Эпидейктическая речь. Правила похвалы: за что. Как. Комплимент и тост как малые формы эпидейктической речи

ТЕМА 2. ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕЙ.

Информирующая речь: задачи, этапы. Вспомогательный материал (цифры, примеры, цитаты, наглядные пособия).

Эпидейктическая речь. Правила похвалы: за что? как? Комплимент и тост как формы эпидейктической речи.

Понятие и разновидности аргументирующей речи.

Основные виды аргументов и структура доказательства.

5. Правила аргументации. Приемы эффективной аргументации. Ошибки в аргументации.

В любой реальной речи осуществляется сразу несколько целей говорящего и, соответственно, выступает несколько речевых актов. Чтобы определить тип речи, надо выяснить, какое речевое намерение в выступлении преобладает, какого результата ожидает оратор. В реальном, живом общении встречается множество разновидностей речевых поступков: получить помощь, завоевать сострадание, наказать и т.д. — но мы подробнее остановимся на информирующем, эпидейктическом и аргументирующем типе речи.

ИНФОРМИРУЮЩАЯ РЕЧЬ: ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (ЦИФРЫ, ПРИМЕРЫ, ЦИТАТЫ, НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ).

Одна из главных целей коммуникации - передача информации, поэтому во всех сферах общения преобладают речи информационного плана. Общеизвестно, что «миром правит тот, кто владеет информацией». Это особенно наглядно проявляется в современном обществе, которое называют информационным: владение нужной информацией позволяет принимать правильные решения, обретать власть, добиваться большего влияния в различных областях, более эффективно оказывать воздействие на людей.

Информирующая речь – это речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.

Чтобы информационная речь имела успех, она должна отвечать следующим требованиям:

– нужно показать нерешенные вопросы;

– не должно быть ничего спорного, неразрешимого;

– речь должна пробудить любознательность;

– дать исчерпывающую информацию;

– должна быть актуальной и интересной для данной аудитории;

– должна содержать много конкретных фактов;

– должна содержать сопоставление старого и нового, нужно вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого;

– должна содержать элементы драматизма;

– включать не больше 2–3 разделов, пунктов плана;

– требует рационального изложения материала;

– требует логически безупречной аргументации;

– нужно подробно раскрыть причинно-следственные и условно-следственные связи.

Основные виды информационных выступлений:

­ информация – короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли;

­ объявление – сообщение о том, что предстоит, должно произойти;

­ аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;

­ лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;

­ доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему;

­ сообщение – небольшой доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу.

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. Различают научный и учебный доклады. Научный доклад содержит объективно новые сведения. В учебном докладе эта новизна – понятие субъективное.

Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово ставится, как правило, в конце фразы, менее информативное — в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности и информативности его следует поместить в конец фразы.

Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем является ценным вспомогательным материалом. Цифрдолжно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей. Цифрырекомендуется подавать 1) в сравнении, 2) округлять, чтобы легче воспринимались на слух, 3) сделать цифру «зримой», т.е. показать, что она означает.

Наглядный материал предъявляется тогда, когда он нужен. Нельзя развешивать плакаты заранее и следует убирать то, о чем уже сказано.

 

ЭПИДЕЙКТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. ПРАВИЛА ПОХВАЛЫ: ЗА ЧТО? КАК? КОМПЛИМЕНТ И ТОСТ КАК МАЛЫЕ ФОРМЫ ЭПИДЕЙКТИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Эпидейктическая речь – это так называемая «речь на случай», речь торжественная. Функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории. Разновидности: похвала лицу по особому случаю, похвала деятельности всего коллектива, похвала явлению (науке, области знания или другому общему делу, которое объединяет собравшихся людей), хула (осуждение, порицание).

Этот вид речи возник в Греции в V в. до н.э. Чтобы возбудить у аудитории высокие чувства, эпидейктическая речь регламентировалась рядом правил. Аристотель считал, что:

1. хвалить нужно то, что больше всего ценится в обществе;

2. законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения;

3. оратор должен использовать сравнение действий восхваляемого либо с поступками героев прошлого, либо с действиями обычных людей, чтобы выделить на этом фоне его заслуги;

4. случайно совершенный поступок древние представляли как осуществленный обдуманно.

Разновидности эпидейктической речи:

– похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хвалебная речь на свадьбе);

– похвала деятельности всего коллектива;

– похвала явлению;

– осуждение, порицание.

Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, — это сказать ему хороший комплимент. Принято делать комплименты женщинам, ибо им это нравится. На самом деле выслушивать комплименты (но не лесть!) любят все, просто реакция мужчин бывает не так заметна. Такая слабость к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека — потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником. Речь идет, конечно же, о настоящих комплиментах, но ни в коем случае не о пародиях на них. Комплимент отличается от лести именно тем, что в нём дается небольшое преувеличение. Льстец же достаточно сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: "Тебе очень идет этот цвет" (комплимент) и "Ты самая красивая" (лесть). Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности.

