей
Суверенитет | |
Реальный (политический) | Формальный (юридический) |
Фактическая способность государства вести самостоятельную политику | Правоспособность государства |
Государства бывают также несуверенные или полусуверенные. Ярким представителем ограниченного суверенитета является федеративное устройство (суверенитет поделен между центром и субъектами); можно считать, что он принадлежит государству в целом, а полномочия, связанные с осуществлением суверенитета, поделены между высшими органами власти.
Суверенитет государства ограничивают:
§ Союзы государств
§ Международное право и организации, призванные обеспечить его соблюдение
§ Права человека, получившие признание в международном и внутригосударственном праве
Суверенитет народа – его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни (общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства).
! Виталий Иванов («теория государства») считает, что народ не может быть суверенным, т.к. суверен не может быть ограничен. Следуя теории народного суверенитета – существует право наций на самоопределение и на создание самостоятельного государства. Однако сецессия в настоящее время не предусмотрена ни одной конституцией мира, даже в РФ. КС РСФР 13 марта 1992 года (№3-П) постановил, что сецессия нарушила бы территориальное единство, это несовместимо с международными нормами о правах народа и человека. А суверенитет – полновластие и независимость; народ не обладает независимостью в полной мере.
Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования отдельного государства.
! Личность не обладает суверенитетом.
Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему, тогда государственный суверенитет совпадает с народным. В п.1 ст.3 Конституции РФ сказано: носителем суверенитета и единственным источников власти в РФ является ее многонациональный народ». Однако практически это далеко не всегда так: нередко государственная власть и государственный суверенитет не совпадают с народной властью и народным суверенитетом.
Закон как источник права: понятие и классификация.
Закон – НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом обладающий высшей юридической силой.
Признаки законов:
1. Принимается только представительным органом – парламентом, представляющим в формально-юридическом смысле весь народ (например, Федеральным Собранием в России, Конгрессом – в США и т.д.), или же непосредственно самим народом путем референдума;
2. Обладает высшей юридической силой;
3. Отражает волю и интересы всего общества или народа;
4. Издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
5. Принимается, изменяется и изменяется в особом законодательном порядке.
Классификации законов | ||
В зависимости от издавшего органа и территории, на которую распространяется его действие | Федеральные: 1. федеральные конституционные 2. федеральные обыкновенные законы. ! Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию; имеют приоритет над законами субъектов федерации. | Принятые субъектами: 1. конституционные. 2. обыкновенные (текущие) законы. ! Эти законы издаются высшими органами государственной власти субъектов федерации и имеют юридическую силу на территории субъекта. |
По юридической силе ! Некоторые ученые также выделяют обычные законы (отличаются более простым порядком принятия, не противоречат конституции, развивают положения конституционных законов). | Конституция – основной закон. | Органические (конституционные) законы – развивают отдельные положения конституции. |
По степени обобщенности содержащихся в законах норм права | Кодифицированные принимаются, если массив норм, регулирующих соответствующие отношения весьма обширен и может быть систематизирован. | Некодифицированные регулируют относительно узкую группу отношений. |