Отрасль права: понятие, виды

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определённую широкую сферу однородных общественных отношений Виды отраслей права:

  1. Отрасли публичного права:

· Конституционное

· Уголовное

· Уголовно-процессуальное

· Административное

и др.

  1. Отрасли частного права:

· Гражданское

· Семейное

· Земельное

и др.

+ особая отрасль международного права; не входит ни в одну национальную систему права; состоит из международного публичного и международного частного права.

Отрасль права подразделяется на институты права

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

§ предмет правового регулирования.

§ метод правового регулирования.

§ способность к взаимодействию с другими отраслями права.

Выделяют отрасли материального (оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования) и процессуального права.

Большинство отраслей права относится к материальным:

§ конституционное (государственное) право;

§ административное право;

§ гражданское право;

§ военное право;

§ трудовое право;

§ финансовое право;

§ уголовное право;

§ экологическое право;

§ семейное право;

§ право социального обеспечения и др.

Субъекты правоотношений: понятие, виды

Субъект – это лицо или организация, за которым государство признает способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей

Виды субъектов:

· Физические лица (все граждане, иностранцы и лица без гражданства)

· Юридические лица (организации и учреждения)

Признаки юридического лица:

1. Имеют обособленное имущество

2. Отвечают имуществом по своим обязательствам

3. Могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права

4. Имеют самостоятельный баланс и смету

5. Могут нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде

Законодательный процесс: понятие, стадии, принципы.

Законодательная процедура – установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу. Закрепляется в конституциях, текущих законах, специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

Принципы правотворчества:

7. Демократизм (активное участие представителей общества в правотворческой деятельности)

8. Законность и конституционность (строгое и неуклонное следование законам и конституции)

9. Научная обоснованность (предполагает объективный анализ потребностей общества путем их удовлетворения; важен учет социальной и экономической ситуации в стране)

10. Гуманизм (направленность издаваемых НПА на защиту прав и свобод граждан)

11. Профессионализм (обязательное участие квалифицированных высокопрофессиональных специалистов)

12. Постоянное техническое совершенствование принимаемых актов

 Законотворческий процесс

5. Законодательная инициатива - официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.В разных странах решается по-разному: во Франции оно принадлежит премьер-министру и членам парламента, в ФРГ – Федеральному правительству, членам Бундестага, Бундесрату (верхняя палата парламента), в России – Президенту, ФС и его членам, Правительству, законодательным органам субъектов, ограниченное право законодательной инициативы в пределах их ведения предоставлено судам высшей инстанции.

6. Обсуждение законопроекта. Работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях).

§ Первое чтение – вопрос о целесообразности законопроекта

§ Второе – обстоятельное обсуждение по существу и отдельных статей, поправок и дополнений

§ Третье – обсуждение в окончательном виде со всеми поправками

7. Принятие закона. Голосование (чаще всего открытое, а в Испании тайное вовсе запрещено) в однопалатных означает принятие закона, в двухпалатных необходимо одобрение обеих. Исключение – ФРГ (без согласия Бундесрата не может быть принята лишь часть «обычных законов», по остальным вопросам большинством голосов можно преодолеть несогласие)

8. Промульгация закона. Подписывается президентом в течение 14 дней и публикуется в официальном источнике (в случае отлагательного вето необходимо получить в обеих палатах 2/3 голосов, в течение 7 дней президент обязан подписать и обнародовать). Контрасигнатура – процедура промульгации без участия главы государства правительством (Англия, Дания, Япония – парламентарные монархии; Франция, Италия, Германия – республики со слабой властью правителя)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: