Во время публичного выступления, в ходе презентации, при проведении беседы, переговоров постоянно приходится отстаивать свою точку зрения, опровергать мнение оппонентов, убеждать, а зачастую и переубеждать слушателей.
Аргументация - логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Существует два аспекта аргументации: логический и коммуникативный.
В логическом отношении аргументация – это процедура отыскания опоры, оснований для некоторого высказывания и выражение этого в строгой форме.
В коммуникативном плане аргументация – это процесс передачи, истолкования и внушения информации, присутствующей в исходном положении.
Конечная цель этого процесса – формирование некоторого убеждения. Цель можно считать достигнутой, если человек понял и принял наше исходное положение. Потребность в аргументации возникает на том этапе рассмотрения проблемы, когда сформулированы возможные способы её решения, но не ясно, который из них обладает преимуществами.
Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости совершения, продолжения или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.
Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматриваются как агитационные, в которых любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет призыва к непосредственному действию.
Убеждающая речь.
Убеждает в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.
Разновидности убеждающей речи:
– выступление в научной и политической дискуссиях;
– выступление за круглым столом.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;
– необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);
– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;
– необходимо использовать короткие фразы;
– психологические доводы эффективнее логических.
Побуждающая речь.
Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!
Разновидности побуждающей речи:
– речь на митинге;
– речь на предвыборном собрании;
– прямой призыв к действию;
– речь-протест.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;
– речь должна приводить аудиторию к согласию;
– должна вызывать интерес;
– должна учитывать, может ли аудитория совершить действие;
– должна завершаться прямым призывом к действию.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ И СТРУКТУРА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.