Основные виды аргументов

Начиная с античных времен принято делить доводы на логические (рациональные), обращенные к разуму слушателей, и психологические (иррациональные), оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие:

- теоретические или эмпирические обобщения и выводы,

- ранее доказанные,

- аксиомы и постулаты,

- определения основных понятий конкретной области знаний,

- утверждения о фактах.

В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение.

Факт - это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение - суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо.

Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надёжными аргументами. К мнениям же необходимо относиться критически, учитывать исторические и социальные условия, которые оказали влияние на их формирование.

Достаточно весомыми логическими доводами считаются статистические данные. Однако цифрами нельзя злоупотреблять. Обилие цифр оглушает слушателей, затрудняет восприятие содержания речи. Важно, чтобы статистические данные отражали реальное положение дел, не искажали действительность.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы:

· аргументы, обращенные к интересам аудитории, затрагивающие чувство собственного достоинства адресата, его материальные, экономические, социальные интересы, физическое благополучие, свободу, удобство, привычки.

· доводы к общности морально-этических, нравственных норм убеждающего и убеждаемого

· апелляция к чувствам, которая делится на угрозы и обещания.

· доводы к доверию (ссылка на авторитет) и доводы к недоверию.

Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Психологические аргументы - это обращение к предрассудкам, к чувствам, к желаниям, к интересам адресата.Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата.

Конечно, если оратор в своем выступлении затрагивает какие-либо чувства, то его речь больше воздействует на слушателей, она лучше запоминается. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, егосубъективное отношение к предмету речи.

И. Ильф и Е. Петров в «Двенадцати стульях» великолепно показали, как Остап Бендер играет на честолюбивых чувствах васюкинцев, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему «с сыновней любовью».

Необходимо помнить, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приёмов, например:

· аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения).

· аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента).

· аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении).

· аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию) и др.

Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают аргументы сильные, слабые и несостоятельные.

Сильные аргументы основываются надокументальном подтверждении данной позиции, авторитетных мнениях и компетентных источниках. Они, как правило,не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание.

Слабые аргументы чаще всего объясняются недостаточной компетентностью или недоступностью источника. Они могут легко вызвать сомнение оппонентов. Против них легко найти возражение, трудно опровергаемое.

Несостоятельными называются аргументы, когда доводы полностью опровергаются оппонентом. Они позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их.

Контраргумент - это аргумент, направленный против приведённых доводов оппонента с целью их нейтрализации. Контраргументы также могут быть сильными, слабыми и несостоятельными.

Структура доказательства:

1. Тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать). Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Что обосновывают?» В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, которые складываются из одного, нескольких или целой системы взаимосвязанных суждений.

2. Аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис). Они исполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: «Чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?» В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения: теоретические или эмпирические обобщения; утверждения о фактах; аксиомы; определения и конвенции.

3. Демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов). Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой одну из форм условной зависимости. В соответствии со свойствами условной зависимости истинность аргументов достаточна для признания истинным тезиса при соблюдении правил вывода.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают «Потому что».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: