Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определённую широкую сферу однородных общественных отношений Виды отраслей права:
- Отрасли публичного права:
· Конституционное
· Уголовное
· Уголовно-процессуальное
· Административное
и др.
- Отрасли частного права:
· Гражданское
· Семейное
· Земельное
и др.
+ особая отрасль международного права; не входит ни в одну национальную систему права; состоит из международного публичного и международного частного права.
Отрасль права подразделяется на институты права
Основаниями для деления права на отрасли считаются:
§ предмет правового регулирования.
§ метод правового регулирования.
§ способность к взаимодействию с другими отраслями права.
Выделяют отрасли материального (оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования) и процессуального права.
Большинство отраслей права относится к материальным:
§ конституционное (государственное) право;
|
|
§ административное право;
§ гражданское право;
§ военное право;
§ трудовое право;
§ финансовое право;
§ уголовное право;
§ экологическое право;
§ семейное право;
§ право социального обеспечения и др.
Субъекты правоотношений: понятие, виды
Субъект – это лицо или организация, за которым государство признает способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей
Виды субъектов:
· Физические лица (все граждане, иностранцы и лица без гражданства)
· Юридические лица (организации и учреждения)
Признаки юридического лица:
1. Имеют обособленное имущество
2. Отвечают имуществом по своим обязательствам
3. Могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права
4. Имеют самостоятельный баланс и смету
5. Могут нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде
Законодательный процесс: понятие, стадии, принципы.
Законодательная процедура – установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу. Закрепляется в конституциях, текущих законах, специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Принципы правотворчества:
7. Демократизм (активное участие представителей общества в правотворческой деятельности)
8. Законность и конституционность (строгое и неуклонное следование законам и конституции)
9. Научная обоснованность (предполагает объективный анализ потребностей общества путем их удовлетворения; важен учет социальной и экономической ситуации в стране)
|
|
10. Гуманизм (направленность издаваемых НПА на защиту прав и свобод граждан)
11. Профессионализм (обязательное участие квалифицированных высокопрофессиональных специалистов)
12. Постоянное техническое совершенствование принимаемых актов
Законотворческий процесс
5. Законодательная инициатива - официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.В разных странах решается по-разному: во Франции оно принадлежит премьер-министру и членам парламента, в ФРГ – Федеральному правительству, членам Бундестага, Бундесрату (верхняя палата парламента), в России – Президенту, ФС и его членам, Правительству, законодательным органам субъектов, ограниченное право законодательной инициативы в пределах их ведения предоставлено судам высшей инстанции.
6. Обсуждение законопроекта. Работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях).
§ Первое чтение – вопрос о целесообразности законопроекта
§ Второе – обстоятельное обсуждение по существу и отдельных статей, поправок и дополнений
§ Третье – обсуждение в окончательном виде со всеми поправками
7. Принятие закона. Голосование (чаще всего открытое, а в Испании тайное вовсе запрещено) в однопалатных означает принятие закона, в двухпалатных необходимо одобрение обеих. Исключение – ФРГ (без согласия Бундесрата не может быть принята лишь часть «обычных законов», по остальным вопросам большинством голосов можно преодолеть несогласие)
8. Промульгация закона. Подписывается президентом в течение 14 дней и публикуется в официальном источнике (в случае отлагательного вето необходимо получить в обеих палатах 2/3 голосов, в течение 7 дней президент обязан подписать и обнародовать). Контрасигнатура – процедура промульгации без участия главы государства правительством (Англия, Дания, Япония – парламентарные монархии; Франция, Италия, Германия – республики со слабой властью правителя)