Комплимент - особый риторический жанр, импровизация на заданную тему с использованием набора условных риторических приемов (преувеличение; украшение) и традиционных средств (устойчивых сравнений и метафор). Основная функция комплимента – установление добрых отношений. Основное правило комплимента: признак, выделяемый как предмет положительной оценки, должен иметь непосредственное отношение к адресату.

Прямой комплимент – утверждение о наличии у слушателя какого-либо положительного признака, либо признание говорящего в том, что он положительно оценивает этот признак. Например: Елизавета Сергеевна, Вы замечательный начальник, добрый и отзывчивый человек! Или Знайте, что не только Ваша красота сделала меня вашим поклонником. Меня пленил Ваш ум. И Ваши прекрасные душевные качества (использование градации).

Косвенный комплимент – это комплимент-вопрос, комплимент-просьба (побуждение), комплимент-сравнение, комплимент «от вещи к личности», «через ощущения», антикомплимент, «чужими устами», комплимент через оценку социума, к которому принадлежит адресат. То есть в косвенном комплименте реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации. Например, адресант хвалит не самого адресата, но то, что ему дорого: Какие у Вас красивые дети! Своими голубыми глазками и светлыми кудряшками они удивительно напоминают ангелочков!

Техника комплимента:

· Использование имени собеседника в комплименте. Еще со времен Сократа и Платона известно, что для каждого человека сладчайшим звуком в мире является его имя. Если в предложении прозвучало имя собеседника, то он отнесется к нему с гораздо большим вниманием. Поэтому использование имени собеседника в комплименте усилит тот факт, что вы обращаетесь именно к нему, что этот комплимент носит сугубо личный характер. Приведём пример:

ПОВЕДЕНИЕ. "Елизавета Сергеевна, вы отличный учитель, потому что вы ухитряетесь уделить внимание каждому ученику".

ВНЕШНОСТЬ. "Света, какая у тебя красивая прическа, она отлично оттеняет твои глаза".

ВЕЩИ. "Никита, у тебя отличные туфли. Они прекрасно подходят к твоему костюму".

Исследования показывают, что использование имени собеседника значительно повышает интерес к разговору и, что является наиболее важным, слушатель с особым вниманием относится к сказанному после его имени, стараясь понять, каким образом это связано с ним.

Это очень важный момент, когда вы хотите убедить собеседника принять вашу точку зрения. Каждый раз, подходя к наиболее важным моментам разговора, предваряйте их обращением к собеседнику по имени. В результате его внимание к вашим аргументам и концентрация на них значительно возрастут. Обращайтесь к собеседникам по имени - они запомнят и вас и то, о чем вы говорили, надолго.

· Техника ЧТО/ПОЧЕМУ. Большинство тех, кто пытается сделать комплимент, часто терпят неудачу из-за того, что они говорят собеседнику, ЧТО им нравится, но не объясняют, ПОЧЕМУ. Сила комплимента в его искренности. Когда вы просто говорите, что вам что-то нравится, это может прозвучать фальшиво и не произвести должного действия. Никогда не делайте комплиментов, не объясняя, почему вам нравится то или другое.

ПОВЕДЕНИЕ. Фразу "Вы хороший учитель" можно улучшить, сказав "Вы хороший учитель, потому что вы внимательно относитесь к каждому из нас".

ВНЕШНОСТЬ. Улучшим фразу "У вас хорошая прическа" и скажем так: "Мне нравится ваша прическа. Она отлично оттеняет ваши глаза".

ВЕЩИ. Превратим "Мне нравятся ваши туфли" в " У вас отличные туфли. Они прекрасно подходят к костюму".

Тосты

Многих людей шокирует ситуация, когда они слышат стук металлической вилки о какой-нибудь фужер, сопровождаемый словами: "минуточку внимания!" И потом: "а давайте послушаем, что нам скажет многоуважаемый Сидор Палыч!". Обычно после этих слов возникает гнетущая тишина. Сидор Палыч, попавший в незавидное положение жертвы, остается наедине со многими парами внимательных глаз, которые для него как в тумане, с одной единственной мыслью в голове: "хотел бы я сейчас сквозь землю провалиться". Имейте в виду, что некоторые люди любят наблюдать за жертвоприношениями (возможно, это удовольствие заложено в их природе древними предками, которые требовали хлеба и зрелищ. Зрелищ! Неважно каких - веселых или печальных). Поэтому они сознательно создают такие неловкие ситуации для других людей.

Чтобы такие внезапные предложения не омрачали нам праздник, необходимо соблюдать некоторые правила произнесения тостов.

Для начала забудьте избитые тосты типа: "за то, чтобы у нас всё было и чтобы нам за это ничего не было", "дай, боже, чтоб завтра тоже" и прочие заезженные словоблудия, актуальные в подъезде. Также постарайтесь обойтись без популярных книжных тостов, ибо, если вы начнете произносить тост, который может закончить любой из слушателей, то будете представлять собой скучное зрелище. Это банально. Тост хорош, когда он не серийный, а уникальный, поэтому соблюдайте самое важное правило производства тостов: придумайте тост сами и говорите только то, что думаете на самом деле. И помните, что тост нельзя поднять: поднимаем мы бокал, а тост произносим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow